СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Психолого-Педагогические аспекты тестирования


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Егорова JI. В.,

старший преподаватель кафедры языкознания и иностранных языков ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

В статье рассматриваются достоинства одного из методов контроля уровня знаний и умений студентов в процессе обучения - тестирования; описываются технологии составления тестовых заданий, их структура, условия и этапы проведения тестирования, возможные психологические трудности студентов при выполнении теста.

Ключевые слова: метод; уровень знаний; психологические трудности; гуманизация.

Современная когнитивная наука (наука о приобретении, строении и использовании знаний) выделяет различные виды и свойства знаний. Соответствующие методы оценки должны быть приспособлены к этим знаниям, поэтому они смогут позволить с разной степенью точности выявить разные свойства знаний. В учебной деятельности значительное место отводится контролю (самоконтролю) и оценке (самооценке), и обусловлено это тем, что всякое учебное действие становится регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.

Контроль усвоенных знаний предполагает три составляющие:

модель предполагаемого результата действия;

процесс сличения полученного результата и идеального действия;

принятие решения о продолжении или коррекции действия.

В этих компонентах сосредоточена связь деятельностного и личностного подхода к образовательному процессу, его целесообразности и реалистичности, что позволяет построить системный подход к оценке знаний. Однако контроль не имеет смысла, когда он основан на предвзятом подходе, что иногда происходит, если он осуществляется человеком и несет в себе влияние этого человека и его отношение к проверяемому.

Проведение контроля с применением компьютерных технологий, в основе которого лежит метод тестирования, позволяет устранить этот негативный фактор и проверить знания студентов вне зависимости от «человеческого фактора».

Тестирование (от англ. test - опыт, проба) - метод проверки знаний, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Из-за отсутствия точных знаний о том, что такое тесты, в чем достоинства этого метода, ведутся многочисленные дискуссии о целесообразности их проведения. Применяются тесты для стандартизированного измерения индивидуальных различий, уровня развития, необходимых навыков и знаний у тестируемого.

Выделяют три этапа при проведении проверки знаний посредством этого метода:

выбор теста (определяется целью теста);

его проведение (определяется инструкцией к тесту);

интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования).

В структуре последовательных этапов учебной деятельности, выделенных традиционной педагогической психологией, тестирование, безусловно, находится на стадии контроля знаний, которому предшествует этапы постановки и решения учебных задач, точнее - внутри учебной деятельности, и его цель - отслеживание или мониторинг, а не оценка определенного этапа этой деятельности. Очень важный момент учебной деятельности - постановка учебной задачи. От того, насколько корректно она предложена, зависит ход дальнейшего обучения; важно, чтобы преподаватель четко понимал, чему он учит. В этом случае дальнейшая учебная деятельность становится осмысленной, а контроль - осознанным и логично вытекающим из учебной задачи.

Положительным в методе тестирования является тот факт, что тест лишает оценку субъективности и создает климат доверия, понимания и прозрачности; однако это приносит результат лишь тогда, когда обучающиеся видят в нем смысл. Таким образом, для грамотного и осознанного использования тестирования необходимо четко понимать его место в учебном процессе. Иначе говоря, тест становится не только средством обучения, но и средством проверки, он имеет конкретную цель, смысл и свое место в учебном процессе.

И вот здесь возникают психологические трудности: студенты не привыкли быть личностно ответственными за результативность своего обучения. Следовательно, у них невольно возникает необходимость изменить отношение к предмету и, соответственно, ориентацию в материале.

Тестовые испытания проводятся с использованием особых технологий, а не простым набором заданий с выбором ответов, проверяющих в основном репродуктивный уровень усвоения знаний и умений. Это более широкий спектр технологий контроля, включающий также открытые задания с определенной методикой проверки свободных ответов студентов, с логическими и творческими задачами.

С использованием подобного метода мониторинга уровня знаний появляется возможность значительно поднять степень ответственности студентов в процессе обучения, поскольку тестирование, ставя всех в одинаковые условия, дает шанс на укрепление веры в справедливость (обоснованность и непредвзятость оценки, основанных на индивидуальных ответах). Тесты могут либо содействовать, либо (при неправильной организации дела) препятствовать этому процессу: либо повышать, либо снижать уровень социального оптимизма и активности.

Итак, применение тестов при оценивании уровня знаний является одним из направлений гуманизации системы образования, поскольку тестирование, по сравнению с традиционной системой оценивания, ставит студента в более комфортные психологические условия. Во-первых, в тесте гораздо больше заданий, чем в обычном письменном или устном экзамене, что позволяет людям с повышенной экзаменационной тревожностью лучше настроиться на преодоление избыточного стресса. Тест начинается, как правило, с простых заданий, что позволяет студенту справиться с волнением, настроиться на работу, повысить уверенность в себе. Нервно-эмоциональное напряжение в условиях массового тестирования, при котором отсутствует влияние межличностного компонента ситуации «экзаменатор - экзаменующийся», будет несколько ниже, чем в условиях традиционных экзаменационных испытаний, что позволит с наибольшей адекватностью проявить экзаменуемому свои способности, знания, умения и навыки.

Во-вторых, если обычный письменный экзамен (контрольная работа) содержит максимум 5-7 заданий, то в тесте всегда счет заданий идет на десятки. Тест, в котором меньше 20 заданий, считается неточным и приближенным; в профессионально подготовленном тесте, как правило, не менее 30 заданий. Благодаря большому количеству заданий тест оказывается надежным инструментом проверки, защищенным от целого ряда «побочных эффектов», неблагоприятно влияющих на объективность проверки. В этом и состоит самая положительная особенность тестов. Чем меньше заданий в тесте, тем выше вес случайности в проверке знаний. Чем больше вопросов в тесте, равномерно отражающих различные темы учебной программы, тем точнее тестовый балл характеризует реальный уровень знаний по этой программе.

В-третьих, измерение с помощью тестовых шкал отличается от выставления обычных баллов, не устанавливая жестко и однозначно уровень необходимых требований, а формулируя их более мягко, в рамках достаточно широкого интервала. В этом смысле тесты оказываются более универсальным инструментом: они фиксируют тот уровень, который может показать в данный момент тестируемый.

Иными словами, если традиционные методы уходят корнями к нормативной модели контроля, когда все должны добиться одинакового уровня, тестовый метод обслуживает другую - соревновательную модель контроля, направленную на того, «кто лучше». Дифференцированные же тестовые шкалы «амортизируют», «смягчая» удар по самооценке. Такая оценка более соответствует уровню социальнопсихологической подготовки наших учеников (причем, независимо от возраста), не привыкших к острой конкуренции и резким различиям в уровне достижений.

Психологи считают, что успешное прохождение теста в большой степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого - готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки экзаменующегося к испытаниям, но и позволяют ему более успешно вести себя во время сдачи экзаменов, и вообще способствуют развитию у него навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. К тому же, тестирование, интегрированное в повседневный учебный процесс, в текущий контроль знаний, позволяет преподавателю, своевременно выявив пробелы, их устранить, а с достигшими планируемых результатов - продолжить обучение на более высоком уровне. Сам же тестируемый получает информацию о своем уровне знаний относительно программных требований и своем месте в группе.

К сожалению, на результаты тестирования может значительно повлиять и обстановка в аудитории в момент тестирования, ее социально-психологическая атмосфера, групповые настроения. Если же обстановка не способствует рабочему настрою тестируемого, а наоборот, усиливает тревожность, которая только мешает его ясному мышлению, то результат может быть неточным. Однако встроенная в учебный процесс система тестирования поможет обучаемым в ответственный момент справиться со своими эмоциями и поставленными задачами.

Список литературы

Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М.: Знание. 1971.

Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учеб. пособие. М.: Форум. 2005. 240 с.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ