старший преподаватель кафедры английского языка для гуманитарных специальностей ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
В статье рассматриваются понятия языковой личности в социокультурном пространстве, а также речевого портрета современного студента-юриста. Сформулированы основные критерии культуры речи для студентов-юристов, проанализированы и систематизированы речевые ошибки.
Современный взгляд на науку о языке все более становится ан- тропоцентричным; в центре внимания - личность человека, индивида. Динамика современной жизни способствует возникновению условий, требующих быстрого реагирования в процессе межличностного взаимодействия, следовательно, развитие речи, в частности у студен- тов-юристов, является необходимым условием развития профессиональных навыков, т.к. коммуникативная компетентность специалиста
основа успешной коммуникации, эффективного взаимодействия. При этом часто возникает необходимость в рекомендациях по совершенствованию речи юриста, моделированию диалога, подготовке и проведению беседы. Поэтому речевой портрет языковой личности, его анализ становится важной и актуальной задачей современной лингвистики.
Наиболее полное и фундаментальное исследование языковой личности принадлежит Ю.Н. Караулову, который рассматривает это
понятие как «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений» [3].
По мнению некоторых исследователей, речевой портрет есть воплощение в речи языковой личности определенной социальной общности. При этом, несмотря на повышенное внимание к индивидуальности, все больший интерес ученых связан с теми чертами языковой личности, в которых заложены признаки принадлежности к той или иной социальной группе. Каждая социально-возрастная группа в своей речи реализует характеризующий ее специфический набор языковых элементов, а также различные способы и приемы общения. Анализ совокупности этих факторов способствуют составлению и описанию речевого портрета определенной социально-возрастной общности, в частности современного студенчества.
Так, например, Л.П. Крысин не только устанавливает взаимосвязь между личностью и социумом, но и рассматривает в социолингвистическом аспекте языковую личность с позиции ее места в определенном обществе [4]. Очевидно, что подобные исследования носят односторонний характер, т.к. без должного внимания остаются культурный или, точнее, социокультурный, региональный, региональноэтнический параметры, а учитывается только социальный аспект. Та- кой подход привел к актуальному в современном мире составлению и описанию социально-речевых портретов (совокупной или индивидуальной) русской языковой личности.
В исследовательском плане одним из актуальных и интересных типов совокупной языковой личности выступает современный российский студент, речевой портрет которого во многом отражает реальную языковую ситуацию и особенности речевой коммуникации не только в сугубо молодёжной сфере общения, но и коммуникативного пространства современного города в целом (с его формами речевой субкультуры и т. п.).
Студенчество - это та социально-возрастная группа, которая чутко реагирует на различные изменения, и, следовательно, представляет широкий пласт для изучения, так как именно в речи студентов быстрее всех обнаруживаются различные языковые трансформации.
Наиболее яркими особенностями современного студенческого лексикона являются, на наш взгляд, следующие: употребление студенческого жаргона, обыгрывание иностранных слов и сниженной лексики.
Профессиональная речь будущего юриста с точки зрения языковой личности представляет собой совокупность (множество) единиц разных уровней языковой системы и функциональных разновидностей языка: специальная юридическая терминология, различные средства официально-делового стиля, административно-правовая лексика, элементы разговорного стиля.
Рассматривая профессиональные функции юристов, известный правовед С.С. Алексеев выделил главную из них - прежде всего, ведение юридических дел. Нередко эта работа обозначается словом «производство». К профессиональной деятельности юристов относится составление юридических документов, которые используют строгие стандарты способов выражения мысли. Таким образом, юрист в процессе осуществления своих профессиональных функций и «говорит», и «пишет», и «советует» [1, с. 95].
Речь является своеобразным паспортом человека, который точно указывает, в какой среде общается говорящий, как он относится к людям и родному языку, каков его культурный уровень.
Основные критерии культуры речи юриста - это точность, ясность, правильность, чистота, нормативность. Культура речи юриста предполагает знание письменных норм, устных публичных выступлений. Устная речь требует богатства словаря, художественной выразительности, поскольку она обращена непосредственно к живым людям. Допущенные речевые ошибки дискредитируют юриста. Если ошибка осталась незамеченной, то юрист, человек образованный, оказывается проводником речевого бескультурья.
Таким образом, речевая культура не личное дело каждого юриста. Уважительное отношение к языку, чистая, правильная речь юриста является в определенной мере показателем его уважения к нашим законам.
Современный юрист как носитель административно-правовой культуры должен не только в совершенстве владеть нормами современного литературного языка, но и различными типами служебного общения, профессионально значимыми речевыми жанрами, соблюдать этические нормы и этикетные правила, стремиться к толерантному восприятию особенностей других коммуникативных культур, уметь адаптироваться к различным условиям и ситуациям общения.
Языковая личность юриста формируется в определенном социокультурном пространстве - соответствующей ментальной среде, обусловленной профессией, образом жизни и мировоззрением коммуникантов. В порождаемых языковой личностью юриста текстах, в его речевом поведении отражаются мировоззрение, профессиональная языковая картина мира, а также профессиональные цели, ценностные установки. Речевое поведение - не только особенности лексикона, тезауруса и грамматикона (ср. языковую личность по Ю.Н. Караулову), но и типы коммуникативной стратегии в условиях служебного общения - является важнейшей характеристикой социального статуса современного юриста [5, с. 99-100].
Профессиональная речь юриста с позиции теории языковой личности представляет собой совокупность единиц разных уровней языковой системы и функциональных разновидностей языка: это специальная юридическая терминология, средства официально- делового стиля со стандартными клишированными выражениями, элементы разговорной речи, административно-правовой жаргон.
Будущим юристам необходимо выработать навык составления различных юридических документов. Материалом для упражнений на практических занятиях по русскому языку, практической стилистике служат юридические документы, нормативные акты, на примере которых студенты наблюдают особенности языка права, и процессуальные акты, анализ которых помогает выявлять речевые, стилистические ошибки и устранять их согласно языковым нормам.
В данной статье рассмотрен языковой портрет студентов- юристов 2 курса отделения среднего профессионального образования Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Объектом исследования стал материал анкетирования 46 студентов направления «Право и организация социального обеспечения».
Участникам необходимо было ответить на вопросы:
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный юрист XXI века?
Насколько необходимы юристу знания по психологии в его профессиональной деятельности?
Проанализировав полученные данные, отмечаем, что 90 % опрошенных справились с заданием, четко и полно ответив на предложенные вопросы. 10 % опрошенных не смогли четко сформулировать свои мысли, не подтвердили их аргументацией.
При анализе ошибок, возникших в письменной речи студентов, особое внимание следует уделить нормам, вызывающим некоторые затруднения у студентов.
Среди них можно выделить следующие:
Нарушение норм управления в словосочетании и предложении: «Юрист должен быть сосредоточенным над своей работой, уметь правильно преподнести, донести до клиента информацию» (Анастасия С.).
Нарушение норм согласования подлежащего и сказуемого в предложении: «Юрист должен быть готовым к любым профессиональным сложностям» (Николай М.). «Находчивость - это видеть ситуацию с разных сторон, рассматривать несколько вещей сразу» (Дмитрий Б.).
Неправильное употребление вида глагола: Для юриста необходимы навыки системного анализа норм права, умение вести переговоры, представлять интересы лиц в суде, грамотно выбрать и отстаивать линию защиты законных интересов и прав клиента» (Александр А.).
Излишнее многословие: «Соответственно с тем, что сказано выше, можно сказать, что правила общения должны преобладать в речи юриста» (Александр П.). «Современный юрист, на мой взгляд, должен обладать хорошими знаниями законов для правильного применения их в судебной практике, должен обладать четкой логикой, с помощью которой можно выстроить цепочку событий для решения проблемы, поставленной юристу» (Виктория К).
Неуместное употребление слов с точки зрения стиля или семантики: «В первую очередь должна быть развита речь, она обязана быть официальной и строгой» (Татьяна П.). «Юрист должен обладать самоконтролем» (Елена Б.). «Юрист должен говорить с умом» (Арина М.). « Часто понимание человеческой души и мыслей помогает принимать правильные решения» (Юлия П.).
Ошибки при склонении некоторых имен и фамилий: «Были заслушаны показания свидетелей Седых и Кравченка» (Ирина К).
Пропуск второстепенных членов предложения: «Оценка результатов деятельности включает в себя разработку методики этой оценки и доведения до работников» (Юлия К.) .
Пропуск слов в устойчивых словосочетаниях: «Представитель прокуратуры сообщил о том, как претворяются решения об охране здоровья населения» (Иван С.). «Грамотность также имеет значимую роль» (Екатерина С.).
Пропуск средств связи придаточной части сложноподчиненного предложения с главным: «Юрист должен обладать аналитическим складом ума, умением вести переговоры, должно быть развито оперативное мышление, он мог дать немедленную правовую оценку ситуации» (Елена К).
Создавая языковой портрет современного студента-юриста, мы не могли обойти вниманием проблему значительного увеличения количества просторечных и нецензурных слов в лексиконе современной молодежи.
Среди студентов было проведено анкетирование. Участники должны были ответить на вопрос: «Насколько часто в своей речи вы используете ненормативную лексику?».
Было предложено несколько вариантов ответов:
Никогда.
Бывает, «вылетает».
При сильных эмоциях.
Разве есть другие слова?
В результате опроса были получены следующие данные:
5% опрошенных студентов никогда не используют ненормативную лексику в своей речи;
35% студентов используют эту лексику только при сильных эмоциях;
58% ответили, что «бывает, вылетает»;
и только 2% опрошенных выбрали последний вариант ответа.
Анализ результатов приводит к выводу, что большая часть опрошенных студентов редко употребляет ненормативную лексику. При этом имеется значительное количество студентов, которые частотно употребляют ненормативную лексику в повседневности. Массовое использование ненормативной лексики приводит к стиранию границ употребления этих слов в повседневной речи, а это характеризует снижение уровня речевой культуры в целом. В основном, это проявляется у молодого поколения, в лексике некоторых подобные слова зачастую становятся словами-паразитами.
Авторами статьи предприняты попытки эффективного формирования коммуникативной компетентности студентов с помощью различных информационных технологий, на примере организации самостоятельной работы в системах Moodle и E-learning [подробнее см.: 2, 6].
Таким образом, низкое языковое развитие современного российского студенчества становится социально значимой проблемой всего общества. Именно слово является главным инструментом юриста XXI века. И от того, насколько оно будет точным, правильным, необходимым зависит точное соблюдение и применение юридических норм и предписаний.
Список литературы
Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М.: Юридическая литература, 1976. 256 с.
Винник В.К, Шишикина АЛ. Информационно-проектный метод как средство повышения речевой культуры будущих предпринимателей в процессе обучения (с использованием системы Moodle) // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-6. С. 1450-1454.
Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения [Электронный ресурс]. URL: destructioen.narod.ru/karaulov iasikavaia lich- nost.htm (дата обращения: 30.01.2015).
Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Язык и личность. М., 1989.
Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего в сфере межкультурной коммуникации // Библиотечное дело. XXI век. 2008. №1 (15). С. 98-103.
Шишикина А.А., Нацвалова М.Ю. Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в высшей школе // Качество в производственных и социально-экономических системах: Сб. научных трудов II Междунар. научно-практ. конф., посвященной 50-летию Юго-Западного государственного университета: в 2-х томах / отв. ред. Павлов Е.В. 2014. С. 431- 434.
критерий культура речь, языковый личность представлять, личность представлять совокупность, единица разный уровень, уровень языковый система, культура речь юрист, языковый система функциональный, современный студент юрист, употреблять ненормативный лексика, основный критерий культура, функциональный разновидность язык специальный, разновидность язык специальный юридический, язык специальный юридический терминология, портрет современный студент юрист, система функциональный разновидность язык, основный критерий культура речь, единица разный уровень языковый, языковый система функциональный разновидность, разный уровень языковый система, уровень языковый система функциональный,