СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Коммуникативные качества юриста как условие успешного решения задач межличностного профессионального взаимодействия


КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЮРИСТА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Алексеева Н. А.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры языкознания и иностранных языков ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

В статье проанализирована структура базовой модели коммуникативного потенциала личности, который определяет результативность общения и формирует коммуникативный стиль, необходимый для решения профессиональных задач межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: коммуникативный потенциал; коммуникативный стиль; мотивация общения; коммуникативная компетентность.

Профессия юриста предполагает активное общение с разными людьми. Поэтому ему необходимо видеть перспективы и планировать стратегии и тактики развития межличностного взаимодействия, уметь вести диалог, соблюдая нормы культурной и деловой этики, принимать оригинальные и адекватные ситуациям решения.

В статье «Творческое решение социальных проблем» Г.Р. Гилфорд говорит, что можно развить определенные умения и навыки общения с окружающими людьми, но невозможно предвидеть неожиданные обстоятельства. «Новые ситуации непрерывно появляются, вызывая необходимость употребления новых методов общения». Но достаточно ли умений и навыков для успешного общения? Часто возникают ситуации, когда люди, обладающие подобными знаниями и умениями общения, оказываются неспособными ликвидировать недоразумение, выйти из конфликтной ситуации, улучшить условия совместной деятельности [1].

Леонтьев А.Л. считает, что условия общения никогда не повторяются полностью, и каждый раз человеку проходится заново подбирать нужные языковые средства и речевые навыки. Непредсказуемость коммуникативной ситуации требует от человека целого комплекса коммуникативных качеств, обеспечивающих успешное участие в общении [3].

Рыжов В.В. описал целую структуру базовой модели коммуникативного потенциала личности, который определяет результативность общения и формирует коммуникативный стиль.

Определяющая роль в этой структуре отводится доминирующей мотивации, т.е. отношению личности к предмету совместной деятельности, участником которой он становится через участие в общении. Выделяется три вида личностной направленности в общении.

авторитарный - это стремление повлиять, убедить, переубедить, т.е. добиться желаемого воздействуя на другого человека;

манипулятивный - это представление о других как партнерах в игре, которую лучше выиграть, нежели проиграть;

диалогический - это ориентация на равноправие отношений и совместное обсуждение ситуации по совместному поиску решения.

Вторым блоком этой структуры он называет контактность личности, которая включает в себя следующие индивидуальные особенности:

интенсивность общения или коммуникабельность;

инициативность в контактах, выражающиеся в стремлении личности брать в общении инициативу, входить в контакт и выходить из контакта;

широта круга общения, которая служит показателем коммуникативных возможностей личности;

эмоциональная удовлетворенность, являющаяся мерой психологического комфорта личности в общении и стимулом для оптимизации коммуникативного поведения личности.

Третий блок отражает содержательность общения, т.е. богатство общения личности как выражение широты, многогранности, гармоничности, либо, наоборот, односторонности и узости содержательных связей личности с другими людьми.

Четвертый блок раскрывает социоперцептивные способности личности, что составляет внутреннюю психологическую основу общения. С одной стороны, человек выступает как субъект познания других участников общения, с другой стороны, он является объектом познания для других. Информативность личности как объекта восприятия находит выражение в открытости личности для других, в ее способности предоставить другим значительный объем информации о своей личности.

В пятом блоке представлены рефлексивно-самооценочные способности. Они выражают меру осознания личности собственных коммуникативных возможностей, меру адекватности самооценки коммуникативного поведения, правильности понимания своего участия в общении [5].

Петровская J1.A. считает, что для осуществления успешного общения человеку необходимо обладать коммуникативной компетентностью, т.е. способностью устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.

Коммуникативная компетентность включает в себя некую совокупность знаний и умений:

эмпатия - умение понимать отношения и чувства людей;

рефлексивность, т.е. насколько человек чувствует других людей и как его понимают другие;

гибкость поведенческой реакции [4].

Эстонской исследовательницей Кала У.Ф. были предложены некоторые качества, необходимые личности для решения коммуникативной проблемы.

Среди них можно выделить следующие моменты:

готовность воспринимать других людей адекватно их психическому состоянию и их неповторимой индивидуальности;

готовность вынести из данных воспринятой ситуации и партнера гипотезы относительно их скрытых мотивов, возможных социальных установок, фиксировать проблемы, построить прогностическую модель дальнейшего процесса общения на основе этих гипотез и проверить в ходе общения свои гипотезы;

гибкая модификация своих средств общения, поведенческого репертуара соответственно прогностической модели развития процесса общения;

готовность к критическому самоанализу [2].

Многие авторы считают сенситивностъ фактором успешного общения. Существуют по крайней мере два подхода к определению понятия «сенситивность». Одни рассматривают ее как способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека. Другие отдают предпочтение многокомпонентной теории. Г.Смит выделяет четыре компонента сенситивности:

наблюдательная сенситивность - способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил;

теоретическая сенситивность - это способность выбирать и применять теории для более точных интерпретаций и предсказаний чувств, мыслей и действий других людей;

номотетическая сенситивность - это способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе;

идеографическая сенситивность - способность понимать своеобразие каждого человека [6].

Таким образом, успешное коммуникативное общение складывается из эмоциональных и поведенческих особенностей личности, что определяется коммуникативным потенциалом самого юриста. Во многом результативность общения зависит от умения специалиста видеть и чувствовать собеседника, уметь прогнозировать его чувства, мысли и поведение, а также обладать адекватной самооценкой.

Список литературы

Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления. М.: Прогресс, 1959. 531 с.

Кала У.В. Формирование у старшеклассников творческого отношения к общению: дисс. ... канд. психол. наук. Тарту, 1982.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. С. 218—

228.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социальнопсихологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.

Рыжов В.В. О взаимосвязи общения личности и ее социальноперцептивных характеристиках // Вопросы психологии. 1981. №1.

Смит Г.К Тренинг прогнозирования поведения: Тренинг развития эмпатии и рационального мышления. Тренинг развития способностей к пониманию окружающих людей. СПб.: Речь, 2001. 26 с.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ