СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Социальное партнёрство государства и религиозных организаций в современной россии: правовое обеспечение и региональная практика


СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Шиманская О. К.,

кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии, истории и древних языков НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород магистрант НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород

Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации, проект 2275 «Стратегии межкуль- турной коммуникации, этноконфессиональное взаимодействие и социокультурная идентичность России».

Ключевые слова: социальное партнерство; государство; религиозные организации; правовое обеспечение.

Социальное партнёрство государства и религиозных организаций в современной России обусловлено международными подходами к правам человека, стандартами свободы совести и религиозной свободы, а также российским законодательством. Это статья 55 Устава ООН и «Всеобщая декларация прав человека» 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г. [2].

Конституция 1993 г. характеризует РФ как светское государство. Провозглашается принцип отделения религиозных объединений от государства и их равенство перед законом. Статьей 28 Конституции РФ гражданам гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Образование является светским. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. создал нормативно- правовую базу, упорядочившую государственно-конфессиональные отношения. Однако закон не предусмотрел правовых форм деятельности религиозных организаций за пределами их рели- гиозно-культовой практики в таких сферах, как социальная и образовательная. На момент принятия закона ни законодатель, ни религиозные организации не могли предвидеть увеличение роли религиозных институтов в социальной сфере, востребованность их диаконической и каритативной деятельности.

Современные исследователи Р. Подопригора, К. Дурэм, В. Хоффман, К. Шлайх, Е.

Мирошникова предлагают трёхчленную классификацию, публично-правового статуса религий:

1) модель идентификации или государственная религия; 2) модель радикального отделения (американская модель); 3) плюралистическая модель, модель нейтралитета или кооперационная модель (европейская модель) [5, с. 16-18]. Россия, провозгласив отделительную модель, реализует кооперационную. Она на основе принципа отделения при отсутствии государственной религии обеспечивает легитимное сотрудничество государства с религиозными организациями, её основные принципы: мировоззренческий нейтралитет государства; принцип толерантности; принцип паритета. Однако государственноконфессиональные отношения исторически обусловлены и динамично развиваются, порождая новые актуальные вопросы. Их становление связано со сложностями, проявляющимися во взаимодействии религиозных организаций и государства в области социального партнёрства. Под социальным партнёрством мы понимаем систему взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций, направленную на решение социально значимых проблем.

Оформление правовой базы социального партнёрства государства и религиозных организаций было положено распоряжениями и рекомендациями Президента РФ. Был создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации - распоряжение Президента РФ от 24 апреля 1995 г. № 192-рп. Совет - это консультативный орган, осуществляющий подготовку предложений для Президента РФ, по его взаимодействию с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества. Функции Совета: обеспечение взаимодействия Президента РФ с религиозными объединениями, аналитика материалов и рекомендации по вопросам политики в области взаимоотношений государства и религиозных объединений (проекты федеральных законов, указов Президента, иных нормативных правовых актов). Заседания Совета проводятся не реже одного раза в полугодие. Обеспечение его деятельности осуществляет Управление Президента РФ по внутрен ней политике. В состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ входят 22 человека - это представители федеральных органов исполнительной власти, специалисты в области религиоведения и государственно-конфессиональных отношений, представители крупных религиозных организаций, зарегистрированных на территории России.

Религиозные деятели России участвуют в работе Комиссии Правительства РФ по вопросам религиозных объединений, в Совете Федерации Федерального Собрания РФ создана Объединенная комиссия по национальной политике и взаимодействиям государства и религиозных объединений. При Комитете Государственной думы по делам общественных объединений и религиозный организаций создан экспертный совет, куда вошли представители религиозных и светских организаций.

Подобные комиссии и Советы существуют во многих регионах России. По мнению федеральных чиновников, «в стране складываются целостная система взаимодействия религиозных объединений с институтами гражданского общества, механизмы их реального диалога с органами государственной власти и местного самоуправления» [4, с. 170]. Она осуществляется путём создания совещательных органов на федеральном уровне, распоряжениями и рекомендациями Президента РФ. Это формирование правовой традиции, обычаев делового оборота как основы для различного уровня соглашений о сотрудничестве. Однако и правовая традиция, и правовой обычай не могут быть долгосрочной основой для социального партнёрства государства и религиозных организаций, требуя более устойчивых форм взаимных договорных обязательств, побуждая к законодательным инициативам в развитии государственно-конфессиональных отношений.

При анализе состояния правового регулирования социального партнёрства государства и религиозных объединений в России необходимо рассматривать двухсторонний процесс: во-первых, действия государственных органов - это действия «сверху», как результат государственной вероисповедной политики поддержки наиболее перспективных конфессий; во-вторых, инициативная деятельность «снизу», то есть самих религиозных организаций. Объём статьи позволяет нам рассмотреть лишь некоторые аспекты федеральной и муниципальной практики развития государственно-конфессиональных отношений по вопросу социального партнёрства.

Необходимость модернизации социального законодательства, регулирования сферы социального партнёрства государства и религиозных организаций осознаётся российской властью. Об этом говорит исследование Центра проблемного анализа и государственно- управленческого проектирования «Социальное партнёрство государства и религиозных организаций», в котором обосновывается необходимость принятия нового федерального закона «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями» [9].

Правовое обеспечение социального партнёрства показательно в практике регионов, в том числе и в Нижегородской области, где православие глубоко укоренено в общественной и культурной жизни. Православная традиция - часть общественного сознания и идеологии нижегородских властей. Представление о присущей Нижнему Новгороду традиционной православной духовности поддерживается авторитетным духовенством епархии. Так в 2001 г. по инициативе полпреда в ПФО С. Кириенко создан Фонд им. Святителя Феофана Затворника для поддержки православных общественных инициатив в области образования, просвещения и культуры. При ПФО была сформирована Комиссия по развитию этнокультурных и конфессиональных отношений и гражданской идентичности. Задача Комиссии - совершенствование отношений власти и религиозных организаций и предотвращение возможных межконфессиональных конфликтов. Полпред президента в ПФО А. Коновалов, занявший эту должность в ноябре 2005 г., поддерживал инициативы Нижегородской епархии РПЦ МП, связанные со строительством храмов и монастырей. Важной задачей церкви в современной России полпред считал социальную работу.

Сегодня губернатор В.П. Шанцев стремится к конструктивному взаимодействию с основными конфессиями области. В 2005 г. событием, закрепившим особые отношения областных властей с епархией РПЦ МП, стало празднование 4 ноября Дня народного единства, где вместе выступали губернатор и архиепископ Георгий. В декабре 2010 г. по инициативе главы администрации Нижнего Новгорода О.А. Кондрашова по аналогии с президентским Советом по взаимодействию с религиозными объединениями был создан Межконфес- сиональный консультативный совет. «Наше стремление к диалогу религий и народов на территории города, мудрая позиция руководителей конфессий позволили нам держать ситуацию под контролем»,- прокомментировал он [8].

Межконфессиональный консультативный совет - коллегиальный консультативный орган, образованный в целях совершенствования системы взаимодействия с религиозными объединениями, осуществляющими свою деятельность на территории Нижнего Новгорода. Задачи Совета: обеспечение взаимодействия администрации города с религиозными объединениями; содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год. В состав Межконфессионального консультативного совета входят 16 человек, в числе которых - представители региональных органов исполнительной власти, представители религиозных организаций, специалисты в области государственно-конфессиональных отношений и религиоведения.

23 июня 2011г. состоялось первое заседание Межконфессионального консультативного совета. Глава администрации выступил с инициативой проведения благотворительных акций совместно с религиозными конфессиями. Акция «Пастырь добрый» призвана отметить наградами наиболее активных служителей каждой религиозной общины, завоевавших уважение верующих. Акция «День благотворительности» призвана стимулировать благотворительную деятельность в городе. Представители конфессий одобрили предложения О. Кондрашова.

На втором заседании Совета 16 февраля 2012 г. обсуждались вопросы религиозного образования. О. Кондрашов подчеркнул, что особое внимание вопросам интеграции традиционных отечественных духовно-нравственных ценностей в образовательное пространство региона уделяет Нижегородская епархия. Об опыте сотрудничества епархии с муниципальной системой образования рассказал руководитель епархиального отдела образования протоиерей Виктор Софро- нов.

Третье заседание Совета состоялось 24 января 2013 г. на тему «Молодежь и религия в контексте современных политических процессов». Было отмечено, что в последнее время наблюдаются противоположные процессы: с одной стороны, рост интереса молодежи к традиционным религиям, с другой - обращение в различные квазире- лигиозные объединения. Кондрашов призвал религиозные организации активно участвовать в работе с молодежью, а администрация в свою очередь обязалась оказывать всевозможное содействие религиозным организациям, например, помогать при проведении спортивных мероприятий.

21 ноября 2013 г. состоялось четвертое заседание Совета, участники которого обсудили меры социальной адаптации мигрантов. О. Кондратов ситуацию с мигрантами в области оценил как спокойную и бесконфликтную. Было объявлено о создании горячей линии для сообщений о нарушении законодательства в отношении мигрантов. Гаяз Закиров, глава ДУМНО, указал на то, что общины без помощи властей не могут оказывать необходимую социальную помощь мигрантам. По данным представителей УФМС России по Нижегородской области, в 2013 г. поток мигрантов увеличился на 20%, около 80000 мигрантов находятся в регионе незаконно. Была выявлена необходимость добиться соблюдения мигрантами законодательства, совершенствование этого законодательства, приобщение мигрантов к элементарной культуре.

Встречи продолжились и в 2014 г. 21 марта организовано пятое заседание Совета на тему «СМИ и религиозные организации, проблемы и перспективы взаимодействия». Было принято решение о проведении межконфессионального и межнационального субботника 26 апреля. Сотрудники администрации города совместно с представителями религиозных конфессий очистили сквер Интернационалистов от мусора, посадили цветы. В работах по благоустройству приняли участие более 150 нижегородцев, в числе которых - представители Духовного управления мусульман области, Центральной церкви Евангельских христиан-баптистов, Римско-католического прихода Успения Пресвятой Девы Марии, Нижегородского отделения Всероссийского Азербайджанского конгресса, Областной общественной организации «Нижегородская армянская община» и др. [6].

На заседании принято решение об открытии интернет-приемной по вопросам религиозной жизни в Нижнем Новгороде. Участники совета поддержали идею создания на портале «нижнийновгород.рф» открытой площадки для конструктивного взаимодействия средств массовой информации и религиозных конфессий. Ее цель - расширение тем, рассказывающих о жизни традиционных конфессий, повышение качества журналистских материалов на религиозные темы. Ответы будут предоставляться в сроки, определённые Законом РФ «О средствах массовой информации» [3].

10 декабря 2014 г. прошло шестое заседание Межконфессио- нального совета. Его участники говорили о необходимости организации межконфессионального туристического маршрута в целях улучшения имиджа Нижнего Новгорода. «Стоит отметить, что деятельность администрации города Нижнего Новгорода в сфере взаимодействия с религиозными объединениями и национальнокультурными организациями ведётся во многих направлениях, пропагандируется формирование в городской среде атмосферы толерантности и межкультурного долга. В частности при поддержке администрации города был снят фильм «Мы разные, но мы вместе», позволяющий наглядно продемонстрировать дух единства различных национальностей», - подчеркнул Николай Пугин [7].

26 февраля 2015 г. в муниципалитете обсудили проект плана по развитию и укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений, который станет магистральным на 2015 г. Обсуждение состоялось на заседании рабочей группы по межнациональным отношениям, созданной в рамках межконфессионального консультативного совета при администрации Нижнего Новгорода. «Среди мероприятий комплексного плана значатся и новые, и ставшие традиционными проекты. В него заложено большое количество мероприятий, предложенных национально-культурными сообществами, причём часть из них уже реализуется. В текущем году важными темами являются 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 650-летие пребывания преподобного Сергия Радонежского на Нижегородской земле, 100-летие Нижегородской Соборной мечети», - сообщил начальник управления по взаимодействию с общественными организациями и местным самоуправлением администрации города Александр Макеев [1].

Власти региона выстраивали свои взаимоотношения с религиозными объединениями, в большей степени исходя из личных предпочтений и убеждений. Надо понимать, «моделью» для выстраивания взаимоотношений региональной политической элиты с религиозными организациями на местах служит пример федеральных властей. Осознание необходимости гибкого подхода к духовной сфере требует от представителей исполнительной, законодательной и судебной власти и федерального, и регионального уровня чуткости и деликатности в решении проблем одной из самых тонких сфер человеческого сознания и деятельности - свободы совести, мировоззренческих, ценностных оснований индивидуального и коллективного бытия.

Религиозные организации стремятся к конструктивному воздействию на систему общественных отношений, на социальные институты, структуры и процессы. Одной из форм их активизма выступает имеющее глубокую нравственную основу социальное служение. Общество нуждается в реализации эффективных социальных программ, а религиозные организации имеют потенциал их осуществления. Он может содействовать устойчивому и стабильному развитию Российской цивилизации при условии развития права и последовательном исполнении правовых положений.

Социальное партнёрство государства и религиозных организаций должно перейти от прецедентов и формирующейся правовой традиции к законодательному оформлению, что могло бы найти отражение, например, в поправках к Федеральному закону «О свободе совести и религиозных организациях», что подсказывает, в частности, практика государственно-конфессиональных отношений в нашем регионе.

Список литературы

В администрации Нижнего Новгорода обсудили вопросы межнационального взаимодействия в 2015 году [Электронный ресурс]. URL: kanavino.org/ index.php/novosti/item/260215-2

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений: принят Резолюцией 36/55 на 73-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 25 ноября 1981 г. II Г.М. Мелков. Права человека: Сб. междунар. документов. М.: Юрид. лит., 1998. 608 с.

Интернет-приемная по религиозным вопросам. URL: www.admgor.imov.ru/priemnaya/intemet-priemnaya-po-religioznim-voprosam/

Кудрявцев А.И. Межконфессиональный диалог и толерантность как основа гражданского мира и согласия в России // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 2: Исследования: Сб. / сост. и общ. ред. В.В. Шмидта, И.Н. Яблокова при участии Ю.П. Зуева, З.П. Трофимовой. Книга 1 (1): Религиоведение в России в конце XX - начале XXI в. М., 2010. С. 170.

Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М., 2007. С. 16-18.

Межконфессионалъный субботник прошел в Нижнем Новгороде [Электронный ресурс]. URL: www.aif-im.ru/society/details/1158234

Николай Пугин принял участие в заседании VI Межконфессионалъного консультативного совета при администрации города Нижнего Новгорода [Электронный ресурс]. URL: nnov.er.ru/news/2014/12/ll/nikolaj-pugin- prinyal-uchastie-v-zasedanii-vi-mezhkonfessionalnogo-konsultativnogo-soveta-pri- administracii-goroda-nizhnego-novgoroda/

Олег Кондрашов подверг критике попытки переложить ответственность за межнациональные отношения только на муниципальный уровень II [Электронный ресурс]. URL: www.facebook.com/mopemn/ posts/644261645595389 (дата обращения: 28.10.2013).

Якунин В.И., Сулакшин С.С., Симонов В.В., Багдасарян В.Э., Вили- совМ.В., Куропаткина О.В, Нетёсова М.С., Сазонова Е.С., Силантьев Р.А., Хвыля-Олинтер А.И., Ярутич А.Ю. Социальное партнёрство государства и религиозных организаций. М., 2009. 232 с.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ