СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Формирование практических навыков оформления процессуальных документов у студентов-юристов как средствоповышения доступности


ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ КАК СРЕДСТВОПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ПРАВОСУДИЯ

Попова E. И,

преподаватель кафедры

гражданско-процессуального права ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

В данной статье рассматриваются основные аспекты формирования навыков оформления процессуальных документов у студентов-юристов, представлен методический подход к составлению и оформлению юридических документов.

Ключевые слова: судебное делопроизводство; студенты-юристы; практические навыки; процессуальные документы; профессиональные компетенции.

В настоящее время к вопросу о том, чему и как надо учить современных студентов-юристов, существует два основных подхода. Сторонники первого подхода настаивают на подготовке юристов широкого профиля, второй подход предлагает более узкую углубленную правовую специализацию.

Неоднократно высказывалось мнение, что без глубоких специальных знаний нельзя говорить о высококвалифицированном специалисте. В своей статье «Нужна ли модернизация юридического образования в России?» B.C. Белых, заведующий кафедрой предпринимательского права Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор, в частности, указывает: «...считают, что классическое или университетское юридическое образование ко многому обязывает. Российский юрист должен быть широко эрудированным специалистом, а не стряпчим. Если высокоэрудированные студенты не в состоянии «состряпать» исковое заявление, то кому нужна такая эрудиция?» [4, с. 17].

Одна из разновидностей юридических услуг, которая востребована гражданами и юридическими лицами, это составление процессуальных документов. Под составлением процессуальных документов понимается подготовка исковых заявлений, ходатайств, апелляционных, кассационных, надзорных жалоб и пр. Проблема отсутствия или недостаточности практических навыков у выпускников юридических вузов и ссузов в данной сфере профессиональной деятельности хотя и не является новой, к сожалению, до сих пор актуальна.

Важность реализации идеи практической направленности юридического образования была отмечена в Указе Президента РФ от

№ 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» (п. 16) [12]. Необходимость такого подхода высказывалась также авторитетными специалистами в сфере юридического образования и науки: «Юрист в своей работе не может ограничиваться только знанием общих подходов и принципов. Он призван искать и находить конкретные средства защиты прав и законных интересов предприятий и граждан - субъектов предпринимательской деятельности. У будущих юристов необходимо формировать основы навыков профессионального мышления» [4, с. 18].

Увеличение практической части образовательной программы по специальности «юриспруденция» имеет достаточно определенные социально-экономические обоснования. Вот как, в частности, об этих обоснованиях пишут в своей статье д.ю.н., профессор Н.А. Шевелева, декан юридического факультета СПбГУ и к.ю.н. М.Ю. Лаврикова, проректор по учебной работе СПбГУ: «...работодатели крайне заинтересованы в том, чтобы поступивший к ним на работу выпускник был готов заниматься практической деятельностью без дополнительной подготовки непосредственно на рабочем месте, поскольку иное означает для работодателя необходимость производить существенные затраты (временные, финансовые и иные), а в дальнейшем и брать на себя ответственность за действия выпускника, которая становится «зоной риска» для самого работодателя» [14, с. 42].

ФГБОУВО «РГУП» осуществляет подготовку специалистов для судебной системы (1/6 часть выпускников 2014 года работают в судебной системе), а также выпускники вуза регулярно трудоустраиваются в качестве государственных гражданских служащих (ФССП, ФМС), в должностные обязанности которых входит документационное обеспечение судебной деятельности или деятельности иных государственных органов. Выпускники РГУП также получают работу в организациях, занимающихся оказанием юридических услуг физическим и юридическим лицам. В связи с этим нужно отметить, что отсутствие практических навыков по составлению процессуальных и иных юридически значимых документов у выпускников- юристов негативно влияет в дальнейшем на их профессиональную деятельность: снижает качество предоставляемых ими юридических услуг, осложняет правоприменение, затрудняет надлежащее и своевременное оформление документов, связанных с осуществлением правосудия.

Необходимо отметить, что такая ситуация с качеством оформления процессуальных документов не добавляет авторитета деятельности как судебных, так и иных государственных органов. Озабоченность качеством оформления судебных решений, в частности, неоднократно высказывалась специалистами в области гражданского процесса: «...судебные решения принимаются именем Российской Федерации (ч. 1 ст. 194 ГПК РФ), что предполагает их наивысшую силу как акта правосудия. По их содержанию и оформлению можно судить о качестве всей судебной системы России. Можно ли вести речь о законной силе некорректных безграмотных актов? Представляется, что нет! Следует помнить, что немотивированные и неубедительные, небрежно составленные судебные акты, содержащие искажения имеющих значение для дела обстоятельств, порождают сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности судей» [10, с. 16].

Значение грамотного оформления протокола судебного заседания, который, несомненно, является важным процессуальным документом, также неоднократно отмечалась учеными-процессуалистами: «Вопросы качества протокола судебного заседания зачастую имеют первостепенное значение. На сегодняшний день протокол судебного заседания - практически единственный юридически значимый источник сведений о ходе процесса...» [9, с. 30]. Представляется, что проблема ненадлежащей полноты, правильности и адекватности отражаемых в протоколе судебного заседания сведений может быть решена, хотя бы частично, более детальным изучением правил и практических особенностей составления данного вида документов в рамках предмета «Судебное делопроизводство» при обучении будущих специалистов судебной системы, а не только путем проведения курсов повышения квалификации для уже действующих работников судебной системы.

Что же касается влияния отсутствия у выпускников-юристов навыков оформления процессуальных документов на качество услуг, предоставляемых трудоустроившими их юридическими фирмами гражданам и организациям, необходимо отметить, что неверно составленный для клиента процессуальный документ может негативно повлиять на рассмотрение дела в суде. Например, исковое заявление, составленное с нарушением требований закона, может стать причиной отклонения иска либо затянет рассмотрение дела, т.к. документ возвратят для устранения недостатков. «Если при ознакомлении с исковым заявлением судья установит, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, предъявляемых к форме и содержанию иска, - выносится определение об оставлении заявления без движения» [8, с. 18].

Отсутствие же навыков правильного изложения фактов в заявлении часто приводит к рассмотрению дела с позиции, невыгодной для истца. Ведь на основании этого документа судья формирует свое мнение о представленном деле, поэтому крайне важно, чтобы правильное впечатление сложилось сразу.

Неверно составленные ходатайства и жалобы также способны повлечь отказ в пересмотре дела или затянуть его пересмотр, осложнить совершение необходимых клиенту процессуальных действий. В итоге, вместо осуществления содействия правосудию и восстановлению нарушенных законных интересов и прав граждан и организаций, неквалифицированная «юридическая помощь» способна произвести противоположный эффект.

С учетом всего изложенного выше, можно отметить, что навыки составления процессуальных документов являются важным звеном в приобретении студентами-юристами профессиональных компетенций. Теоретические знания в этой области студенты получают в рамках занятий по процессуальным дисциплинам (гражданский процесс, арбитражный процесс, уголовный процесс).

С получением практических навыков дела обстоят хуже. Семинарские занятия предполагают лишь ознакомление с образцами процессуальных документов. Программа производственной практики в судебных органах, например, предусматривает возможность составления студентом проектов процессуальных документов под контролем со стороны судей или иных должностных лиц. Однако из-за большой загруженности судей и работников судов реализовать данную возможность достаточно затруднительно. В итоге формирование практических навыков составления процессуальных документов остается за рамками образовательного процесса и достается студенту «для самостоятельного изучения». Между тем предполагается, что выпускник юридического вуза, согласно требованиям ГОС, «владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7)» и «способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13)» [13].

Для решения задач по подготовке специалистов, обладающих перечисленными выше компетенциями, ряд вузов предусмотрел разработку спецкурсов лекций и практических занятий: «Процессуальные документы», «Составление процессуальных документов по гражданским делам» [1; 2; 3].

Другим направлением реализации задач по составлению юридических документов является включение составления проектов процессуальных документов в планы практических занятий, например, по гражданскому процессу, с использованием сборников образцов документов [6; 8].

Можно отметить, что проведение семинарских занятий, на которых студенты составляют проекты таких процессуальных документов, как исковое заявление, ходатайство, жалоба, в рамках дисциплины «Судебное делопроизводство» должно способствовать формированию практических навыков документирования у будущих юристов, поддержанию интереса к профессии за счет предоставления возможности учащимся применить на практике теоретические знания. Важным моментом в данном случае будет являться еще и элемент контроля сформированности навыков составления юридических документов как контроль овладения студентом компетенциями, установленными ГОСом.

На наш взгляд, при обучении составлению процессуальных документов, имеет смысл сформировать у студентов общий подход к данной деятельности, универсальную методику. «Методика составления процессуальных документов включает общие положения их составления, принципы (основы) разработки процессуальных актов, а также частные методы, приемы и рекомендации по подготовке процессуальных документов» [7, с. 363].

Фактически, методический подход к составлению документов будет включать: знание требований, предъявляемых процессуальным документам законом и стандартами; следование принципам составления этих документов; знание способов систематизации материала в документе; учет научных и практических рекомендации по оптимальному составлению документов.

В заключение хотелось бы отметить, что приобретенные в ходе обучения навыки составления процессуальных документов с соблюдением таких требований, как законность, мотивированность, логичность, полнота и лаконичность, повысят профессионализм выпускни- ков-юристов, обеспечат подготовку более качественных кадров для судебной системы, способных надлежащим образом исполнять должностные обязанности. В итоге, качественно оказанные юридические услуги, правильно и своевременно оформленная документация судов несомненно будет способствовать обеспечению принципа доступности правосудия.

Список литературы

Архипкин С.В., Еремина Е.Е. Составление процессуальных документов по гражданским делам: учеб. пособие. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2004. 87 с.

Белицкий В.Ю. Процессуальные документы (комплексная задача): методические рекомендации для проведения практических занятий. Барнаул: Изд- во БЮИ МВД России, 2010. 32 с.

Белицкий В.Ю. Ходатайства и жалобы в уголовном процессе. - Барнаул: Изд-во БЮИ МВД России. 2010 38 с.

А. Белых B.C. Нужна ли модернизация юридического образования в России? // Юридическое образование и наука. 2013. № 4. С. 17-21.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЭ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014). Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.д

Данилов Е.П. Образцы судебных документов с комментариями. М.: Юрайт. 2011. 455 с.

Качалов В.А., Качалова О.В. Уголовно-процессуальное право: учеб. пособие. М.: Изд-во МГИУ. 2007. 388 с.

Образцы процессуальных документов. Досудебное производство / под общ. ред. Толкаченко А.А. М.: Юрайт, 2013. 472 с.

Плотников И.В., Хырхыръян М.А. Объективизация протокола судебного заседания и аудиозапись стороны ей в помощь // Адвокатская практика. 2013. №2. С. 30-32.

Рехтина И.В. Правосудие: о состоянии качества оформления судебных решений (постановлений) // Российский судья. 2010. № 3. С. 16-18.

Смоленский М.Б. Исковые заявления. Типичные ошибки: учеб.-практ. пособие. М.: Проспект, 2011. 112 с.

Указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» II Собрание законодательства РФ. 2009. № 22. Ст. 2698.

ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация «бакалавр») [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?base=LAW;n=116382;req=doc

Шевелева Н.А., Лаврикова М.Ю. Некоторые проблемы нового этапа развития юридического образования // Закон.2014. № 1C. 41-45.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ