СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


О важности формирования учебно-познавательной компетенции у студентов-юристов


О ВАЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

Кондратьева Е. А.,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

Статья посвящена проблеме учебно-познавательной компетенции, без освоения которой, по мнению авторов, невозможно освоение профессиональных компетенций юриста. Представлены компоненты структуры учебнопознавательной компетенции, приведены данные исследования степени значимости каждого ее компонента, проведенного среди студентов-юристов нижегородских вузов в 2009 и 2014 гг.

Ключевые слова: компетенция; компетентностная модель; функциональное образование; учебно-познавательная компетенция.

Глобальные процессы, активно затрагивающие различные сферы жизни, но так или иначе связанные с продуктивной адаптацией человека в профессиональной деятельности, происходящие как в России, так и во всем современном мире, вызывают необходимость пересмотра как целей образования, так и всего процесса образовательной деятельности. Очевидно, что образовательный процесс, ставящий основной целью насыщение обучающихся определенным количеством знаний, а также последующая оценка обучающихся по тому, как они эти знания воспроизводят, не отвечает требованиям современного рынка труда.

Наполняя студента определенным количеством информации из разных областей, традиционное образование, которое еще принято называть дисциплинарным, не учит их систематизировать эти знания различных дисциплин в комплексные умения, необходимые для выполнения конкретных заданий. Таким образом, оценка обучающихся только по сумме знаний, которую они могут воспроизводить, не является объективной, так как не отражают реальную готовность и способность будущих молодых специалистов к самостоятельной работе в профессиональной сфере. Необходим переход от дисциплинарного образования, которое в настоящее время стало дисфункциональным, к образованию функциональному, которое будет систематизировать знания и умения по функциям [2].

Многочисленные научные исследования показывают, что выпускники российских вузов в целом и в частности выпускники юридических специальностей очень часто по своему уровню подготовки не соответствуют требованиям современного рынка. Так, например, у студентов, будущих юристов наблюдается недостаточность знаний для решения практических задач, ведения деловых бесед, слабая сформированность умений моделировать свою позицию, умений устанавливать и поддерживать межличностные деловые контакты. Наибольшие затруднения значительная часть выпускников юридических факультетов вузов испытывают в практическом применении полученных знаний [5]. Тем отсутствующим звеном, которое позволит трансформировать полученные знания в практические навыки, работающие в условиях реального рынка, и являются компетенции.

Широкое распространение этого понятия в образовании объясняется желанием подчеркнуть использование прогрессивных инновационных технологий и наилучших методов обучения. Если в тексте Национальной доктрины образования в Российской Федерации 1999 г. еще не было упоминания такой категории, как компетентность [4], то компетентностный подход в современном российском образовании является основным и занимает центральные позиции в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, вышедших в 2010 г., и в программе развития образования РФ на 2013-2020 гг.. И если с теоретической составляющей вопроса все относительно ясно, то на практике существуют проблемы перехода российского образования на компетентностное, которые связаны с тем, что есть серьезные сложности с определением уровня владения компетенциями; нет адекватного подхода к внедрению компетентностной модели, а также отсутствует понимание сути важности компетентностного образования у всех участников процесса.

Особую важность в компетентностной модели имеют так называемые ключевые компетенции, которые являются универсальными и позволяют личности справляться с самыми различными задачами [1]. Хотя в настоящее время существуют определенные сложности с определением числа ключевых компетенций, большинство исследователей включает в их список учебно-познавательную компетенцию. Так, согласно А.В. Хуторскому, учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки [6].

С одной стороны, совершенно очевидно, что от сформированно- сти у обучающихся учебно-познавательной компетенции зависит, как будут усваиваться все остальные компетенции. Работодатели также считают данный вид компетенций наиболее важным. С другой стороны, существующие на сегодня исследования показывают, что обучающиеся придают этим компетенциям низкую степень значимости

. Исследования, проведенные автором данной статьи среди студен- тов-юристов нижегородских вузов в 2009 и 2014 гг., также показывают, что будущие специалисты в области юриспруденции совершенно не придают значения учебно-познавательной компетенции, которая федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения отнесена к блоку общекультурных компетенций, а 70% опрошенных отметили этот блок как не важный и отдали предпочтение профессиональным компетенциям.

Учитывая то, что мы не сможем говорить о качественной подготовке юриста только при наличии у него некоего теоретического блока знаний по специальным дисциплинам, а должны также оценивать его способности решать поставленные задачи, опираясь на имеющиеся знания, способности систематизировать информацию, работать в команде, адекватно вести себя в любой правовой ситуации, мы должны исходить из того, что формирование профессиональных компетенций невозможно без первичного формирования учебно- познавательной компетенции.

В структуру учебно-познавательной компетенции входят мотивационно-ценностный (показывает, чем мотивированы люди в получении знаний), содержательно-деятельностный (показывает предпочитаемые виды деятельности в рамках обучения) и рефлексивно-оценочный (показывает предпочитаемый способ оценки знаний) компоненты.

Итоги опроса студентов-юристов нижегородских вузов в 2009 г. показали, что на тот момент не был сформирован ни один из трех компонентов учебно-познавательной компетенции. Мотивационноценностный - отсутствовала самомотивация, к учебе мотивировали внешние мотивы, такие как получение и сохранение работы, сохранение хороших отношений с родителями, а также необходимость сдавать экзамены (52,2%).

Содержательно-деятельностный компонент - студенты не самостоятельны, не готовы к современным способам обучения (77%), не стремятся к пониманию вопроса, а заучивают наизусть (28%).

Рефлексивно-оценочный компонент - проверки знаний должны быть частыми, чтобы можно было сдать предмет и забыть про него, интересует не столько личный результат, сколько то, чтобы он не был худшим в группе (33,8%).

Итоги опроса студентов-юристов нижегородских вузов в 2014 г. показали определенные изменения во всех компонентах, входящих в учебно-познавательную компетенцию. По сравнению с 2009 г., мотивационно-ценностный компонент, хотя и перегружен внешними мотивами (получение и сохранение работы, необходимость сдавать экзамены и отношения с родителями), включил важный показатель - собственный выбор, т.е. появляется самомотивация, которой не было раньше.

В содержательном компоненте тоже появились изменения, демонстрирующие положительную динамику, несмотря на то, что студенты по-прежнему предпочитают традиционное обучение в вузе и занятия. Показатель «Предпочитают учить наизусть» снизился в 1,5 раза. Появилось большое количество студентов (45%), предпочитающих практическую работу над проектом.

Рефлексивно-оценочный компонент в основной части остался без изменений, российские студенты все так же сравнивают себя с другими и предпочитают частые и регулярные проверки знаний, особенно в виде экзаменов - без изменений. Но для 27% опрошенных стали важны личные комментарии преподавателя по их работе.

Существенные изменения есть в двух из трех компонентов, составляющих учебно-познавательную компетенцию, и можно говорить о том, что не сформированным остается только третий компонент.

В заключение хотелось бы отметить, что решение проблемы недостаточной квалификации выпускников юридической специальности, безусловно, требует принятия целого комплекса мер. Но совершенно очевидно, что будущий юрист не сможет овладеть всем комплексом специфических профессиональных знаний, а значит, не сможет стать компетентным специалистом без базовых умений, заключающихся в том, чтобы уметь систематизировать знания из разных областей, быть готовым к обучению в течение всей жизни, работать в команде, грамотно и адекватно вести себя в разных правовых ситуациях. Все эти умения и составляют суть учебно-познавательной компетенции, без освоения которой невозможно освоение профессиональных компетенций юриста.

Список литературы

Аргунова П.Г. Формирование ключевых компетенций в образовании // Научный аспект. 2012. № 2. С. 1-12.

Грудзинский А.О., Палеева О.А. Компетентностный подход как основа функционального высшего образования в США и Германии: опыт для России // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №2(1). С. 25-34.

Ъ.Дюгай Е.Е. Гущина Л.А. Формирование компетенций: миф или реальность // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф., Москва, апрель 2012 г. М.: Буки-Веди. 2012. С. 7-12.

Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Материалы XIII Всерос. совещ. Книга 2. Компетентность человека - новое качество образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2003. 40 с.

Хайрутдинова Д.Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, будущих юристов на основе учебных деловых игр (на примере предметной области «Уголовно-процессуальное право»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск. 2012. 27 с.

Хуторской А.В. Компетенции в образовании: человекосообразный аспект. Аудиозапись выступления на методологическом семинаре в Российской академии образования // А.В. Хуторской. Персональный сайт. Хроника бытия. 22. 11. 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: khutorskoy.ru/ discus/ au- dio/index.htm








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ