ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВА
Иванова JI. И.,
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РГУП, г. Нижний Новгород
В статье рассматривается феномен правовой культуры, возможность и перспективы интеграции юридического толкования понятия «правовая культура» и ее социально-гуманитарного содержания. Автор обсуждает механизмы и психолого-педагогические условия формирования правовой культуры личности.
Традиционно образование, обучение и воспитание граждан признаются важнейшими условиями развития любой страны, главными условиями эффективности права и государства. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего юридического образования устанавливает новый - компетентностный - подход в обучении студентов [18]. В педагогической деятельности происходит переход от традиционного транслирования знаний к проектированию индивидуальной образовательной траектории, способствующей успешной социализации личности студента [17]. Стремление самого студента получить высшее образование, как конкурентное преимущество на рынке труда, сопряжено с риском быстро сойти с дистанции в погоне за профессиональной карьерой, поскольку часто оказывается, что выпускник не приобрел духовной целостности, нравственной определенности, зрелости мыслей и поступков. Социальногуманитарные дисциплины юридического вуза, обеспечивая формирование общекультурных и отдельных общепрофессиональных компетенций выпускника, могут осуществить проектирование в образовании лишь при некоторых условиях. Одним из таких условий является наполнение правовых категорий их социально- гуманитарным содержанием.
Современная философия и теория образования сталкиваются с задачей такого процесса формирования личности, который изначально не ориентируется на заранее определенную цель и представляется моделированием без четкого видения модели [1]. В юридическом образовании такой «нечеткой» моделью выступает «правокультурная личность» - характеристика гражданско-правовой активности, привычки к правомерному поведению и осознанию социальной значимости права [23]. Модель выпускника юридического вуза, заданная ФГОСом, предполагает формирование у выпускника способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры, культуры мышления и культуры поведения [18].
Исследования в области права показывают, что формирование правовой культуры личности - это «интериоризация норм права и принципов нравственности», «введение в правовое сознание новых взглядов и правовых ценностей» [23, с. 510, 514]. В свою очередь, в психологических исследованиях установлено, что интериоризация возможна, если внешние источники регулирования поведения будут восприняты личностью как средства, инструменты саморегулирования ее поведения.
Изучение правовых категорий, размышление о бытии права сами по себе не могут обеспечить формирование правомерного поведения студентов. Однако рефлексия методов познания правовой реальности, аккумулированных в отечественном философско-правовом и философско-богословском наследии, позволяет сформировать то особенное видение правовых проблем, которое содержит в себе понимание их сути и того образа жизни, при котором становятся возможными и право, и правовая культура личности. «Для этого преподаватель..- отмечает В.А. Горлянский, - ничего не навязывая, а лишь показывая личный пример творческой работы ума, ... может и должен дать учащемуся направление движения его самостоятельной мысли» [3, с. 11]. Поскольку только «в единстве всех духовных сил - разума, эстетического переживания, совести и воли - ... мысль становится живой, а знание становится тождественным живому бытию» [2, с. 76].
Право призвано упорядочивать и разрешать противоречия общества, в нем сочетаются и групповые (классовые) и общесоциальные (общечеловеческие) интересы. «Право во все времена... стремилось соединить противоположности в одно целое. Соединение противоположностей, - как полагает В.А. Горлянский, - может быть достигнуто двояким способом. Во-первых, преобразованием противоположностей в соотносительные дополняющие друг друга противоположности и, во-вторых, созданием промежуточных, опосредствующих звеньев между противоположностями» [3, с. 118].
Исходя из того, что правовую культуру характеризует «отношение личности и общества к праву как системе социальных институтов и отношений, охраняемых силой государства» [23, с. 512], можно говорить о трех механизмах формирования правовой культуры личности. Каждый из них представлен деятельностью людей, которая направлена на разрешение посредством права противоречий между интересами личности, отдельных социальных групп и общества в целом.
Во-первых, государство, наделяя отдельных граждан правами и обязанностями госслужащих, формирует правовую культуру как способность гражданского служащего разрешать противоречия между своими личными интересами и законными интересами граждан (т.н. конфликты интересов), основываясь на принципах служебного поведения [25] и кодексах служебной профессиональной этики [11; 12]. Деятельность комиссий по разрешению конфликтов интересов [20; 26], а также следование кодексу служебной этики, умение предвидеть конфликты интересов, знать алгоритм их предотвращения и разрешения [15] является личным вкладом госслужащего в процесс разрешения противоречий между интересами гражданина и государства в виде формирования новой личности - чиновника с нравственной гражданской позицией.
Во-вторых, формирование правовой культуры связано с деятельностью восприятия и развития накопленных правовых ценностей. В частности известно, что создание институциональных гарантий независимости судов сопровождается разработкой этических стандартов поведения судей [11; 16]. Для того чтобы соединение норм этики и норм закона стало возможным, необходимы т.н. социальные технологии моделирования профессиональной деятельности. Моделирование профессиональной деятельности в области права основано на представлениях об идеальной модели поведения и «задействует внутренние механизмы саморегулирования и самоконтроля» юриста, «которые являются более сложными в плане оценки и контроля со стороны судебной системы и общества в целом» [14, с. 259]. Технология моделирования правового поведения включает в качестве существенного ее элемента процессы самомоделирования - осознания юристом своей профессионально психологической пригодности к деятельности и готовности к постоянному профессиональному самообразованию и саморазвитию. Важно отметить, что, например, судья включается в процесс моделирования и самомоделирования своей профессиональной деятельности уже в ходе подготовки (будучи кандидатом на должность судьи) к квалификационному экзамену и оценивая себя в процедуре психологического отбора [19].
В-третьих, правовая культура личности формируется в деятельности, связанной с использованием достижений правовой мысли, юридической техники и практики. Известно, что в настоящее время получает развитие т.н. восстановительное правосудие в спорах между гражданами и в отношении детей («в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность») [22; 27; 29]. Отмечу, что восстановительное правосудие в отличие от традиционного позиционирует правонарушителя и его жертву в качестве активных участников исправления (устранения) нанесенного ущерба, не ограничиваясь взглядами на правонарушение как причину ответственности правонарушителя, нанесшего вред государству и обществу. Исследует эффективные способы «исчерпывания конфликта» [13]. С 2011 г. граждане России в соответствии с ФЗ «О медиации» приобрели право самостоятельно создавать новый порядок разрешения споров, использовать правовые нормы в качестве инструментов регулирования своих спорных правоотношений (как правило, не прибегая к помощи профессиональной юстиции) [28].
Право, «соединяя противоположности в одно целое», создавая «новые формы движения противоречия», вызывает развитие, совершенствование общества [3, с. 118]. Правовые механизмы разрешения противоречий общества обнаруживаются в специфических формах правовой культуры. Внутренняя форма правовой культуры характеризуется психическими процессами, состояниями и качествами личности, обеспечивающими правовое поведение, а внешняя (поведенческая, объективированная) проявляется в различных вариантах социально позитивного, справедливого поведения [5; 10].
Смысловое содержание правовых норм как регуляторов социальных отношений приобретает устойчивое значение в виде принципов права. Принципы традиционного и восстановительного правосудия сосуществуют в виде самостоятельных форм правовой культуры. Проведенный нами опрос студентов филиала выявил, что большинство из них, отдавая предпочтение принципам традиционного правосудия, признают принципы и восстановительного правосудия [перечень принципов см.: 29]. Рефлексия принципов правосудия позволяет 85% опрошенных второкурсников и 71% четверокурсников осознанно следовать традиционному пониманию назначения правосудия - установить вину и применить наказание. Также большинство студентов (но в несколько в ином соотношении - 70% студентов 2 курса и 86% 4 курса) разделяют традиционный для правосудия подход - «выявить, чего заслуживают преступники». Больше половины опрошенных помимо принципов традиционного правосудия разделяют и идеологию восстановительного правосудия: «преступление - это нарушение прав людей и разрушение отношений», «правосудие должно выяснить, кому был нанесен вред (ущерб), каковы потребности пострадавших». Отмечу, что к 4 курсу студенты становятся разборчивее в принятии принципов восстановительного правосудия, не соглашаясь со многими из них, они вместе со второкурсниками согласны с тем, что правосудие должно вовлекать жертву, преступника, членов общества в совместную работу по исправлению произошедшего.
В ответах помощников судей федеральных и областных судов за традиционное и восстановительное правосудие высказывается примерное равное число опрошенных. Принципы восстановительного правосудия доминируют над традиционным в ответах помощников арбитражных судов. Различия между помощниками арбитражных судов и судов общей юрисдикции обнаружилось в том, что, если первых больше интересует, «как помочь пострадавшим», то вторых - «кто это сделал» (кто совершил правонарушение). Студентов от помощников отличает большая приверженность принципам традиционного правосудия, помощники в целом чаще отдают предпочтение восстановительной юстиции.
Различие во взглядах на традиционное и восстановительное правосудие говорит о том, что юридическое образование способно поддержать живое многообразие подходов к праву как условие обогащения и развития правовой культуры. Осознанное отношение к преимуществам и недостаткам традиционного правосудия возможно при освоении студентами иных подходов к разрешению правовых конфликтов, в частности, альтернативных процедур разрешения правовых споров. С этой целью в учебный процесс нашего филиала для студентов 2 курса введена новая учебная дисциплина «Основы медиации», которая позволяет осознать лежащие в основе права социально-гуманитарные ценности.
Правовая культура- как категория профессиональной этики юристов - это достигнутый обществом уровень правового регулирования социальных отношений, правовой защищенности личности, обеспечения правопорядка. Она оценивается по способности права обеспечивать социальную справедливость, по степени его вклада в гуманизацию общества, его прогресс; тесно связана с нравственной культурой, является составной частью духовной культуры [10].
Правовая культура «оживляет» правовые нормы и тем самым обеспечивает правовую социализацию личности [4, с. 15]. Она синтезирует правовые явления в устойчивые комплексы идей, ценностей, новые общекультурные способы осознания и саморегулирования социальных отношений в сфере права. В свою очередь, личность, обладая способностью к нормированию поведения, создает социальные правовые нормы и подчиняется им. При этом отдельные ценностные ориентиры отличаются высокой устойчивостью, другие - ситуативны и отражают обобщенные ожидания должного поведения человека с учетом его возраста и ведущей деятельности.
Наше исследование ценностных ориентаций студентов выявило устойчивость ценностных систем и их относительную независимость от возраста опрошенных. Так, студенты 2 и 4 курсов ведущие места в иерархии терминальных ценностей отдали здоровью, счастливой семейной жизни и любви. Отмечу, что по данным исследований психологов Уральского филиала РГУП в выборке студентов - кавказцев, выявлена иная иерархия терминальных ценностей [30]. По данным опроса, проведенного Институтом психологии РАН, показано, что иерархия ценностей россиян устойчива: честность (как и до 90-х гг.) на 1-м месте, далее любовь и дружба и меньший рейтинг у материальной обеспеченности [8].
Значимость же инструментальных ценностей меняется в зависимости от возраста и пола опрошенных. Так, студенты 2 курса ценят воспитанность, образованность, жизнерадостность и честность. У юношей 2 курса, наряду с названными, высокий рейтинг имеет «ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)». Четверокурсники отдают предпочтение жизнерадостности, честности и терпимости. Ценностные ориентации задают устойчивые ориентиры должного правомерного поведения, составляют аксиологические правила самоопределения личности. Благодаря устойчивости иерархии терминальных ценностей понятна и предсказуема иерархия прав личности, в которой права на здоровье и семейную жизнь являются более безусловными, чем право на образование или воспитание в родительской семье. Вместе с тем каждому социально-возрастному психологическому типу личности присуща своя иерархия инструментальных ценностей, которая позволяет узнавать и исполнять те разнообразные требования жизни, которые предъявляются с учетом возраста и пола человека.
Факторы, влияющие на формирование личности, весьма разнообразны, студент попадает в различные не всегда скоординированные друг с другом потоки трансляции культуры общечеловеческой, этнической, профессиональной и др. Интеграция юридических и социально-гуманитарных компетентностей происходит в учебном процессе, когда целью образования признается такое формирование личности будущего специалиста, которое сохраняет традиции отечественной высшей школы и общероссийскую этническую идентичность.
Управление процессом правовой социализации студенчества предполагает, с одной стороны, учет «естественных» закономерностей социального нормирования психики и поведения людей, с другой - создание психолого-педагогических условий, необходимых для интериоризации обучаемыми тех средств саморегулирования социально значимого поведения, которые, будучи усвоены, воспроизводят духовные святыни - ценности веры, справедливости, достоинства, народного единения и др. [2; 3; 6; 21; 24].
В ходе формирования правовой культуры личность выступает не столько объектом воспитания, сколько субъектом самовоспитания- постоянной внутренней работы, направленной на реализацию своей свободной сущности «самому усматривать и знать, что такое добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость и т.д., то есть различать должное и ценное и действовать свободно» [7, с. 159]. Без этого, особенно под воздействием экономических и политических потрясений, разрушения позитивных национальных традиций, может произойти, как полагает В.П. Сальников, «частичная или даже полная потеря правовой культуры личности, которая будет означать и десоциализацию самого человека, и невозможность построения правового государства» [23, с. 510-511].
Актуальность разработки психолого-педагогических технологий формирования правовой культуры личности в юридическом вузе обусловлена тем, что именно правовая культура юриста, правоведа, судьи является «действенной» справедливостью, которая ориентирует не-юристов в сложном мире нормативных требований и учит саморегулированию своих поступков на основе норм права и этики. Самоопределение личности в ситуациях с нечеткими правовыми и этическими требованиями в одних случаях сопровождается интуитивной правопослушностью, в других - осознанной, рефлексивной, рассудочной, в третьих - нравственно-определенной, в четвертых - игнорированием или противодействием нормативным требованиям. Многообразие психологических типов самоопределения по отношению к праву и справедливости составляет богатство правовой культуры и условие ее обогащения за счет творческого самовыражения свободной сущности самоопределяющейся личности.
Таким образом, исследования правовой культуры личности, показывают, что, даже не будучи предметом целенаправленного формирования, она является связующим звеном учебных дисциплин и педагогических подходов и может выступить идеей, синтезирующей социально-гуманитарные аспекты юридического образования с собственно правовыми, т.е. сделать правовые знания «действенными, живыми». Осуществится надежда русской интеллигенции о формировании у студенческой молодежи «правовых убеждений, которые дисциплинировали бы ее внутренне» [9, п. V].
Список литературы
Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2005.
Бенедиктов Н.А., Макарычев С.П., Шаталин Е.Н. Русская идея: Очерк развития отечественной философской мысли: учеб. пособие. Н. Новгород: Изд- во Нижегор. гос. ун-та, 1993. 130 с.
Горлянский В.А. Введение в философию (духовные основы философской культуры).- Н. Новгород: Copyline, 2008. 428 с.
А. Бондарев А.С. Понятие правовой культуры // История государства и права. 2011. №6. С. 13-17.
Борисенко Е. АРС - часть правовой культуры // Медиация и право. Посредничество и примирение. 2013. № 2(28). С. 20-24.
Декларация русской идентичности (документ принят 11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России») [Электронный ресурс]. URL: www patriarchia.ru/db/text/508347.litml (дата обращения: 13.11. 2014).
Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 1. М., 1993.
Интервью с заместителем директора Института психологии РАН
А. Журавлевым //Газета «Ведомости». 2012. 26 октября.
Кистяковский Б. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Сборник «В-Ьхи». 1909.
Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник. М., 2009. Гл. 9. 146 с.
.Кодекс служебной этики государственных гражданских служащих Нижегородской области (утвержден решением межведомственного координационного совета по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области от 1 декабря 2009 г.) II Сайт администрации г. Нижнего Новгорода (дата обращения: 04.03.2014).
Кодекс судейской этики (утвержден VIII съездом судей 19 декабря 2012 года) // Бюллетень актов по судебной системе. 2013. № 2.
Менкелъ-Мидоу К. Восстановительное правосудие: что это такое, и действует ли оно? // Медиация и право. Посредничество и примирение. 2014. № 1. С. 26-54.
Модернизация статуса судьи: современные международные подходы / отв. ред. Т.Н. Нешатаева. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 336 с.
Памятка об ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений, связанных с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Министерстве труда и социальной защиты РФ. М., 2012. С. 11-31 // Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ (дата обращения: 07.04.2013).
Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31.05.2007 N27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности» II Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N8.
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы II Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1377.
Приказ министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация «бакалавр») от 4 мая 2010 г. II Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. №26.
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17.03.2009 N44 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи» [Электронный ресурс]. URL: base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?base=EXP&frame=l&n=464866&req=d ос ( дата обращения: 14.02.2012).
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.09.2010 № 210 (ред. от 21.03.2014) «Об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.04.2014).
Пушкин С.Н. Евразийские мыслители как носители традиций русской культуры в Европе // Русское зарубежье и славянский мир: сб. трудов / Сост. П. Буняк. Белград: Славистическое общество Сербии, 2013. С. 257-266.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2014. № 32. Ст. 4557.
Сальников В.П. Правовая культура // Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х т. / отв. ред. М.Н. Марченко - М.: НОРМА, 2007- Т. 3. Государство, право, общество. - Гл. 20. С. 503-530.
Соборное слово XVIII Всемирного русского народного собора (итоговый документ XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России» принят 11 ноября 2014 года) [Электронный ресурс]. URL: www. patriar- chia.ru/db/text/508347.html (дата обращения: 13.11. 2014).
Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» II Собрание законодательства РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.
Указ Президента РФ от 01.07.2010 №821 (ред. от 23.06.2014) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 27. Ст. 3446.
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» II Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.
Шамликашвили Ц.А. Что восстанавливает восстановительное правосудие? Два взгляда на проблему преступления и наказания // Медиация и право. Посредничество и примирение. 2010. № 3. С. 39.
Шинкарева Д.Г. О взаимосвязи этнической идентичности и ценностных ориентаций студентов // Материалы семинары «Актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса в РАП» 17-18 февраля 2014 г. (в печати).
правовой культура личность, формирование правовой культура, судебный департамент верховный, ресурс дата обращение, департамент верховный суд, медиация посредничество примирение, иерархия терминальный ценность, электронный ресурс дата, принцип восстановительный правосудие, требование служебный поведение, формирование правовой культура личность, электронный ресурс дата обращение, всемирный русский народный собор, судебный департамент верховный суд, посвятить тема единство история, собор посвятить тема единство, тема единство история единство, единство история единство народ, единство народ единство россия, история единство народ единство,