СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Правовая интуиция


ПРАВОВАЯ ИНТУИЦИЯ

Васильев А. А.,

старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

Статья посвящена феномену правовой интуиции. В «дополняющем ключе» приводятся размышления философов о познаваемом и интуитивном через призму диалектики понятия.

Ключевые слова: право; философия права; интуиция; понятие; закон; интуитивное право; интуитивно-правовые нормы; правосознание; неправое право.

Мир является смешением, сочетанием, соединением, взаимодействием множества составных частей. Он многосторонен, многообразен, он является конкретно-эмпирическим [3, с. 25]. Человек, будучи частью мира, осуществляет многосторонние взаимодействия с другими людьми, институтами, органами власти. В этих взаимодействиях он неминуемо сталкивается, соприкасается и опирается на такое явление человеческого бытия, как право. Гегель указывает, что: «Понятие и его существование - две стороны, различные и единые как душа и тело» [1, с. 59]. Данное утверждение, в частности, относится и к праву.

Гегель употребляет понятие «право» в следующих основных значениях:

право как свобода (идея права),

право как определенная ступень и форма свободы (особое право),

право как закон (позитивное право) [1, с. 15].

Гегель считал, что «Идея права есть свобода, и истинное ее понимание достигается лишь тогда, когда она познается в ее понятии и наличном бытии этого понятия» [1, с. 59]. Но как осуществить это познание?

Поскольку право является частью конкретно-эмпирического мира, то к нему применимы и основные черты, характеризующие отношение человеческого сознания к миру конкретной эмпирии, а именно: непосредственность, созерцаемость и чувственность [3, с. 29].

Понятие, т.е. разумное содержание предмета, состоявшись в душе философа, само разовьет из себя свое содержание. Это будет «интуитивное» построение, ... создание предметной интуиции, ... продукт мыслящего самосозерцания [3, с. 299]. Человеческая мысль имеет задачу указать посредством интуитивного и мыслящего раскрытия каждому предмету его разумную сущность [3, с. 298].

Говоря о праве и интуиции, следует рассмотреть учение Л.И. Петражицкого об интуитивном праве. Он отмечает, что «интуитивное право развивается закономерно-постепенно, не подвержено фиксированию и окаменению и не зависит от чьего бы то ни было произвола» [4, с. 385], ив этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, интуитивное право не связано той зависимостью от содержания норм права, которая присуща позитивному праву, что, в свою очередь, расширяет применимость положений интуитивного права. Интуитивно-правовые нормы, по Л.И. Петражицкому, представляются существующими и господствующими везде и всегда, в то время как нормы позитивного права являются временными и ограниченными в пространстве. Об этом же говорит И.А. Ильин: «То, что «сейчас» и «здесь» - право, то «завтра» и «здесь» или «сейчас» и «там» - уже не право; запретное сегодня - позволено завтра и, может быть, вменено в обязанность через месяц; организованный интерес становится силою и провозглашает «справедливым» то, что завтра будет ниспровергнуто «случайным» стечением обстоятельств» [2, с. 166].

Однако, с другой стороны интуитивное право разных индивидов разнообразно, индивидуально по своему содержанию в зависимости от условий индивидуального развития, а «эти условия развития могут быть таковы, что получается в результате более или менее неудовлетворительное или даже весьма злокачественное интуитивное право» [4, с. 385]. Если подобное «злокачественное интуитивное право» возникает у простого обывателя - это еще полбеды, но если оно воплощается в позитивном праве, в законах и по своему содержанию отличается от того, что есть право в себе, «тогда возникает недостойное зрелище права, противоречащего своей сущности, - неправого права» [3, с. 312].

Для разрешения данной проблемы Гегель предлагает следующее: «законы должны содержать только "всеобщие основоположения", прочные и устойчивые, адекватно формулирующие "право само по себе" в его священном содержании; эти основоположения подлежат дальнейшей "специализации" в пределах действительной необходимости; но центр тяжести должен быть переложен с "отвлеченного правила" на живую действенность закона в душе человека, т.е. на правосознание» [3, с. 313].

Для познания «права самого по себе» нам подойдет не любое правосознание, а «нормальное правосознание». Нормальное правосознание Н.А. Ильин характеризует как активное и творческое; «оно ищет в жизни свободного, верного и справедливого права и заставляет человека вести борьбу за его обретения и осуществление» [2, с. 213]. Нормальное правосознание не сводится ни к естественному правосознанию, ни к положительному правосознанию - оно сводит их в единое целое, образуя тем самым волю к цели права.

«Право само по себе» дано каждому человеку в виде его разумной и свободной воли, поэтому Гегель придает большое значение правовой интуиции в процессе применения права [3, с. 314].

Список литературы

Гегель Г.-Ф.-В. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

Ильин И.А. О сущности правосознания // Теория права и государства / под ред. и с предислов. В.А. Томсинова. М.: Изд-во «Зерцало», 2003. 400 с.

Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994. 544 с.

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Серия «Мир культуры, истории и философии». СПб.: Изд-во «Лань», 2000. 608 с.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ