В статье предпринята попытка структурировать состояние экономической безопасности Российской Федерации по элементам. Рассмотрены отдельные виды угроз, предложены пути их нейтрализации.
Ключевые слова: экономическая безопасность; закон «О безопасности»; устойчивое национальное хозяйство; объем инвестиций.
Происходящие в последнее время существенные изменения в международной обстановке требуют разработки и внедрения новых подходов к оценке состояния экономической, политической и военной безопасности Российской Федерации. Их актуальность обусловлена обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.
Во-первых, очевидно стремление некоторых государств, среди которых ведущую роль играют Соединенные штаты Америки, усилить свое военное и политическое превосходство над остальными странами мира за счет использования для достижения своих политических интересов экономических рычагов давления на них.
Во-вторых, все большее значение приобретает проблема соблюдения баланса между позитивными и негативными сторонами глобализации, рассматриваемая с точки зрения обеспечения обороноспособности России.
Таким образом, в настоящее время одной из главных задач, стоящих перед нашей страной, является достижение такого уровня экономической безопасности, который гарантировал бы, с одной стороны, активное участие в международном разделении труда в условиях глобализации мировой экономики, с другой - обеспечивал стабильность внутриполитической ситуации в России и сохранение ее национального суверенитета.
В законе Российской Федерации «О безопасности» приводится следующее определение понятия: «национальная безопасность» - это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В свою очередь, «жизненно важные интересы» понимаются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства» [5]. Следовательно, экономическая безопасность является неотъемлемой составляющей национальной безопасности и может быть представлена как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность, несмотря на воздействие неблагоприятных внутренних и внешних факторов [6].
Первостепенно экономическая безопасность государства характеризуется состоянием социально-экономических отношений и его производительных сил, структурой внешнеэкономических связей, а также объемами внедрения в хозяйство страны инноваций и достижений научно-технического прогресса. Исходя из данного утверждения, материальную основу экономической безопасности государства составляют, в первую очередь, развитые производительные силы, способные обеспечить как потребности граждан, так и расширенное воспроизводство за счет собственного внутреннего продукта. Налицо зависимость экономической безопасности государства от устойчивости его экономики и ее способности к развитию, причем последнее является одним из «краеугольных камней» экономической безопасности. Возможности противостояния негативному воздействию на государство внешних и внутренних факторов резко ограничены, если его экономика не развивается.
Устойчивость национальной экономики как единой системы характеризуется прочностью и надежностью всех составляющих ее элементов, развитием связей между ними, способностью выдерживать внутренние и внешние нагрузки. «Основными факторами, характеризующими состояние экономической безопасности страны, являются ее географическое положение, качество государственного руководства, степень социально-демографического развития общества, сельскохозяйственный и промышленный потенциал, наличие запасов природных ресурсов» [4].
По мнению Д. Гордиенко, составными структурными элементами экономической безопасности государства являются: технологическая, технико-производственная, валютно-кредитная, сырьевая, энергетическая, экологическая, информационная и экологическая составляющие [1].
Технологическая составляющая определяется состоянием научно-технического потенциала страны, гарантирующим конкурентоспособность произведенных внутри нее товаров и услуг на внешних рынках высокотехнологичной (наукоемкой) продукции, и способность самостоятельной разработки инновационных технологических решений, лежащих в основе создания конкурентоспособной продукции гражданского и оборонного назначения.
Технико-производственная составляющая - способность национального хозяйства страны оперативно и в полном объеме компенсировать негативные последствия нарушения внешнеэкономических связей либо внутренних социально-экономических потрясений, гарантировать в данных условиях расширенное воспроизводство, удовлетворение потребностей общества. По нашему мнению, наибольшую угрозу для экономической безопасности государства представляет его зависимость от внешних поставок. В случае обострения внешнеполитических противоречий такая зависимость может привести к возникновению существенных затруднений в экономике страны и даже к потере экономической самостоятельности. В России диапазон значений отношения объема импорта к ВВП варьируется от 20 до 30%, а по отдельным видам продукции (например, сельскохозяйственной) - до 70%.
Валютно-кредитная составляющая - это способность государства проводить внешние и внутренние заимствования финансовых ресурсов в интересах развития экономики и рассчитываться по ним, сохраняя при этом устойчивое функционирование своей валютнофинансовой системы, в том числе - в неблагоприятных экономических условиях.
Каждая страна по-своему определяет эту способность, однако существуют общепризнанные оптимальные соотношения, позволяющие получить от заимствований максимальный эффект:
-общий объем инвестиций должен лежать в пределах 20-25% от размера валового внутреннего продукта;
-объем внешних (иностранных) инвестиций должен быть не менее 15-17% от размеров внутренних;
степень износа основных фондов не должна превышать 3035%.
Исходя из этого, для удвоения ВВП России необходимо обеспечить устойчивый приток значительных объемов инвестиций (не менее 1,11 трлн долларов, в том числе прямых иностранных инвестиций
не менее 170 млрд долларов), что весьма проблематично в условиях действия введенных против страны экономических санкций.
Продовольственная и сырьевая составляющие экономической безопасности предполагают обеспечение страны продовольствием и сырьем в размерах, необходимых для эффективного функционирования ее национального хозяйства. При этом обеспеченность продовольствием населения страны, по нашему мнению, также является одним из важнейших факторов экономической безопасности государства. И именно здесь состояние экономической безопасности России наиболее уязвимо. Наша страна до сих пор не достигла советского уровня обеспеченности граждан продовольствием за счет собственного внутреннего производства. Так, до введения в отношении России экономических санкций, более 70% продовольственной продукции поступали в страну из стран Евросоюза, США и Канады.
Энергетическая составляющая экономической безопасности характеризует способность национальной экономики к адаптации в случае изменения мировых цен на энергоносители и поддержание при этом на необходимом уровне объемов внутреннего потребления энергоресурсов. По данной позиции наиболее проблемным вопросом для России остается диверсификация структуры ее экспорта, снижение зависимости от поставок за рубеж энергоресурсов, а также внедрение в экономику страны энергосберегающих технологий.
Одним из главных приоритетов «Энергетической стратегии России до 2020 года», одобренной правительством страны в августе 2003 г., является повышение энергетической эффективности российской экономики. Согласно стратегии, почти % прироста энергопотребления должно обеспечиваться за счет внедрения в экономике энергосберегающих технологий.
Кроме того, энергетическая составляющая экономической безопасности государства должна обеспечивать выявление и нейтрализацию угроз, способных нанести ущерб состоянию и развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Среди таких угроз в России можно выделить: разрыв в размерах внутренних и мировых цен на энергоносители, изношенности основных фондов и тесно связанное с ней увеличение аварийности на предприятиях ТЭК.
Экологическая составляющая определяет такое состояние национальной экономики, при котором не возникает противоречий между обществом и средой обитания, либо они своевременно устраняются. В данной области приоритетной задачей России является обеспечение сохранности природного потенциала страны при сохранении возможности экономического роста.
Информационная составляющая требует создания такого порядка взаимного обмена производственными, научно-техническими и другими сведениями внутри хозяйственного комплекса государства и с зарубежными партнерами, который гарантировал бы повышение доли нематериальных активов в структуре национального продукта, увеличение доли «ноу-хау» в его конечной стоимости. Страна, обладающая превосходством в области «высоких технологий», силах и средствах информационного противоборства, может обоснованно претендовать на лидерство в мире, иметь стратегическое и экономическое преимущество.
В утвержденной Президентом «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» приоритетными задачами развития национальной экономики определены: обеспечение внутреннего рынка продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии, телекоммуникации и связи, средств информатизации, а также сохранность, накопление и эффективное использование отечественных информационных ресурсов [2].
Таким образом, исследование рассмотренных нами структурных элементов экономической безопасности государства обеспечивает возможность выявления ключевых факторов, способных оказать на нее дестабилизирующее воздействие и существенно повлиять на перспективы существования и развития всего государства в целом.
Несомненно, что обеспечение экономической безопасности представляет собой одну из важнейших функций государственной власти. По поручению президента России разработана «Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года» [7].
Приоритетной задачей и определяющим стратегическим ориентиром в ней определена задача по восстановлению Россией статуса мировой экономической державы. Кроме того, целями реализации концепции заявлены: определение путей устойчивого роста благосостояния граждан; укрепление экономической безопасности страны и развитие экономики России; превращение ее в одного из глобальных лидеров мировой экономики с выходом на уровень социально- экономического развития высокоиндустриальных стран. Поставлены задачи: войти к 2020 г. в первую шестерку ведущих стран мира по производству валового внутреннего продукта; достичь уровня благосостояния населения, соответствующего им; обеспечить научное, технологическое и финансовое лидерство России среди ведущих экономик мира.
Для достижения поставленных задач необходимо совершить переход российской экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному, что позволит резко увеличить ее конкурентный потенциал и задействовать новые источники экономического роста. В условиях глобальной конкуренции необходимо в первую очередь обеспечить опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве.
Намечены четыре стратегических направления экономического развития:
- формирование мощного научно-технологического комплекса, способного обеспечить специализацию России на высокотехнологичных рынках и приобретение ею ведущей роли в данных секторах;
- использование глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта и аграрного сектора;
-развитие рыночных отношений, демократии, обеспечение защиты прав и свобод предпринимательства;
- структурная диверсификация национальной экономики.
Следует учитывать, что реализация указанных концепций будет
происходить в условиях смены в долгосрочной перспективе лидеров мирового экономического роста и выхода на первые роли Китая и Индии, доля которых в объеме роста мирового хозяйства достигнет по разным оценкам до 45-50%. Согласно прогнозам аналитиков, сохранение объемов вложений в НИОКР в указанных странах приведет к 2020 г. к превращению их в лидеров мировой экономики. «Тенденции развития мировой экономики в долгосрочной перспективе создают не только новые возможности, но и формируют новые угрозы состоянию экономической безопасности Российской Федерации.
По нашему мнению, новые возможности будут заключаться в реализации имеющихся стратегических преимуществ ее экономики, прежде всего - в энергетическом, транзитном, экологическом и высокотехнологичном потенциале. В то же время, нестабильность мировых рынков энергоносителей, попытки создания каналов их поставки в Европу и Китай в обход России негативно повлияют на позицию России как одного из ведущих мировых поставщиков энергоносителей. Одновременно с этим, глобализация мировых финансовых рынков может повысить риски утраты российской финансовой системой своей самостоятельности и превращения ее в периферийный сегмент европейских и американских финансовых структур» [3].
Следовательно, повышение уровня экономической безопасности и перспективы экономического развития России в будущем будут определяться как объективными, так и субъективными условиями и факторами развития мирового хозяйства (политическими, экономическими и социальными процессами, происходящими как в нашей стране, так и в различных регионах мира). В этой связи нельзя не отметить формирование новой угрозы экономической безопасности России, возникшей вследствие событий на Украине. Несмотря на то, что введенные против России ведущими странами Запада санкции пока не привели к стагнации российской экономики, они существенно повлияли на структуру потребления, спровоцировали рост инфляции, рост недоверия населения к национальной валюте. Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что без кардинальной перестройки своей промышленной и экономической стратегии Россия выживет, но рискует надолго остаться в аутсайдерах мирового сообщества.
На основании изложенного можно сформулировать следующий вывод: построение эффективной системы обеспечения экономической безопасности - неотъемлемый вопрос жизни любого государства. Россия не является исключением, ведь она стремится занять достойное место в мировом экономическом и геополитическом пространстве.
Анализ тенденций развития глобальных экономических и хозяйственных связей, мировых интеграционных процессов и воздействия этих факторов на экономические основы национальной безопасности государств мирового сообщества, научно-технических преобразований в экономике позволит своевременно выявить возникающие угрозы, определить способы их локализации и обозначить основные направления обеспечения экономической безопасности Российской дерации.
Список литературы
Гордиенко Д.В. Экономический рост и военное производство // Общество и экономика. 2005. № 9. С. 187-207.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (уте. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) II Российская газета. 2000. № 187.
Егоршин А.П., Вакуленко Р.Я. Анализ экономических факторов кризиса, влияющих на деятельность реального сектора экономики в России // Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3). С. 3.
Егоршин А.П., Коробейников И.О., Вакуленко Р.Я. Проблемы современной экономики. 2012. № 3. С. 135-142.
Закон Российской Федерации «О безопасности» (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ). II Закон Российской Федерации «О безопасности». Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности». М.: Изд-во «Ось- 89», 2004. 48 с.
Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. М.: Научный совет при Совете безопасности РФ, 1994.
73. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)» II Собрании законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.
Вакуленко Р. Я.,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РГУП, г. Нижний Новгород
экономический безопасность государство, безопасность российский федерация, экономический безопасность российский, состояние экономический безопасность, российский федерация безопасность, обеспечение экономический безопасность, социально экономический развитие, составлять экономический безопасность, закон российский федерация, элемент экономический безопасность, экономический безопасность российский федерация, закон российский федерация безопасность, доктрина информационный безопасность российский, энергетический составлять экономический безопасность, экономический безопасность государство обеспечивать, информационный безопасность российский федерация, элемент экономический безопасность государство, долгосрочный социально экономический развитие, состояние экономический безопасность российский, структурный элемент экономический безопасность,