СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Экономическая безопасность российской федерации


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Медведева Е. А.,

студент 2 курса ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

В статье предпринята попытка структурировать состояние экономической безопасности Российской Федерации по элементам. Рассмотрены отдельные виды угроз, предложены пути их нейтрализации.

Ключевые слова: экономическая безопасность; закон «О безопасности»; устойчивое национальное хозяйство; объем инвестиций.

Происходящие в последнее время существенные изменения в международной обстановке требуют разработки и внедрения новых подходов к оценке состояния экономической, политической и военной безопасности Российской Федерации. Их актуальность обусловлена обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.

Во-первых, очевидно стремление некоторых государств, среди которых ведущую роль играют Соединенные штаты Америки, усилить свое военное и политическое превосходство над остальными странами мира за счет использования для достижения своих политических интересов экономических рычагов давления на них.

Во-вторых, все большее значение приобретает проблема соблюдения баланса между позитивными и негативными сторонами глобализации, рассматриваемая с точки зрения обеспечения обороноспособности России.

Таким образом, в настоящее время одной из главных задач, стоящих перед нашей страной, является достижение такого уровня экономической безопасности, который гарантировал бы, с одной стороны, активное участие в международном разделении труда в условиях глобализации мировой экономики, с другой - обеспечивал стабильность внутриполитической ситуации в России и сохранение ее национального суверенитета.

В законе Российской Федерации «О безопасности» приводится следующее определение понятия: «национальная безопасность» - это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В свою очередь, «жизненно важные интересы» понимаются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства» [5]. Следовательно, экономическая безопасность является неотъемлемой составляющей национальной безопасности и может быть представлена как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность, несмотря на воздействие неблагоприятных внутренних и внешних факторов [6].

Первостепенно экономическая безопасность государства характеризуется состоянием социально-экономических отношений и его производительных сил, структурой внешнеэкономических связей, а также объемами внедрения в хозяйство страны инноваций и достижений научно-технического прогресса. Исходя из данного утверждения, материальную основу экономической безопасности государства составляют, в первую очередь, развитые производительные силы, способные обеспечить как потребности граждан, так и расширенное воспроизводство за счет собственного внутреннего продукта. Налицо зависимость экономической безопасности государства от устойчивости его экономики и ее способности к развитию, причем последнее является одним из «краеугольных камней» экономической безопасности. Возможности противостояния негативному воздействию на государство внешних и внутренних факторов резко ограничены, если его экономика не развивается.

Устойчивость национальной экономики как единой системы характеризуется прочностью и надежностью всех составляющих ее элементов, развитием связей между ними, способностью выдерживать внутренние и внешние нагрузки. «Основными факторами, характеризующими состояние экономической безопасности страны, являются ее географическое положение, качество государственного руководства, степень социально-демографического развития общества, сельскохозяйственный и промышленный потенциал, наличие запасов природных ресурсов» [4].

По мнению Д. Гордиенко, составными структурными элементами экономической безопасности государства являются: технологическая, технико-производственная, валютно-кредитная, сырьевая, энергетическая, экологическая, информационная и экологическая составляющие [1].

Технологическая составляющая определяется состоянием научно-технического потенциала страны, гарантирующим конкурентоспособность произведенных внутри нее товаров и услуг на внешних рынках высокотехнологичной (наукоемкой) продукции, и способность самостоятельной разработки инновационных технологических решений, лежащих в основе создания конкурентоспособной продукции гражданского и оборонного назначения.

Технико-производственная составляющая - способность национального хозяйства страны оперативно и в полном объеме компенсировать негативные последствия нарушения внешнеэкономических связей либо внутренних социально-экономических потрясений, гарантировать в данных условиях расширенное воспроизводство, удовлетворение потребностей общества. По нашему мнению, наибольшую угрозу для экономической безопасности государства представляет его зависимость от внешних поставок. В случае обострения внешнеполитических противоречий такая зависимость может привести к возникновению существенных затруднений в экономике страны и даже к потере экономической самостоятельности. В России диапазон значений отношения объема импорта к ВВП варьируется от 20 до 30%, а по отдельным видам продукции (например, сельскохозяйственной) - до 70%.

Валютно-кредитная составляющая - это способность государства проводить внешние и внутренние заимствования финансовых ресурсов в интересах развития экономики и рассчитываться по ним, сохраняя при этом устойчивое функционирование своей валютнофинансовой системы, в том числе - в неблагоприятных экономических условиях.

Каждая страна по-своему определяет эту способность, однако существуют общепризнанные оптимальные соотношения, позволяющие получить от заимствований максимальный эффект:

-общий объем инвестиций должен лежать в пределах 20-25% от размера валового внутреннего продукта;

-объем внешних (иностранных) инвестиций должен быть не менее 15-17% от размеров внутренних;

степень износа основных фондов не должна превышать 3035%.

Исходя из этого, для удвоения ВВП России необходимо обеспечить устойчивый приток значительных объемов инвестиций (не менее 1,11 трлн долларов, в том числе прямых иностранных инвестиций

не менее 170 млрд долларов), что весьма проблематично в условиях действия введенных против страны экономических санкций.

Продовольственная и сырьевая составляющие экономической безопасности предполагают обеспечение страны продовольствием и сырьем в размерах, необходимых для эффективного функционирования ее национального хозяйства. При этом обеспеченность продовольствием населения страны, по нашему мнению, также является одним из важнейших факторов экономической безопасности государства. И именно здесь состояние экономической безопасности России наиболее уязвимо. Наша страна до сих пор не достигла советского уровня обеспеченности граждан продовольствием за счет собственного внутреннего производства. Так, до введения в отношении России экономических санкций, более 70% продовольственной продукции поступали в страну из стран Евросоюза, США и Канады.

Энергетическая составляющая экономической безопасности характеризует способность национальной экономики к адаптации в случае изменения мировых цен на энергоносители и поддержание при этом на необходимом уровне объемов внутреннего потребления энергоресурсов. По данной позиции наиболее проблемным вопросом для России остается диверсификация структуры ее экспорта, снижение зависимости от поставок за рубеж энергоресурсов, а также внедрение в экономику страны энергосберегающих технологий.

Одним из главных приоритетов «Энергетической стратегии России до 2020 года», одобренной правительством страны в августе 2003 г., является повышение энергетической эффективности российской экономики. Согласно стратегии, почти % прироста энергопотребления должно обеспечиваться за счет внедрения в экономике энергосберегающих технологий.

Кроме того, энергетическая составляющая экономической безопасности государства должна обеспечивать выявление и нейтрализацию угроз, способных нанести ущерб состоянию и развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Среди таких угроз в России можно выделить: разрыв в размерах внутренних и мировых цен на энергоносители, изношенности основных фондов и тесно связанное с ней увеличение аварийности на предприятиях ТЭК.

Экологическая составляющая определяет такое состояние национальной экономики, при котором не возникает противоречий между обществом и средой обитания, либо они своевременно устраняются. В данной области приоритетной задачей России является обеспечение сохранности природного потенциала страны при сохранении возможности экономического роста.

Информационная составляющая требует создания такого порядка взаимного обмена производственными, научно-техническими и другими сведениями внутри хозяйственного комплекса государства и с зарубежными партнерами, который гарантировал бы повышение доли нематериальных активов в структуре национального продукта, увеличение доли «ноу-хау» в его конечной стоимости. Страна, обладающая превосходством в области «высоких технологий», силах и средствах информационного противоборства, может обоснованно претендовать на лидерство в мире, иметь стратегическое и экономическое преимущество.

В утвержденной Президентом «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» приоритетными задачами развития национальной экономики определены: обеспечение внутреннего рынка продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии, телекоммуникации и связи, средств информатизации, а также сохранность, накопление и эффективное использование отечественных информационных ресурсов [2].

Таким образом, исследование рассмотренных нами структурных элементов экономической безопасности государства обеспечивает возможность выявления ключевых факторов, способных оказать на нее дестабилизирующее воздействие и существенно повлиять на перспективы существования и развития всего государства в целом.

Несомненно, что обеспечение экономической безопасности представляет собой одну из важнейших функций государственной власти. По поручению президента России разработана «Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года» [7].

Приоритетной задачей и определяющим стратегическим ориентиром в ней определена задача по восстановлению Россией статуса мировой экономической державы. Кроме того, целями реализации концепции заявлены: определение путей устойчивого роста благосостояния граждан; укрепление экономической безопасности страны и развитие экономики России; превращение ее в одного из глобальных лидеров мировой экономики с выходом на уровень социально- экономического развития высокоиндустриальных стран. Поставлены задачи: войти к 2020 г. в первую шестерку ведущих стран мира по производству валового внутреннего продукта; достичь уровня благосостояния населения, соответствующего им; обеспечить научное, технологическое и финансовое лидерство России среди ведущих экономик мира.

Для достижения поставленных задач необходимо совершить переход российской экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному, что позволит резко увеличить ее конкурентный потенциал и задействовать новые источники экономического роста. В условиях глобальной конкуренции необходимо в первую очередь обеспечить опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве.

Намечены четыре стратегических направления экономического развития:

- формирование мощного научно-технологического комплекса, способного обеспечить специализацию России на высокотехнологичных рынках и приобретение ею ведущей роли в данных секторах;

- использование глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта и аграрного сектора;

-развитие рыночных отношений, демократии, обеспечение защиты прав и свобод предпринимательства;

- структурная диверсификация национальной экономики.

Следует учитывать, что реализация указанных концепций будет

происходить в условиях смены в долгосрочной перспективе лидеров мирового экономического роста и выхода на первые роли Китая и Индии, доля которых в объеме роста мирового хозяйства достигнет по разным оценкам до 45-50%. Согласно прогнозам аналитиков, сохранение объемов вложений в НИОКР в указанных странах приведет к 2020 г. к превращению их в лидеров мировой экономики. «Тенденции развития мировой экономики в долгосрочной перспективе создают не только новые возможности, но и формируют новые угрозы состоянию экономической безопасности Российской Федерации.

По нашему мнению, новые возможности будут заключаться в реализации имеющихся стратегических преимуществ ее экономики, прежде всего - в энергетическом, транзитном, экологическом и высокотехнологичном потенциале. В то же время, нестабильность мировых рынков энергоносителей, попытки создания каналов их поставки в Европу и Китай в обход России негативно повлияют на позицию России как одного из ведущих мировых поставщиков энергоносителей. Одновременно с этим, глобализация мировых финансовых рынков может повысить риски утраты российской финансовой системой своей самостоятельности и превращения ее в периферийный сегмент европейских и американских финансовых структур» [3].

Следовательно, повышение уровня экономической безопасности и перспективы экономического развития России в будущем будут определяться как объективными, так и субъективными условиями и факторами развития мирового хозяйства (политическими, экономическими и социальными процессами, происходящими как в нашей стране, так и в различных регионах мира). В этой связи нельзя не отметить формирование новой угрозы экономической безопасности России, возникшей вследствие событий на Украине. Несмотря на то, что введенные против России ведущими странами Запада санкции пока не привели к стагнации российской экономики, они существенно повлияли на структуру потребления, спровоцировали рост инфляции, рост недоверия населения к национальной валюте. Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что без кардинальной перестройки своей промышленной и экономической стратегии Россия выживет, но рискует надолго остаться в аутсайдерах мирового сообщества.

На основании изложенного можно сформулировать следующий вывод: построение эффективной системы обеспечения экономической безопасности - неотъемлемый вопрос жизни любого государства. Россия не является исключением, ведь она стремится занять достойное место в мировом экономическом и геополитическом пространстве.

Анализ тенденций развития глобальных экономических и хозяйственных связей, мировых интеграционных процессов и воздействия этих факторов на экономические основы национальной безопасности государств мирового сообщества, научно-технических преобразований в экономике позволит своевременно выявить возникающие угрозы, определить способы их локализации и обозначить основные направления обеспечения экономической безопасности Российской дерации.

Список литературы

Гордиенко Д.В. Экономический рост и военное производство // Общество и экономика. 2005. № 9. С. 187-207.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (уте. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) II Российская газета. 2000. № 187.

Егоршин А.П., Вакуленко Р.Я. Анализ экономических факторов кризиса, влияющих на деятельность реального сектора экономики в России // Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3). С. 3.

Егоршин А.П., Коробейников И.О., Вакуленко Р.Я. Проблемы современной экономики. 2012. № 3. С. 135-142.

Закон Российской Федерации «О безопасности» (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ). II Закон Российской Федерации «О безопасности». Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности». М.: Изд-во «Ось- 89», 2004. 48 с.

Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. М.: Научный совет при Совете безопасности РФ, 1994.

73. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)» II Собрании законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.

Вакуленко Р. Я.,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РГУП, г. Нижний Новгород








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ