СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Установление доверительных отношений в процедуре медиации


УСТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ

Башлыкова Е. И.,

студент 2 курса юридического факультета ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

Научный руководитель: Иванова Л. Н.,

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

Статья посвящена рассмотрению процедуры медиации. Представлена методика установления доверительных отношений, предполагающая последовательное прохождение шести этапов.

Ключевые слова: юридическая психология; медиация; процедура медиации; конфликт; методика установления доверительных отношений.

Очевиден тот факт, что одной из важнейших сторон любой профессиональной деятельности, в том числе и медиативной [4], является эффективное общение с людьми. В связи с новыми национальными программами растет спрос на специалистов, профессионально владеющими навыками медиации и эффективного общения при разрешении конфликтов [1; 3].

Методика установления контакта, разработанная юридическим психологом Л.Б. Филоновым [5], направлена на создание обстановки доверительности между конфликтующими сторонами и поэтому приемлема для медиации.

Методика установления доверительных отношений предполагает последовательное прохождение шести этапов, названия которых отражают сущность каждого.

этап - снятие психологических барьеров;

этап - нахождение совпадающих интересов;

этап - определение принципов общения;

этап - выявление качеств, опасных для общения;

этап - адаптация к партнеру;

этап - сотрудничество, совместная деятельность по реализации принятого плана разрешения спора.

На первом этапе при первой встрече после прекращения отношений оба партнера ожидают друг от друга каких-то определенных действий. Готовясь к какому-либо влиянию со стороны другого, человек воздвигает неосознанно психологические барьеры между ним и собой: повышенные осторожность, контроль за высказываниями. И многое на первом этапе медиации будет зависеть от того, насколько сторонам удастся преодолеть эти барьеры. Функции первого этапа - снятие психологических барьеров и снижение напряжения. Медиатор выстраивает переговоры таким образом, что стороны по-новому оценивают проблемы. Как правило, он задает вопросы, с которыми нельзя не согласиться.

На втором этапе медиации медиатор организует переговоры таким образом, что стороны начинают поиск «точек соприкосновения», которые могли бы стать исходными элементами для подготовки медиативного соглашения. В основе данного этапа лежит поиск совпадений: мнения, оценки и чувства. Целесообразность второго этапа состоит в том, чтобы построить первичную основу для объединения, а затем на базе общих совпадающих и привлекательных для каждого моментов «двигаться» с другой стороной некоторое время параллельно. Одновременно здесь вырабатываются первичные навыки сотрудничества. Стоящая перед медиатором и сторонами на втором этапе задача - достичь согласия с партнером по вопросам, имеющим общий интерес. Здесь важно правильно воспользоваться приемом «Детализация», который заключается в высказывании повышенного интереса к подробностям в изложении собеседника, а также в просьбах интерпретировать сказанное. Результатом второго этапа является установление внимания к проблеме каждой стороны, что всегда вызывает желание продолжать общение и создает ряд первичных «опорных пунктов» для того, чтобы в дальнейшем расширить область возможного сотрудничества.

На третьем этапе медиатор инициирует переход к декларированию своих качеств, что заставляет конфликтующие стороны поступить аналогичным образом. Речь идет о демонстрации тех черт, которые являются наиболее подходящими для построения постоянных отношений. Поэтому медиатор и подчеркивает необходимость прямоты, честности, справедливости. Основная функция третьего этапа заключается в осуществлении первого обмена информацией об индивидуальных принципах общения и отборе ценных и ведущих качеств партнера. Медиатор действует по принципу «все, что собеседник предложит вам как принципы общения, должно быть вами принято». Используются правило «готовности» - установка на принятие и учет любого сообщения собеседника и правило «ответного сообщения о себе» - общение, принявшее форму диалога, создает своеобразный ритм обмена мнениями. Здесь также важно воспользоваться приемом «Подведение итогов», то есть периодически суммировать высказанное ранее и выделять моменты совпадения во мнениях. После того, как на третьем этапе проявятся качества, которые другая сторона считает необходимым показать, наступает период, когда следует выявить его другие, «невыясненные» черты.

На четвертом этапе процедуры медиации (в кокусе) медиатор создает такой тон диалога, который обеспечивается принципами «инициативы» (который заключается в том, что, не ожидая сообщений от своего собеседника, другая сторона должна продемонстрировать готовность начать рассказывать о себе, о способах решения проблемы) и «эквивалентности» (каждая сторона должны сообщать о себе столько же и в той же мере, сколько сообщает о себе собеседник). К концу четвертого этапа общения положительные качества собеседника зафиксируются, отрицательные будут иметь тенденцию к систематическому проявлению, с чем нужно считаться.

К пятому этапу медиации, получившему название «Дискуссия конфликтующих сторон по выработке предложений», отношения сторон становятся достаточно ясными и определенными. Подстраиваясь под качества партнера, сторона тем самым управляет его поведением и закрепляет те качества, которые обеспечивают эффективное взаимодействие. При этом они начинают действовать по принципу «общей судьбы». Он заключается в констатации того, что сама по себе длительность обмена мыслями, информацией, эмоциями на протяжении предшествующих этапов создает общий продукт деятельности, обладателем которого являются оба партнера. Это способствует сближению и облегчает сторонам психологическое воздействие. Тактика на данном этапе медиации общения сводится к ведению равноправного диалога. Можно использовать все, что будет способствовать снятию опасений собеседника за уступки, на которые он пойдет по просьбе другой стороны. Общение здесь направлено на поощрение стремления партнера к взаимодействию. Используется прием «Подчеркивание и утверждение образовавшейся совместимости», когда партнер имеет достаточно четкую установку на то, что какие-то совместные действия возможны только при наличии исходной совместимости, следует подчеркивать, что она уже образовалась и проявилась к данному моменту. Только теперь каждая сторона можете услышать от другой предложения по разрешению спора, основанные на достигнутом доверии.

Основным результатом пятого этапа является понимание не только качеств партнера, но также мотивов и причин его действий. Кроме того, в ходе общения стороны способствуют формированию различных психологических состояний, которые облегчают контакт; прежде всего, комфортности, защищенности, которые происходят от внутренней уверенности в помощи при решении проблем. Все это сопровождается уверенностью собеседника в правильности принятого решения, так как оно было выработано совместно.

На следующих этапах процедуры медиации стороны вырабатывают те общие принципы взаимодействия, которые помогут им в дальнейшем сотрудничать, добровольно и добросовестно исполнять медиативное соглашение [2]. Использование юридико-психологических знаний при разрешении правовых конфликтов способно значительно улучшить качество переговоров, в частности переговоров с участием третьей, нейтральной стороны - медиатора.

Список литературы

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн) II Официальные документы в образовании». 2014. № 2.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 18.07.2014 Ло50 «О примирении сторон в арбитражном процессе» [Электронный ресурс]. URL: www.arbitr.ru/as/pract/post ple№um /110097.html (дата обращения:

26.04.2015).

Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» II Собрание законодательства РФ. 2014. № 32. Ст. 4557.

А. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЭ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013 г.) [Электронный ресурс]. URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base= LAW; n=148723;req=doc

Филонов Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми: методика контактного взаимодействия. Пущино: Изд-во НЦБИ АН СССР, 1982.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ