аспирант СГЮА, младший научный сотрудник СФ ИГПРАН,
г. Саратов
В статье исследуются основные вопросы правового регулирования сети Интернет. Проводится анализ последних изменений в законодательстве, в частности Федерального закона «Об информации, информационных технологий и защиты информации». Автором обосновывается необходимость воздействия на сеть Интернет через право.
Ключевые слова: сеть Интернет; правовое регулирование; право; распространение информации; виртуальное пространство; киберпреступления.
В современных условиях глобальной информатизации и построения информационного общества широкое развитие во всех сферах жизнедеятельности получили информационные и телекоммуникационные технологии [5]. Наиболее активно они проявляются в сфере использования сети Интернет, которая в настоящее время стала не только средством связи, распространения информации, но и сферой воздействия права.
В 2011 г. Организация Объединенных Наций провозгласила право на доступ в Интернет как одно из неотъемлемых прав личности. Необоснованное лишение человека искать, получать и распространять информацию через Интернет является нарушением этого права. Свободное функционирование сети Интернет - одна из приоритетных задач любого демократического государства [3].
Безграничные возможности сети Интернет меняют качество жизни, но нужно учитывать и существующие в информационной сфере риски и угрозы.
В частности, сотрудниками российской полиции ущерб от выявленных в 2012 г. в России киберпреступлений оценивается более чем в 70 млн рублей. При этом за 2013 г. количество хищений денежных средств, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, выросло на 60 % [2].
На сегодняшний день государство продолжает усиливать контроль над интернет-отношениями. За последние два года в России было
принято большое количество законов, которые оказывают влияние на работу сети Интернет.
Основные изменения касаются Федерального закона «Об информации, информационных технологий и защиты информации»:
Федеральный закон № 1Э9-ФЗ от 28 июля 2012 года - дополнения «о защите детей», приведшие к созданию «Единого реестра запрещенных сайтов» [6];
Федеральный закон № 187-ФЗ от 2 июля 2013 года - закон, подразумевающий возможность блокировки сайтов, содержащих нелицензионный контент, по требованию правообладателя [7];
Федеральный закон № 398-Ф3 от 28 декабря 2013 года - дополнения, связанные с блокировкой экстремистских сайтов [8];
Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 года - «закон о блоге- рах», обязывающий владельцев популярных блогов и сайтов регистрироваться в Роскомнадзоре [9].
Федеральный Закон № 364-ф3 от 24 ноября 2014 года - дополнения о блокировке объектов авторских и смежных прав - фильмов, музыки, книг, программного обеспечения, а также информации, содержащей такие объекты [10].
Как отмечает В.В. Путин, государство не намерено ограничивать доступ в сеть, ставить ее под тотальный контроль, ограничивать законные интересы и возможности людей, общественных организаций, бизнеса в информационной сфере. При этом власть намерена защитить граждан. В мире активно борются с материалами, пропагандирующими терроризм, экстремизм, ксенофобию, детское порно, суицид, строго за это наказывают. Сайты, пропагандирующие подобные вещи, будут закрыты - «последовательно и строго по закону» [4].
На наш взгляд, с такой позицией необходимо согласиться, поскольку сеть Интернет - это глобальное, не имеющее территориальных границ пространство, где информация распространяется быстрыми темпами. Виртуальное пространство должно находиться под контролем государства, а основы и пределы такого контроля должны быть закреплены на законодательном уровне. Однако существующих норм явно недостаточно для такой быстроразвивающейся системы.
Сеть Интернет как новое информационное явление и пространство не может существовать без права. Справедливо С.С. Алексеев дает термин «неразвитое право», который указывает на то поле, где право «не раскрылось, не развернуло свои свойства как самостоятельного и «сильного» нормативного социального феномена, играющего свою особую роль» [1]. Такую характеристику можно дать и праву виртуального пространства, которое находится в процессе своего формирования.
Таким образом, развитие сети Интернет, которое в последнее время все ярче проявляется, нуждается в правовом регулировании и те меры, которые сейчас принимаются в России для воздействия на указанную сферу, - необходимы.
Список литературы
Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 71.
Доклад главы БСТМ МВД России А. Мошкова на международной конференции, посвященной борьбе с мошенничеством в сфере высоких технологий «Antifraud Russia - 2012» [Электронный ресурс]. URL: www.itar-tass.com/ cl/584459.html.
ООН: свободный доступ в интернет - это базовое право человека [Электронный ресурс]. // Газета.Ру. URL: www. gazeta.ru/news/lenta/ 2011/06/06/n 1872457.shtml (дата обращения: 10.07.2013).
Российская газета. 2014. 2 октября.
Телешина Н.Н. Виртуальное пространство как объект контрольной деятельности государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N139-ФЭ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» II Российская газета. 2012. 30 июля.
Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационнотелекоммуникационных сетях»// Российская газета. 2013. 10 июля.
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 398- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Российская газета. 2013. 30 декабря.
Федеральный закон Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»// Российская газета. 2014. 7 мая. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 364- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» II Российская газета. 2014. 27 ноября.
федеральный закон информационный, федеральный закон российский, закон российский федерация, закон информационный технология, информационный технология защита, изменение федеральный закон, внесение изменение федеральный, отдельный законодательный акт, законодательный акт российский, федеральный закон июль, закон информационный технология защита, федеральный закон информационный технология, федеральный закон российский федерация, внесение изменение федеральный закон, изменение федеральный закон информационный, технология защита российский газета, июль федеральный закон российский, информационный технология защита российский, российский газета июль федеральный, газета июль федеральный закон,