СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


К вопросу о противодействии взяточничеству на современном этапе развития россии


К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Степанова М. А.,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права НА МВД России, г. Нижний Новгород

Статья посвящена изучению коррупции и взяточничеству как социальных явлений, которые продолжают оставаться главной угрозой экономической безопасности нашего общества и государства в целом, а также вопросу борьбы с взяточничеством.

Ключевые слова: коррупция; взяточничество; противодействие; преступление; уголовный закон.

Россия в настоящее время находится в очень сложных условиях: на последствия финансово-экономического кризиса накладывается сложная демографическая, социально-экономическая, экологическая и национальная ситуации, обусловленные спецификой экономического развития последних десятилетий. Однако, экономическую безопасность государства невозможно обеспечить без стабильного функционирования реального сектора экономики.

На наш взгляд, сдерживающим фактором стабильного развития экономики России является коррупция, и, в частности, взяточничество. Анализ научной и учебной литературы позволил выделить наиболее распространенные подходы к определению коррупции. Многие авторы трактуют данное явление как результат негативных экономических и политических преобразований государства и общества, что нисколько не уменьшает степени его исключительно высокой общественной опасности.

В связи с этим мы поддерживаем точку зрения B.J1. Римского, который представил дифференцированное понимание коррупции с точки зрения права, экономики и социологии.

Согласно его модели юридическое понимание коррупции отличается тем, что коррупционные проявления в совокупности считаются правонарушением, заключающимся в использовании служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах.

Особый интерес вызывает экономическое понимание коррупции, которое отражает использование ее инструментов в практике принятия решений экономического блока органами государственной власти и управления. Таковыми могут являться виды деятельности должностных лиц государственного или муниципального управления и бизнеса, приносящие финансовые потери и потери других ресурсов для государства, местных сообществ, бизнеса, для развития экономики страны в целом, а также в некоторых случаях - для развития социальной сферы.

Социологическое понимание - коррупцией может считаться использование неформальных связей и отношений при решении политических, государственных и муниципальных проблем в личных или корпоративных интересах и пр. [4].

В соответствии с федеральным законодательством, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение выше указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [7].

Вопросы борьбы с коррупцией были всегда спорными и актуальными. В настоящее время это обусловлено, прежде всего, тем, что меры проводимые государством по борьбе с этим социальноправовым явлением, традиционно являются малоэффективными. И, это, несмотря на то, что в 2008 году был принят базовый закон, устанавливающий основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. На указанный нормативно правовой акт были возложены ожидания общества, связанные с существенным влиянием на коррупционную ситуацию в России.

Одним из наиболее распространенных проявлений коррупции является взяточничество. Термин взяточничество законодательно не определен, но исходя из анализа юридических словарей, воззрений ученых, а также технико-юридической конструкции подобных дефиниций в законодательстве, взяточничество можно определить как собирательное понятие для обозначения следующих преступлений: получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве (ст. 290, 291,291.1 УК РФ).

Необходимо отметить, что выделение взяточничества из числа коррупционных преступлений связано с историческим развитием отечественного уголовного законодательства [, а также позицией автора, относительно того, что большую опасность для экономической безопасности представляют разнообразные проявления именного указанного деяния.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо, т.е. лицо постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [6]. Как правило, им является чиновник среднего звена, сотрудник правоохранительного органа, системы образования или здравоохранения, то есть те представители государства, с которыми мы взаимодействуем в процессе всей своей жизнедеятельности. Невозможность получения законной, качественной государственной услуги без взятки, приводит к недоверию ко всей системе государственного управления, невозможности эффективного экономического развития частного сектора.

Проявления «взяточничества» в негосударственных организациях и учреждениях (коммерческий подкуп), как правило, причиняет вред исключительно им, подрывая их нормальный порядок управления и тормозя исключительно развитие этих организаций и учреждений.

Необходимо отметить, что уголовное преследование в последнем случае осуществляется, только если есть заявление соответствующей организации или ее согласие на это. Взяточничество же уголовно наказуемое деяние в любом случае.

Также, следует обратить внимание на статистику по коррупционным преступлениям. По официальным данным ГИАЦ МВД России, из года в год отмечается их прирост, причем большую их часть составляет взяточничество, которое и находит отражение в статистических сборниках. Так, в 2002 году в нашей стране было выявлено 7311 фактов получения и дачи взятки; в 2003 году - 7346; в 2004 году

8928; в 2005 году - 9821; в 2006 году - 11063; в 2007 году - 11616; в 2008 - 12512, 2009 - 13141, 2010 - 12012, 2011 - 10952, 2012 - 10157 (из них 399 преступлений посредничество во взяточничестве), 2013 — 12120 (599 - посредничество во взяточничестве) ив 2014-123 55 (462

посредничество во взяточничестве) [5]. Однако эти показатели еще не свидетельствуют об эффективности борьбы со взяточничеством.

Особую тревогу вызывают данные, представляемые Генеральной прокуратурой России. Так, по официальной информации, общий рынок коррупции в России составляет свыше 240 млрд долларов, а средний коррумпированный чиновник по прошествии года службы может позволить себе приобрести дорогостоящее жильё на одной из центральных улиц столицы за счет полученных взяток [1, с. 5].

Таким образом, коррупция и взяточничество как социальные явления не только не уменьшаются, но и продолжают оставаться главной угрозой экономической безопасности нашего общества и государства в целом.

На основании изложенного необходимо перейти к рассмотрению вопроса борьбы с взяточничеством, с целью дальнейшего совершенствования уголовного закона. Борьба с указанным видом преступной деятельности включает восстановление нарушенных законных интересов и прав, возмещение вреда, декриминализацию на основе закона деформированных связей и отношений [2, с.734]. Борьба с взяточничеством должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью [2, с.728].

По нашему мнению, к эффективным мерам борьбы с взяточничеством относятся:

Совершенствование действующего уголовного законодательства об ответственности за должностные преступления.

Принятие нормативных актов, регламентирующих государственную службу.

Создание правовой базы для борьбы с проявлениями взяточничества.

Активизация правоохранительных органов в борьбе со взяточничеством связана в первую очередь с обеспечением материально- техническими средствами в надлежащем объеме, что несомненно позволит иметь достаточные возможности доказывания проявлений взяточничества.

В целом действующее законодательство в сфере противодействия взяточничеству пока еще нуждается в дальнейшем совершенствовании, поскольку не приведено в соответствие ни с международными договорами, ни с потребностями эффективной борьбы с коррупцией. Как справедливо отмечает профессор В.А. Номоконов: «Пока мы видим лишь имитацию этой борьбы даже на законодательном уровне. Хотелось бы выразить надежду, что сложившаяся ситуация будет скорректирована в ближайшее время» [3, с.70-71].

Список литературы

Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией в органах внутренних дел. Домодедово: ВИПЕС МВД России, 2008.

Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. д-ра. юр. наук, проф. А.И. Долговой; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007.

Номоконов В.А. Новое антикоррупционное законодательство и перспективы борьбы с преступностью // Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование. М., 2009.

По материалам сайта INDEM // URL: http: www.indem.ru.

Состояние преступности в России за январь-декабрь с 2003 по 2014 II Статистический сборник. М., 2003-2014 гг.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63- ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЭ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.

Сухое С. Н.,

кандидат юридических наук, доцент кафедры математики, информатики и информационных технологий НА МВД России, г. Нижний Новгород








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ