СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Уголовно-Правовой аспект контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 2002 ук рф


УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ КОНТРАБАНДЫ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И (ИЛИ) ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ (ст. 2002 УК РФ)

Никифорова А. А.,

адъюнкт адъюнктуры (докторантуры) НА МВД России, г. Нижний Новгород

В данной статье автором раскрываются вопросы, связанные с эффективностью введения нормы о незаконном перемещении через таможенную границу алкогольной продукции и табачных изделий. Осуществлен сравнительноправовой анализ уголовного и административного законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: контрабанда, таможенная граница Таможенного союза, алкогольная продукция, табачные изделия.

В последнее время законодатель уделяет активное внимание совершенствованию уголовного законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности, вводя новые нормы и представляя в новой редакции уже имеющиеся нормы. Так, во-первых, криминализированы новые деяния, представляющие серьезную угрозу для указанного правоохраняемого блага [1] (200.2, 200.1, 193.1).

Во-вторых, отдельные уголовно-правовые нормы, образующие группу преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, подвергнуты значительной корректировке. В частности, путем расширения перечня криминообразующих признаков, изменена редакция ст. 193 УК РФ [2]; в целях единообразного применения уголовного закона, унифицированы крупный и особо крупный размеры неуплаченных таможенных платежей для физических лиц и организаций [3]; расширена диспозиция ст. 242, ст. 2421 УК РФ включением в качестве одного из противоправных действий, составляющих объективную сторону преступлений - перемещение порнографических материалов и предметов (в том числе с изображениями несовершеннолетних) через Государственную границу Российской Федерации [4].

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) из Уголовного кодекса России была исключена статья 188 УК РФ «Контрабанда», предусматривающая ответственность за перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

После исключения данной нормы из уголовного законодательства, законодателем стали создаваться новые нормы, как некие составляющие элементы утратившей силу статьи 188 УК РФ, и размещаться по разным главам уголовного закона, тогда как ранее объектом данных преступных посягательств являлись только общественные отношения в сфере экономики. Так, контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий заключена в главу 22, следовательно, охраняет отношения в сфере экономической деятельности; контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов заключена законодателем в главу 24, как норма, охраняющая отношения, обеспечивающие общественную безопасность; контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ заключена в главу 25, тем самым осуществляет охрану общественных отношений, обеспечивающих здоровье населения и общественную нравственность. На основе этого возникает вопрос, в связи с чем произошло разделение имеющейся ранее нормы на несколько новых и размещение их по разным главам, тем самым в качестве объектов их посягательств стали определяться абсолютно различные общественные отношения?

Возможно, это связано с тем, что законодатель определяет экономические отношения не в качестве основного правоохраняемого блага, а только как второстепенный объект уголовно-правовой охраны. Однако остается неясным, почему ранее заключенная в главу 22 УК РФ статья 188, являлась нормой регулирующей отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, а уже сегодня различного рода контрабанды представляют собой нормы, регулирующие иные сферы правоотношений.

Последней из нововведенных норм, регулирующих отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, является статья 2002 УК РФ, предусматривающая ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза (далее - таможенную границу) алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере. Ранее, до введения данной статьи в УК РФ, такие отношения регулировались только КоАП РФ. Так, статья 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, ст. 16.3 КоАП РФ - за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации [5]. Согласно Таможенному законодательству разрешен беспошлинный ввоз товаров и вещей, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности. Лицам, достигшим 18 лет, разрешен беспошлинный ввоз до 3 литров алкогольных напитков (задекларированно - до 5 литров), до 50 сигар или си- гарилл, или 200 сигарет, или 250 грамм табака. Все, что не убирается в данные рамки, запрещено к перемещению через таможенную границу Таможенного союза [6].

Таким образом, КоАП РФ установлены количественные и весовые ограничения провозимых через таможенную границу алкогольной продукции и табачных изделий. Однако установлен только денежный предел провозимых товаров, то есть запрещено перемещение через таможенную границу алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере, составляющем 250000 рублей. В связи с этим возникает противоречие между нормами права, так как при перевозе разрешенного административным законодательством количества алкогольной и табачной продукции, но превышающих по стоимости 250000 рублей, гражданин будет нести уголовную ответственность в соответствии со ст. 2002 УК РФ, несмотря на то, что нормы таможенного законодательства при этом не нарушаются. К примеру, по данным различных организаций стоимость элитного алкоголя варьируется от 800 долларов до 43,6 млн. долларов [7]. Исходя из этого можно предположить, что теперь лицо, перевозящее, к примеру, даже одну бутылку дорогого алкоголя для личных целей, стоимость которого выше установленного предела, будет привлекаться к уголовной ответственности за контрабанду, тогда как его умыслом не усматривалось нарушение таможенных правил. Таким образом, возможно, следует закрепить наличие умысла на совершение такого преступления в данном составе для признания подобных действий преступными.

Также возникает вопрос с установлением законодателем крупного размера перемещаемых через таможенную границу алкогольной продукции и табачных изделий, однако учитывая вышеуказанные данные, можно сделать вывод, что стоимость даже одного такого товара может достигать 2,5 млрд рублей. В таком случае разница с установленной суммой крупного размера в 250000 рублей очевидна. В связи с этим, на наш взгляд, имеет смысл определить сумму особо крупного размера в данной норме.

Несмотря на высокий интерес законодателя к отношениям в сфере ВЭД, некоторые нормы уголовного законодательства, регулирующие ВЭД, на сегодняшний день являются достаточно новыми, и судебная практика по ним небогата. Так, например, в нашей судебной практике на данный момент имеется всего один приговор по делу за совершение жителем Пятигорска валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте на счета нерезидентов с использованием подложных документов [8]. Подобные данные наводят на вопрос, имеется ли смыл ввода таких норм, которые не способны эффективно работать, и действительно ли необходимо уголовно- правовое регулирование рассматриваемых отношений?

Постараемся разрешить этот вопрос на примере рассматриваемой нами статьи 200.2. Во-первых, законодателем учтены предыдущие пробелы законодательства, имеющиеся в статье 188 УК РФ. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 №15-П положение части первой статьи 188 во взаимосвязи с частью 1 статьи 16.2 и частью 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в системе действующего правового регулирования позволяет при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (ст. 188 УК РФ) или административного правонарушения (ст.ст. 16.2, 16.3 КоАП РФ), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Сегодня законодателем статья 200.2 УК РФ содержит примечание, согласно которому при расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий из всей стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий подлежит исключению та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована, а статья 16.2 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно пункту 1 которого для исчисления размера административного штрафа, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза [5]. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

В-третьих, статистика административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2 и 16.3 КоАП РФ, достаточно высока [9], на основании чего объяснимо желание законодателя установления уголовной ответственности за подобные нарушения законодательства, так как ущерб от таких действий, как и от всех иных внешнеэкономических преступлений, является крайне высоким и наносит значительный удар экономике страны.

Таким образом, мы считаем, что для более эффективного функционирования данной нормы необходимо внести в нее некоторые изменения относительно умысла субъекта преступления, суммы крупного размера, а также учесть расхождения с административным законодательством в стоимостных и количественных характеристиках перемещаемых товарах.

Список литературы

Федеральный закон от 31.12.2014 № 530-Ф3II Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть 1). Ст. 83; Федеральный закон от 31.12.2014 № 532- ФЗ II Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть 1). Ст.85; Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-Ф3 II Собрание законодательства РФ. 2013. № 26 (часть 1). Ст. 3207.

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-Ф3II Собрание законодательства РФ. 2013. № 26 (часть 1). Ст.3207.

Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗII Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.

Федеральный закон от 29.02.2012 № 14-ФЗ II Собрание законодательства РФ. 2012. № 10. Ст. 1162.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2015) II Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1.

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору

о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17 (ред. от 10.10.2014) II Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

URL: top 10a.ru/top-10-samye-dorogie-alkogolnye-napitki-v-mire.html (дата обращения: 03.03.2015).

URL: www.yuga.ru/news/350878/ (дата обращения: 03.03.2015).

URL: https: //rospravo sudie. com/etapd-pervaya-instanciya/vidpr-admini- strativnoe/section-acts/ (датаобращения: 01.03.2015).








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ