СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Уголовная ответственность за манипулирование рынком по международному законодательству


УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МАНИПУЛИРОВАНИЕ РЫНКОМ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Кузнецова И. Л.,

старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел НА МВД России, г. Нижний Новгород

В статье проведен анализ норм международного законодательства, регулирующих отношения в сфере деятельности финансовых рынков, а также норм, предусматривающих уголовную ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком.

Ключевые слова: инсайдерская информация; манипулирование рынком; финансовый рынок; директива; уголовная ответственность.

Торговля с использованием конфиденциальной информации специального вида (инсайдерской информации), наряду с мошенническими операциями, относится к числу самых серьезных нарушений на мировых финансовых рынках. Так, в развитых странах уже давно достигнуто понимание того, что манипулирование на финансовом рынке нарушает не только принципы свободной торговли ценными бумагами, но и справедливый механизм ценообразования, что не позволяет добросовестным инвесторам квалифицированно принимать решения, тем самым наносит им ущерб, подрывая основы существования важнейшей составляющей всей рыночной экономики. Разработка нормативных правовых актов в указанной сфере и формирование практики их применения имеют решающее значение для борьбы с манипулированием информацией на рынках, что подтверждает не только российский, но и зарубежный опыт.

Уголовное законодательство почти всех зарубежных стран содержит специальные правовые нормы, предусматривающие ответственность за неправомерное использование такой информации и манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, анализ которых позволил прийти к выводу, что законодательные меры для борьбы с инсайдерскими сделками и манипулированием на финансовых рынках объединены в единую систему, регулирование этих вопросов осуществляется едиными методами и рассматривается в одном пакете законодательных актов.

Наказание, назначаемое за совершение подобного рода противоправных деяний, достаточно суровое, в ряде стран, например, в США и Великобритании, помимо штрафов, может быть назначено тюремное заключение сроком до 7-10 лет. При этом существуют различные мнения и позиции относительно вопроса о необходимости государственного вмешательства в деятельность финансовых рынков. Однако по вопросу о необходимости жестко пресекать все виды мошеннических действий на финансовых рынках все единодушны.

Необходимо отметить, что проблема неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования существует как для финансовых, так и для товарных рынков, однако правовое регулирование в сфере противодействия указанным нарушениям изначально складывалось применительно к рынку финансовому, в частности, к такому его сегменту, как фондовый рынок. Повышенное внимание законодателей именно к этому рынку неслучайно, так как фондовый рынок является наиболее привлекательным для нарушителей в силу низких временных и финансовых издержек, удобства совершения операций, разнообразия финансовых инструментов и т.д. [3, с. 11]. И хотя в настоящее время действие норм, посвященных неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, начинает распространяться также и на товарные рынки [1, ст. 4193], значительная часть нормативного регулирования, в особенности в странах Европейского союза и в США, рассчитана исключительно или главным образом на рынки финансовые.

В силу указанных обстоятельств, в настоящей статье вопросы противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком будут рассмотрены применительно к финансовому рынку как наиболее удобной сфере действия для манипуляторов. Тем не менее большинство изложенных выводов имеет обобщенный характер и в равной степени может быть применимо к манипулированию и неправомерному использованию инсайдерской информации, осуществляющимся как на финансовых, так и на товарных рынках.

Изучение зарубежного опыта тем более необходимо потому, что оно дает представление о системе юридических норм, регулирующих правоотношения на рынке ценных бумаг зарубежных государств и, насколько это возможно, позволяет оценить недостатки, восполнить имеющиеся пробелы в правотворческой и правоприменительной практике современной России.

Вопросы уголовно-правового противодействия манипулированию рынком рассмотрим на примере уголовного законодательства четырех зарубежных государств: Франции, Германии, Великобритании и США. Однако прежде чем перейти к анализу уголовноправовых норм, представляется целесообразным определить сущность и содержание понятия инсайдерской информации.

Термины «инсайд», «инсайдер», «инсайдерская информация» происходит от английского «inside», что означает «внутренний». Понятие инсайдерской информации первоначально было сформулировано и получило свое развитие в финансовых законодательствах европейских государств и США. При этом в европейском праве данное понятие было в значительной степени унифицировано благодаря наличию соответствующих директив, подход к пониманию данного явления в праве США оформился в обширном массиве судебных решений [2, с. 8].

Одним из первых государств, предпринявших попытку законодательного регулирования противодействия инсайдерской торговле, была Франция, принявшая Ордонанс от 28 сентября 1967 года (далее

Ордонанс) [2, с. 9].

В декабре 1970 г. был принят Закон № 70-1208, вносящий изменения в Ордонанс и запрещающий инсайдерскую торговлю и раскрытие инсайдерской информации третьим лицам.

Системному законодательному регулированию противодействия инсайдерской торговле в Великобритании было положено начало в 1980 г., когда были внесены изменения в Акт о компаниях. В 1985г. акт о компаниях был пересмотрен, и его положения, касающиеся инсайдерской торговли, стали известны под названием Акт о ценных бумагах компаний (инсайдерской торговле) (Companies Securities Insider Dealing) Act, далее - Акт об инсайдерской торговле. Положения Акта об инсайдерской торговле вводили только уголовную ответственность для физических лиц, умышленно использовавших инсайдерскую информацию, и, хотя указанный Акт явился важным шагом на пути запрещения инсайдерской торговли в Великобритании, общий объем нормативного регулирования в указанной сфере все же оставался недостаточным.

В Германии регулирование противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации вплоть до 1994г. опиралось на добровольный кодекс рыночного поведения, а в законодательстве отсутствовали нормы, запрещающие инсайдерскую торговлю. Так, 13 октября 1970 года Комиссия экспертов фондовой биржи Германии издала Руководящие принципы по инсайдерской торговле (Insiderhandelsrichtlinien), впоследствии измененные и дополненные в 1976 и 1988 г. Руководящие принципы являлись добровольным кодексом поведения, обеспечиваемым силой принудительного исполнения только в случае, если это было предусмотрено договором [2, с. 12].

Создание единого европейского рынка финансовых услуг потребовало введения рамочного регулирования соответствующих отношений при помощи директив, сходным образом имплементированных в национальные законодательства. Еще в 1977 г. Европейская Комиссия опубликовала Рекомендацию государствам-участникам, посвященную сделкам с ценными бумагами [4]. Одним из существенных принципов совершения сделок был провозглашен запрет злоупотребления ценообразующей информацией. Инсайдеры обязывались воздерживаться как от сделок с такой информацией, так и от передачи её третьим лицам.

В продолжение указанного регулирования в 1989 г. была принята Директива 89/592/ЕС [5,р.0030-0032], положения которой были имплементированы в национальные законодательства, расширив и усовершенствовав правовое регулирование отношений, связанных с неправомерным использованием инсайдерской информации, однако с некоторыми отличиями.

Так, сфера действия соответствующих статей Акта о торговле ценными бумагами Германии (Wertpapierhandelsgesetz), в 1995 г. пришедшего на смену руководящим принципам по инсайдерской торговле, была шире, чем у аналогичных положений Директивы. Запрет на инсайдерскую торговлю охватывал не только бумаги, которые уже торгуются на рынке, но и бумаги, в отношении которых была обнародована заявка на допуск к торговле [2, с. 13].

Акт об уголовном судопроизводстве Великобритании (Criminal Justice Act) [6] 1993 г. в части V имплементировал в законодательство Великобритании Директиву 89/592/ЕС и воспринял содержащийся в ней подход, в соответствии с которым инсайдерская торговля рассматривалась скорее, как рыночное правонарушение, чем как нарушение фидуциарной обязанности инсайдера перед компанией. Однако указанный Акт содержал более широкое понятие инсайдера и инсайдерской информации, не проводил принципиального различия между первичными и вторичными инсайдерами.

С целью обеспечения безопасности европейского финансового рынка в 2003 г. была принята Директива 2003/6/ЕС [7], посвященная двум правонарушениям - инсайдерской торговле и манипулированию рынком, совместно именуемым «рыночным злоупотреблением» (market abuse). Задачей Директивы являлось повышение уровня доверия инвесторов к рынку. Сфера применения Директивы 2003/6/ЕС была расширена: в отличие от предыдущей, она распространяла свое действие не только на ценные бумаги, но и на финансовые инструменты.

В развитие Директивы 2003/6/ЕС в Европейском союзе были приняты также иные нормативные акты, в частности Директива 2003/124/ЕС[8,р.0070-0072], посвященная определению понятий «инсайдерская информация» и «рыночное манипулирование, а также публичному раскрытию инсайдерской информации, Директива 2003/125/ЕС[9,р.0073-0077] о раскрытии конфликта интересов, Директива 2004/72/ЕС [10,р.0070-0075] об определении понятия инсайдерской информации применительно к товарным деривативам, составлению списка инсайдеров и т.д.

Директива 2003/124/ЕС уточняла и конкретизировала понятие инсайдерской информации, предложенное в Директиве 2003/6/ЕС, определяя критерии «точности» и «общедоступности» информации.

В части определения понятия инсайдерской информации госу- дарства-участники Европейского союза с большей или меньшей степенью точности воспроизвели в своих законодательствах положения Директивы 2003/6/ЕС.

Несмотря на то, что Директива установила рамки для гармонизации национальных законодательств в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также создала инструменты для выявления и предотвращения соответствующих рыночных правонарушений, 20 октября 2011 года Европейской Комиссией был обозначен ряд проблем, вытекающих из практики ее применения [11].

К таковым проблемам были отнесены следующие:

-пробелы в регулировании противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком на новых рынках, платформах и внебиржевых рынках финансовых инструментов;

пробелы в регулировании соответствующих явлений на товарном рынке и рынке товарных деривативов;

неспособность регуляторов эффективно применять Директиву;

-правовая неопределенность, снижающая эффективность Директивы.

В связи с этим в 2014г. были приняты Регламент Европейского Парламента и Совета о рыночных злоупотреблениях №596/2014 от 16.04.2014 г. [12,р.0001-0061] (далее Регламент №596/2014), а также Директива 2014/57/EU от 16.04.2014 г. об уголовной ответственности за рыночные злоупотребления [13,р.0179-0189]. Указанные документы заменяют Директиву 2003/6/ЕС, а также принятые в развитие последней Директивы 2003/124/ЕС, 2003/125/ЕС, 2004/72/ЕС. Регламент № 596/2014 и Директива 2014/57/ EU подлежат применению с 3 июля 2016года, за исключением ряда положений Регламента, относящихся к полномочиям Европейской комиссии и Европейской организации по ценным бумагам и финансовым рынкам (ESMA) по разработке и принятию стандартов, правил и пр., применяемых со 2 июля 2014 года.

16 апреля 2014 года была принята Директива 2014/57/EU от 16.04.2014 г. об уголовной ответственности за рыночные злоупотребления. В соответствии с указанной Директивой государствам- участникам Европейского союза предписано ввести нормы об уголовной ответственности за манипулирование рынком, инсайдерскую торговлю и неправомерное раскрытие инсайдерской информации, по крайней мере, в тех случаях, когда данные правонарушения являются тяжкими и совершены умышленно (в то время как за нарушение Регламента №596/2014 доказывать умысел не требуется) [14, ст. 23].

Директива устанавливает лишь минимально необходимые требования относительно криминализации данных деяний, и государствам предоставлено право вводить более строгие нормы об уголовной ответственности за рыночные злоупотребления. Например, государства имеют право установить, что манипулирование рынком, инсайдерская торговля и неправомерное раскрытие инсайдерской информации влекут за собой уголовную ответственность не только в случае их умышленного совершения, но и в случае совершения их по грубой неосторожности, предусмотреть более строгие наказания за данные правонарушения.

К тяжким случаям манипулирования рынком согласно Директиве 2014/57/EU следует относить те случаи, когда степень воздействия на рынок или изменения стоимости финансового инструмента, действительная или потенциальная выгода нарушителя или ущерб, которого он избежал, являются значительными, либо если манипулирование совершалось лицом, работающим в финансовом секторе или в регулирующих, надзорных органах (пункт 4 преамбулы Директивы).

В отношении инсайдерской торговли или неправомерного раскрытия инсайдерской информации также следует принимать во внимание степень воздействия на рынок, размер выгоды или ущерба, которого избежал нарушитель. К иным обстоятельствам, свидетельствующим о тяжести указанных деяний, можно отнести, например, повторное их совершение либо совершение преступной организацией (пункт 3 преамбулы Директивы).

Также Директива 2014/57/EU предписывает государствам - участникам Европейского союза ввести уголовную ответственность за пособничество и подстрекательство к манипулированию рынком, инсайдерской торговле и неправомерному раскрытию инсайдерской информации, а равным образом за попытку совершения указанных деяний.

В соответствии со статьей 7 Директивы 2014/57/EU максимальный срок лишения свободы за манипулирование рынком и инсайдерскую торговлю должен составить, по крайней мере, четыре года; за неправомерное раскрытие инсайдерской информации - 2 года.

Кроме того, ответственность за совершение рыночных злоупотреблений должна быть возложена и на юридических лиц в случае, если соответствующие деяния совершались к выгоде данных организаций лицами, занимающими в них руководящие должности. Юридические лица могут быть привлечены к ответственности и в тех случаях, когда отсутствие должного контроля со стороны лица, занимающего руководящую должность, привело к возможности совершения указанных деяний его подчиненным. Привлечение юридического лица к ответственности не исключает одновременного уголовного преследования физического лица, совершившего соответствующее правонарушение.

К мерам ответственности юридических лиц, согласно Директиве 2014/57/EU, могут быть отнесены, в частности, следующие: временная или постоянная дисквалификация, помещение под судебный надзор, ликвидация компании, лишение права на льготы и т.д.

Законодательство США также содержит положения, касающиеся привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении норм о противодействии недобросовестным рыночным практикам. Так, Раздел 32 Закона «О фондовых биржах и ценных бумагах» предусматривает для лиц, умышленно нарушающих положения Закона или правил, соблюдение которых в соответствии с Законом обязательно, штраф до 5 млн долл., либо лишение свободы на срок до 20 лет, либо оба данных наказания одновременно. Ответственность юридических лиц установлена в виде штрафа до 25 млн долл. Примечательно, что до 2002 г. размеры штрафов составляли 1 млн долл. Размеры штрафов и максимальный срок лишения свободы были увеличены до настоящих размеров в соответствии с Разделом 1106 Закона Сарбейнса-Оксли.

Также указанный раздел содержит положение, в соответствии с которым лицо не может быть подвергнуто наказанию в виде лишения свободы, если докажет, что не знало о таких нормах. Как отмечают исследователи, данное исключение прямо проистекает из позиции Конгресса, сформированной еще в 1934 г. при принятии Закона и заключающейся в том, что для привлечения лица к уголовной ответственности нужно, чтобы лицо не просто сознательно совершило те или иные действия, но и сделало это с заведомо противоправной целью [15].

Завершая рассмотрение общеевропейских нормативных инструментов регулирования финансового рынка, следует отметить, что глобальный финансовый кризис, разразившийся в настоящее время, заставляет переоценить значение рынка ценных бумаг для мировой экономики.

В России до недавнего времени эффективного механизма борьбы с инсайдерами не существовало. Слабая защита прав инвесторов является одной из главных причин, по которой наш финансовый рынок до сих пор относится к категории развивающихся и нерегулируемых рынков по оценкам Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на привлечение иностранных инвестиций в экономику России.

Список литературы

Федеральный закон РФ от 27.07.2010 N 224- ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» II Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31.

Емельянова Е.А. Манипулирование информацией на рынках. М.: Инфо- тропик Медиа, 2015.

Мартыненко В.А. Инсайдерство и манипулирование ценами на рынке ценных бумаг: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007.

Commission Recommendation of 15 July 1977,77/534 EEC!I Official Journal 1977, L 212/37, L 294/28.

Council Directive 89/592/EEC of 13 November 1989 coordinating regulations on insider dealing!I Official Journal, L 334, 18/11/1989.

Criminal Justice Act URL: //www.legislation.gov.uk/ukpga/ 1993/36/cotents

Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council of 28 January 2003 on insider dealing and market manipulation (market abuse) II Official Journal, L 096,12/04/2003/

Commission Directive 2003/124/EC of 22 December 2003 implementing Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council as regards the definition and public disclosure of inside information and the definition of market manipulation II Official Journal, L 339,24/12/2003.

Commission Directive 2003/125/EC of 22 December 2003 implementing Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council as regards the fair presentation of investment recommendations and the disclosure of conflicts of interest II Official Journal, L 339, 24/12/2003.

Commission Directive 2004/72/EC of 29 April 2004 implementing Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council as regards accepted market practices, the definition of inside information in relation to derivatives on commodities, the drawing up of lists of insiders, the notification of managers ’ transactions and the notification of suspicious transactions II Official Journal, L 162, 30/04/2004.

Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on Insider Dealing and Market Manipulation (Market Abuse) URL: //eur- lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2011:0651:FIN: EN: PDF.

Regulation (EU) No 596/2014 of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on market abuse (market abuse regulation) and repealing Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council and Commission Directives 2003/124/EC, 2003/125/EC and 2004/72/EC // Official Journal, L 173, 12/06/2014.

Directive 2014/57/EU of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on criminal sanctions for market abuse (market abuse directive) II Official Journal, L 173,12/06/2014.

Преамбула Директивы 2014/57/EU.

Carr B.J. Culpable Intent Required For All Criminal Insider Trading Convictions After United States v О ’Hagan II Boston College Law Review. Vol.40, 1999.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ