СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Уклонение от административного надзора


УКЛОНЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

Кузнецов Л. П.,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин НИМБ, г. Нижний Новгород

В представленной статье раскрыты особенности уголовной ответственности за уклонение административного надзора. Освещаются наиболее проблемные вопросы, связанные с административным надзором на основании материалов судебной практики РФ.

Ключевые слова: административный надзор, уголовная ответственность за административный надзор.

Институт специального административного надзора впервые был введен указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1966 года, утвердившим «Положение об административном надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы». Согласно данному Положению органы внутренних дел устанавливали административный надзор за лицами, отбывшими наказания и возвратившимися из мест лишения свободы и подпадающими под действие административного надзора. Решение об установлении административного надзора, то есть введение ограничений лицам, принимал руководитель органов внутренних дел, которое санкционировалось прокурором. Вместе с тем привлечения к ответственности за нарушение правил надзора и ограничений относились к компетенции судебных органов.

Так, согласно статье 3 указанного Положения лицо за нарушение правил надзора и ограничений привлекалось к административной ответственности. Однако если лицо, состоящее под административным надзором, в течение года совершало три правонарушения и за два первых было судом привлечено к административной ответственности, то совершение третьего правонарушения служило основанием для возбуждения уголовного дела, и данное лицо могло быть привлечено уже к уголовной ответственности и подвергнуто наказанию в виде лишения свободы до 2 лет.

Институт административного надзора считался одним из наиболее эффективных инструментов профилактики рецидивной преступности. Однако несмотря на это, Федеральным законом № 4901-1 от 29 апреля 1993 года «О внесении изменений в УК РСФСР, УПК РСФСР и ИТК РСФСР» данный правовой регулятор был исключен из уголовного законодательства, что не могло не сказаться на росте рецидивной преступности.

Законодатель Федеральным законом № 66-ФЗ от 6 апреля 2011 года дополнил УК РФ ст. 3141 «Уклонение от административного надзора» и предусмотрел ответственность за «неприбытие без уважительной причины лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному месту жительства или пребывания в определенной администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенное в целях уклонения от административного надзора».

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате его совершения нарушается нормальная законодательная регламентированная деятельность системы правосудия, содействующих органов снижается эффективность их функционирования.

Установление административного надзора регламентируется: Федеральным законом № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; Уголовно-исполнительным кодексом РФ (ст. 173); приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 818 от 8 июля 2011 года.

Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется двумя альтернативными деяниями:

а) неприбытие без уважительной причины лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок; б) а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенное в целях уклонения от административного надзора.

Под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнение им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Таким образом, законодатель путем установления административного надзора создал действенный эффективный механизм, направленный на предупреждение преступности в государстве.

В соответствии с указанными нормативными актами административный надзор устанавливается при наличии следующих оснований: в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступлений при опасном и особо опасном рецидиве преступлений; в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление простив половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающей вменяемости; в отношении лица, в период отбывания наказания в местах лишения свободы которое признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказаний; в отношении лица, отбывшего уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, совершающего в течение одного года два и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Административный надзор устанавливается по решению суда сроком от одного до трех лет с установлением административных ограничений в виде запрещения пребывания в определенных местах, запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них, запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в определенное время суток, запрещения выезда за установленные судом пределы территории, обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Под неприбытием необходимо понимать неявку без уважительной причины лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок целью уклонения от административного надзора.

Самовольное оставление - совершение действий без разрешения, произвольно по собственному усмотрению лицом места жительства или пребывания, совершенное в целях уклонения от административного надзора.

Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является наличие реальной возможности выполнить соответствующие предписания. В случае неприбытия поднадзорного лица к месту жительства или пребывания, оставление им места жительства или пребывания в силу объективных уважительных причин обстоятельств, не зависящих от его сознания и воли (болезнь, стихийное бедствие, социальные конфликты, отсутствие сообщения, нарушение графика движения транспорта), состав данного преступления отсутствует.

Состав преступления, предусмотренного статьей 3141 УК РФ, относится к разряду формальных и считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции деяний.

Федеральным законом № 514-ФЗ от 31 декабря 2014 г. законодатель ввел в ст. 3141 УК РФ часть вторую, в которой предусмотрел обстоятельство, отягчающее ответственность, а именно квалифицирующий признак «неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

В соответствии с примечанием к ст. 3141 УК РФ под неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Исходя из законодательной фабулы примечания, на практике может возникнуть такая ситуация, при которой лицо за первое правонарушение было подвергнуто административному наказанию в соответствии со ст. 14.10 КоАП РФ и после этого в течение одного года вновь совершило правонарушение. В этой связи его действие следует рассматривать как правонарушение: лицо совершает однократное действие, предусмотренное одной статьей и в соответствии с устоявшимися положениями в уголовно-правовой доктрине, подлежит уголовной ответственности по ч. 2 ст. 3141 УК РФ.

На первый взгляд здесь не возникает никаких проблем, но исследование административно-правовых норм показывает, что проблемы все же имеются. Если принять во внимание положения (а их необходимо не только иметь в виду, но и руководствоваться ими) п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, привлечение к уголовной ответственности в данном случае невозможно исходя из законодательной фабулы. Однако согласно указанной статье повторное совершение однократного административного нарушения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Руководствуясь важнейшим уголовно-правовым принципом - принципом экономии уголовно-правовой репрессии в случае повторного нарушения административного надзора приоритет должен отдаваться административному законодательству. Уголовно-правовая норма не может применяться к лицу, совершившему деяние, до тех пор, пока не будет исчерпан в полном объеме правовой потенциал, установленный в норме административного законодательства [1, с. 114]. Однако в нарушение юридико-технических правил и сложившимися в уголовно-правовой доктрине положениями законодатель в примечании установил правило, согласно которому лицо будет привлекаться к уголовной ответственности при и наличии совершения им административного правонарушения при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичные деяния два раза в течение одного года.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Поднадзорное лицо осознает, что не прибывает без уважительной причины при освобождении из мест лишения свободы, к избранному месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольно оставляет место жительства или пребывания, в целях уклонения от административного надзора и желает совершить подобные действия. Обязательным признаком субъективной стороны является цель - уклониться от административного надзора.

Субъект преступления специальный, лицо, достигшее восемнадцати лет, освободившееся из мест лишения свободы и находящееся под административным надзором.

По ч. 1 ст. 3141 УК РФ назначается наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года. По ч. 2 ст. 3141 УК РФ лицо подлежит ответственности в виде штрафа в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Список литературы

1 .Кузнецов А.П. Глава IV. Коллизии в уголовном законодательстве: понятие, виды, пути разрешения // Актуальные проблемы уголовного права: монография / А.П. Кузнецов, М.П. Пронина, В.Н. Сизова, М.В. Степанов. Н. Новгород, 2014. С. 144.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ