СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Крупный размер как проблемный вопрос объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 141.1 ук рф


КРУПНЫЙ РАЗМЕР КАК ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ст. 141.1 УК РФ

Камалое P. //.,

адъюнкт кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права НА МВД России, г. Нижний Новгород

В статье проводится анализ крупного размера в ст. 141.1 УК РФ, рассматривается проблема нарушения принципа равенства при определении крупного размера в действующей редакции указанной статьи, предлагается определение крупного размера в ст. 141.1 УК РФ.

Ключевые слова: избирательное право; крупный размер; нарушение порядка финансирования избирательной кампании.

Формирование представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством свободных демократических выборов является одной из важнейших задач Российской Федерации на современном этапе исторического развития. При этом в проведении выборов вопрос финансирования избирательных кампаний всегда играл одну из ключевых ролей.

В уголовном законодательстве ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании предусмотрена ст.

УК РФ.

Анализ статистических данных за 2011-2015 гг. показал, что ст.

УК РФ неэффективна. В 2011 г. было возбуждено 2 уголовных дела по указанной статье УК РФ, и передано в суд только одно уголовное дело за нарушение порядка финансирования избирательной кампании. Однако и оно было приостановлено по пунктам 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Другое уголовное дело в 2012 г. прекращено по основаниям, указанным в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. В последующие годы преступления, предусмотренные ст. 141.1 УК РФ, на всей территории Российской Федерации не выявлялись. Неэффективность нормы ст. 141.1 УК РФ вызвана, прежде всего, размером инкриминируемой суммы крупного размера.

В соответствии с Примечанием к ст. 141.1 УК РФ крупным размером признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод

имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.

Наличие признака «в крупном размере» практически невозможно доказать, то есть незаконное финансирование имеет место быть, но возбудить уголовное дело и довести дело до суда представляется крайне затруднительным. В большинстве случаев все нарушения порядка финансирования избирательных кампаний охватываются административным законодательством, по которому наказание не столь адекватно совершенному правонарушению.

Анализ объемов расходов за счет средств избирательных фондов на региональных и местных выборах показал, что допустить превышение расходов, которое содержало бы в себе признаки указанного преступления, крайне затруднительно. Так, например, в соответствии с п. 5 ст. 60 Закона Томской области от 12 июля 2006 г. № 147-03 (ред. от 12.03.2015 г.) «О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области» предельная сумма расходов кандидата за счет средств его избирательного фонда не может превышать 6 миллионов рублей, где сумма добровольных пожертвований юридических лиц не может превышать 600 тысяч рублей, физических лиц - 60 тысяч рублей. Поэтому большинство нарушений финансирования избирательной кампании остаются за рамками уголовно-правовой превенции. В этой связи С.В. Кисельникова и М.И. Кузнецов предлагают исключить из ч. 1 ст. 141.1 УК РФ понятие «крупный размер» и указать его в качестве квалифицирующего признака [1]. На наш взгляд, данная позиция несколько некорректна, так как именно «крупный размер» является признаком объективной стороны данного преступления, без которого оно не будет являться таковым.

Интересна позиция Т.Н. Елисеевой об отмене нижней границы крупного размера в ст. 141.1 УК РФ [2]. Но, на наш взгляд, это не будет способствовать решению проблемы, а только нарушит принцип законности, так как границы преступного будут устанавливаться не законом, а конкретным правоприменителем, который будет апеллировать величиной избирательного фонда. Кроме того, будет нарушен принцип равенства, когда к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, допустившее, к примеру, использование помимо средств избирательного фонда финансовой поддержки в размере 100 тысяч рублей, в то время как действия лица, использовавшего на те же цели 5 млн рублей, не будут являться уголовно наказуемыми, так как это позволяет величина его избирательного фонда.

Н.Ю. Турищева предлагает нижнюю границу крупного размера в ст. 141.1 УК РФ установить в размере 250 тысяч рублей, с учетом определения крупного размера, приведенного в ч. 4 ст. 158 УК РФ [3]. Данная поправка позволяет ввести в сферу уголовно наказуемых деяний те нарушения порядка финансирования избирательных кампаний, которые чаще всего допускаются на региональном и местном уровнях. Вместе с тем, Н.Ю. Турищева в своей редакции примечания оставляет одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда, превышение которой влечет наступление уголовно-правовых последствий. По нашему мнению, это также не будет эффективно способствовать решению проблемы, так как между кандидатами будет оставаться большая пропасть, выраженная в величине избирательного фонда. В свою очередь это также нарушает принцип равенства.

В данном случае стоит согласиться с мнением М.М. Какитела- швили, который указывает на необходимость уменьшения суммы денежных средств, превышение которой рассматривается законодателем как «крупный размер», в сторону его ужесточения [4].

В соответствии с п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривается отмена регистрации кандидата в случаях использования им денежных средств помимо избирательного фонда свыше 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда более чем на 5 процентов.

На наш взгляд, целесообразно снизить границу предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда, превышение которой влечет наступление уголовно-правовых последствий, что, конечно, не будет в полном объеме способствовать соблюдению принципа равенства, но в то же время, значительно уменьшит между кандидатами пропасть, выраженную в величине избирательного фонда. Предлагаем изложить примечание к ст. 141.1 УК РФ в следующей редакции: «Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают 5 процентов предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей».

Список литературы

Киселъникова С.В., Кузнецов М.И. Финансовые нарушения в избирательной кампании кандидатов на выборные должности в Российской Федерации. // Моя законотворческая инициатива: сборник тезисов работ участников Всерос. конкурса молодежи образоват. учреждений и науч. орг. на лучшую работу / Госу- дарственная Дума ФС РФ, НС «Интеграция». М., 2006. С. 142.

Елисеева Т.Н. Уголовно-правовая защита избирательных прав граждан Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М, 2004. С. 133.

Турищева Н.Ю. Преступления против избирательных прав и права на участие в референдуме: уголовно-правовой анализ и перспективы совершенствования законодательного описания: по материалам Краснодарского края: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 103.

Какителашвти М.М. Финансирование избирательных кампаний и уголовная ответственность за его нарушения // Криминологическая ситуация и реагирование на нее. Российская криминологическая ассоциация. Москва. 2014. С. 83.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ