СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Траффикинг как социально-правовое явление: уго- ловно-правовые аспекты


ТРАФФИКИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ: УГО- ЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Гладышев Ю. Л.,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

В статье автор анализирует особенности уголовно-правовой ответственности за торговлю людьми. Освещаются наиболее проблемные вопросы, связанные с применением норм уголовного права, направленные на противодействие торговле людьми, на основании материалов судебной практики РФ, предложений отечественных и зарубежных ученых.

Ключевые слова: торговля людьми; рабство; рабский труд; эксплуатация.

Российская Федерация предоставляет всем гражданам России широкие политические, социально-экономические, трудовые и иные демократические права и свободы. В ст. 2 Конституции говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Следует отметить, что одним из ключевых приоритетов демократического обновления страны является последовательная демократизация, либерализация судебно-правовой системы, направленная на обеспечение верховенства закона, законности, надежную защиту прав и интересов личности, говоря коротко - формирование правового государства и правосознания народа. Таким образом, можно констатировать, что права и свободы человека и гражданина находятся в центре внимания нашего государства, охраняются нормами Конституции, всех отраслей права, в том числе и уголовного.

Одним из преступлений, посягающих на права и свободы личности, является такое общественно опасное деяние, как торговля людьми. Ответственность за подобные деяния предусмотрена и в международном праве, а именно в Конвенции о рабстве 1926 г. [7], Конвенции о принудительном или обязательном труде 1930 г. [5], Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. [6], Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.

[4], Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. [10], Протоколе о пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 г. [11].

Следует отметить, что проблема противодействия торговли людьми возникла в 90-х гг. XX столетия. Этому способствовало такое явление, как распад СССР и появление новых экономических, политических, социальных обстоятельств, при которых жители бывших союзных республик из-за закрытия предприятий, невыплаты заработанной платы, возникновения безработицы были вынуждены искать новые источники существования, причем нередко криминального характера. Нищета и отсутствие легальной работы толкали людей на необдуманные шаги. Одним из видов криминального бизнеса стала торговля людьми. Возникнув, это явление стало приобретать массовый характер. Определенную роль в распространении этого явления сыграла неготовность правоохранительных органов противостоять в новых экономических условиях этому преступлению, а также отсутствие законодательной базы для борьбы с таким общественно-опасным деянием. Ситуация коренным образом изменилась в связи с предстоящей ратификацией Российской Федерацией «Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности» [11], которая произошла в 2004 г. [14]. В декабре 2003 г., накануне ратификации, в УК РФ были внесены существенные изменения, позволившие правоохранительным органам России организовать эффективную борьбу с торговлей людьми.

Несомненно, перечисленные международно-правовые документы, запрещающие торговлю людьми, оказали серьезное влияние на формирование уголовной политики государства в противодействии указанному преступлению.

Свидетельством выполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из приведенных международно-правовых актов, является принятие Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального Закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних» и установление в специальной уголовно-правовой норме ответственности за торговлю людьми (ст. 126 УК). Упомянутые законы содержат эффективные меры борьбы с торговлей людьми, ограждающие законопослушных граждан от преступных посягательств на их законные права и свободы, и способствуют предупредительно-профилактическому воздействию против такого рода преступлений.

Отметим, что характерной особенностью торговли людьми является то, что одних и тех же людей как объект торговли можно продавать снова и снова, получая многоразовые прибыли. Это делает преступный промысел «живым товаром» особенно привлекательным для транснациональной организованной преступности.

Торговля людьми - многоступенчатый процесс, все стадии которого связаны между собой. Главные этапы включают вербовку, транспортировку, сбыт или помещение в ситуацию эксплуатации объектов торговли.

Для определения данного явления международное право использует понятие «трафикинг», означающее вербовку или перемещение людей в пределах одной страны либо за ее пределами, принуждение к эксплуатации путем угроз или насилия, злоупотребление полномочиями, долговой зависимостью, обманом или другими видами запугивания. Речь идет о целом ряде нарушений прав человека с элементами рабства, включающих, в том числе торговлю детьми, детскую проституцию и порнографию, эксплуатацию детского труда, использование детей в вооруженных конфликтах и так далее. Скрытый характер сходной с рабством практики затрудняет получение четкой картины о масштабах современного рабства, его выявления и соответственно наказания или искоренения. Проблема усугубляется и тем, что жертвами, как правило, выступают выходцы из беднейших и наиболее уязвимых групп населения.

Правоохранительные органы в последние годы заметно усилили борьбу с торговлей людьми. Однако нельзя сказать, что преступная деятельность лиц, занимающихся торговлей людьми, у нас в стране вовсе прекратилась. Следует отметить, что хотя рассматриваемое преступление в общей массе преступности занимает незначительное место, но является одним из быстро развивающихся видов преступной деятельности, которая нередко совершается международными преступными группами. В настоящее время в преступном мире действует четко отработанная система торговли людьми, которые по принуждению используются на работах в сельском хозяйстве либо в сфере оказания сексуальных услуг.

Многие женщины, движимые целью улучшить свою жизнь, откликаются на брачные объявления в газетах либо обращаются в брачные агентства в поисках мужа-иностранца. В отличие от фирм по трудоустройству, брачные агентства лицензию на подобную деятельность не получали. Как правило, клиенты агентств не проверяются, а среди них могут быть психически больные или люди с опытом насилия в отношении женщин, а иногда и с уголовным прошлым. В итоге женщина может оказаться в полной зависимости от жениха или мужа, который способен принудить ее зарабатывать деньги в сексин- дустрии [9].

Вот характерный пример: в Испании арестовали организатора преступной сети, поставившего в Европу более восьми тысяч проституток из России, Беларуси, Украины и Казахстана. Главарем международной организованной преступной группировки оказался 40-летний уроженец Волгограда Игорь Чернявский. Созданная им сеть действовала на протяжении восьми лет и поставляла девушек в 50 борделей, расположенных по всей Испании. Помимо этого, русский мафиози подозревается в поставках женщин в публичные дома Италии, Мальты, ОАЭ и Бахрейна [15]. Другой подобный пример: 4 ноября 2012 года возбуждено уголовное дело, по которому признаны потерпевшими две мигрантки, содержавшиеся в фактическом рабстве по 10 лет. Этих людей много лет нещадно эксплуатировали супруги-бизнесмены, владельцы магазина «Продукты» в московском районе Гольяново [1]. К сожалению, история рабства на этом не заканчивается, и вновь мы читаем в газете о том, что в республике Дагестан освобожден 33-летний житель Карелии. Отобрав документы, запугав, его заставили в течение нескольких месяцев бесплатно работать на кирпичном заводе [3].

Изучение статистических данных показывает, что количество подобного рода преступлений не уменьшается, а увеличивается, причем увеличение преступлений характерно не только для России, но и для других стран мира.

Если за несколько веков «классической работорговли» количество проданных в рабство людей не превысило 12 миллионов человек, то за последние тридцать лет число женщин и детей, проданных в рабство в одной лишь Азии, составляет около 30 миллионов. Значительная часть этого преступного бизнеса находится в руках транснациональной организованной преступности [2, с.79].

На данное обстоятельство было обращено внимание и министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым, в рамках 81-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, которая состоялась в Риме

ноября 2012 года [13].

Следует отметить, что Российская Федерация всегда твердо и решительно вела борьбу с торговлей людьми во всех ее проявлениях. Противодействие этому виду преступности рассматривается в нашей стране в качестве составной части гарантий безопасности личности и соблюдения основных прав и свобод человека. При этом важную роль в борьбе с данным видом преступной деятельности занимает уголовное законодательство.

Экономика не может нормально развиваться, если человек, достигший в ней определенных высот, рано или поздно становится жертвой преступления, а не редко и объектом купли-продажи.

В связи с этим проблема противодействия торговле людьми остается довольно острой. Растет количество совершаемых преступлений в разных формах и видах. Наблюдается криминализация правоохранительной сферы.

Сказывается также общая слабость правоохранительных органов, которые, до реформы, находились на «остаточном» принципе финансирования. Мизерные оклады подчас подталкивали сотрудников милиции к совершению преступлений, в том числе и против свободы личности.

Следует обратить внимание, что в работорговлю все больше втягивается молодое поколение, которое входит в этот мир в условиях расширяющейся люмпенизации, алкоголизации, наркотизации и общей морально-нравственной патологизации. Нравственная черта нашего общества в целом и молодого поколения в особенности остается весьма далекой от идеала.

В то же время гарантом соблюдения норм международного права в России остается Конституция РФ. В частности, в ч. 4 ст. 15 говорится о том, что «общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора» [8, с. 111]. Следует отметить, что наличие большого количества ратифицированных международных документов в области борьбы с торговлей людьми обусловили необходимость установления уголовной ответственности за торговлю людьми в действующем уголовном законодательстве.

Впервые же в уголовном кодексе РФ ответственность за торговлю людьми нашла свое отражение в действующем законодательстве в декабре 2003 года посредством установления уголовной ответственности за торговлю людьми (ст. 127-1 УК РФ) и использование рабского труда (ст. 127-2 УК РФ).

Список литературы

Графова Л. Работорговля в магазине «Продукты» // Российская газета.

7 ноября.

Гладышев Д.Ю. Некоторые особенности уголовной ответственности за мошенничество с учетом признаков обмана как способа совершения преступления // Актуальные проблемы противодействия экономической преступности на современном этапе: сборник статей. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. акад. МВД России, 2012. С. 79.

Гущина Татьяна. В Дагестане освобожден из рабства 33-летний житель Карелии // Комсомольская правда. 2014. 9 ноября.

Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными. Вып. XIX. М., 1960. С. 146-153.

Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919—

Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 197-208.

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами. 1949 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М.,

С. 280-290.

Конвенция относительно рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 года // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 201-205.

Конституция Российской Федерации. Комментарий / под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 111.

Лучано Виоланте. Деньги в руках преступников опаснее оружия (коррупция, ее причины, жертвы, победы и поражения) // Новая газета. 2000. № 34.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принят в г. Нью-Йорке 15.11.2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 46-55.

Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3884.

Фалалеев М. МВД укрепляет сотрудничество с Интерполом // Российская газета. 2012. 5 ноября.

Федеральный закон от 26.04.2004 N 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 18. Ст. 1684.

URL: // vd-tv.ru/news.php








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ