ТРАФФИКИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ: УГО- ЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Гладышев Ю. Л.,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права ПФ РГУП, г. Нижний Новгород
В статье автор анализирует особенности уголовно-правовой ответственности за торговлю людьми. Освещаются наиболее проблемные вопросы, связанные с применением норм уголовного права, направленные на противодействие торговле людьми, на основании материалов судебной практики РФ, предложений отечественных и зарубежных ученых.
Российская Федерация предоставляет всем гражданам России широкие политические, социально-экономические, трудовые и иные демократические права и свободы. В ст. 2 Конституции говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Следует отметить, что одним из ключевых приоритетов демократического обновления страны является последовательная демократизация, либерализация судебно-правовой системы, направленная на обеспечение верховенства закона, законности, надежную защиту прав и интересов личности, говоря коротко - формирование правового государства и правосознания народа. Таким образом, можно констатировать, что права и свободы человека и гражданина находятся в центре внимания нашего государства, охраняются нормами Конституции, всех отраслей права, в том числе и уголовного.
Одним из преступлений, посягающих на права и свободы личности, является такое общественно опасное деяние, как торговля людьми. Ответственность за подобные деяния предусмотрена и в международном праве, а именно в Конвенции о рабстве 1926 г. [7], Конвенции о принудительном или обязательном труде 1930 г. [5], Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. [6], Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.
[4], Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. [10], Протоколе о пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 г. [11].
Следует отметить, что проблема противодействия торговли людьми возникла в 90-х гг. XX столетия. Этому способствовало такое явление, как распад СССР и появление новых экономических, политических, социальных обстоятельств, при которых жители бывших союзных республик из-за закрытия предприятий, невыплаты заработанной платы, возникновения безработицы были вынуждены искать новые источники существования, причем нередко криминального характера. Нищета и отсутствие легальной работы толкали людей на необдуманные шаги. Одним из видов криминального бизнеса стала торговля людьми. Возникнув, это явление стало приобретать массовый характер. Определенную роль в распространении этого явления сыграла неготовность правоохранительных органов противостоять в новых экономических условиях этому преступлению, а также отсутствие законодательной базы для борьбы с таким общественно-опасным деянием. Ситуация коренным образом изменилась в связи с предстоящей ратификацией Российской Федерацией «Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности» [11], которая произошла в 2004 г. [14]. В декабре 2003 г., накануне ратификации, в УК РФ были внесены существенные изменения, позволившие правоохранительным органам России организовать эффективную борьбу с торговлей людьми.
Несомненно, перечисленные международно-правовые документы, запрещающие торговлю людьми, оказали серьезное влияние на формирование уголовной политики государства в противодействии указанному преступлению.
Свидетельством выполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из приведенных международно-правовых актов, является принятие Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального Закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних» и установление в специальной уголовно-правовой норме ответственности за торговлю людьми (ст. 126 УК). Упомянутые законы содержат эффективные меры борьбы с торговлей людьми, ограждающие законопослушных граждан от преступных посягательств на их законные права и свободы, и способствуют предупредительно-профилактическому воздействию против такого рода преступлений.
Отметим, что характерной особенностью торговли людьми является то, что одних и тех же людей как объект торговли можно продавать снова и снова, получая многоразовые прибыли. Это делает преступный промысел «живым товаром» особенно привлекательным для транснациональной организованной преступности.
Торговля людьми - многоступенчатый процесс, все стадии которого связаны между собой. Главные этапы включают вербовку, транспортировку, сбыт или помещение в ситуацию эксплуатации объектов торговли.
Для определения данного явления международное право использует понятие «трафикинг», означающее вербовку или перемещение людей в пределах одной страны либо за ее пределами, принуждение к эксплуатации путем угроз или насилия, злоупотребление полномочиями, долговой зависимостью, обманом или другими видами запугивания. Речь идет о целом ряде нарушений прав человека с элементами рабства, включающих, в том числе торговлю детьми, детскую проституцию и порнографию, эксплуатацию детского труда, использование детей в вооруженных конфликтах и так далее. Скрытый характер сходной с рабством практики затрудняет получение четкой картины о масштабах современного рабства, его выявления и соответственно наказания или искоренения. Проблема усугубляется и тем, что жертвами, как правило, выступают выходцы из беднейших и наиболее уязвимых групп населения.
Правоохранительные органы в последние годы заметно усилили борьбу с торговлей людьми. Однако нельзя сказать, что преступная деятельность лиц, занимающихся торговлей людьми, у нас в стране вовсе прекратилась. Следует отметить, что хотя рассматриваемое преступление в общей массе преступности занимает незначительное место, но является одним из быстро развивающихся видов преступной деятельности, которая нередко совершается международными преступными группами. В настоящее время в преступном мире действует четко отработанная система торговли людьми, которые по принуждению используются на работах в сельском хозяйстве либо в сфере оказания сексуальных услуг.
Многие женщины, движимые целью улучшить свою жизнь, откликаются на брачные объявления в газетах либо обращаются в брачные агентства в поисках мужа-иностранца. В отличие от фирм по трудоустройству, брачные агентства лицензию на подобную деятельность не получали. Как правило, клиенты агентств не проверяются, а среди них могут быть психически больные или люди с опытом насилия в отношении женщин, а иногда и с уголовным прошлым. В итоге женщина может оказаться в полной зависимости от жениха или мужа, который способен принудить ее зарабатывать деньги в сексин- дустрии [9].
Вот характерный пример: в Испании арестовали организатора преступной сети, поставившего в Европу более восьми тысяч проституток из России, Беларуси, Украины и Казахстана. Главарем международной организованной преступной группировки оказался 40-летний уроженец Волгограда Игорь Чернявский. Созданная им сеть действовала на протяжении восьми лет и поставляла девушек в 50 борделей, расположенных по всей Испании. Помимо этого, русский мафиози подозревается в поставках женщин в публичные дома Италии, Мальты, ОАЭ и Бахрейна [15]. Другой подобный пример: 4 ноября 2012 года возбуждено уголовное дело, по которому признаны потерпевшими две мигрантки, содержавшиеся в фактическом рабстве по 10 лет. Этих людей много лет нещадно эксплуатировали супруги-бизнесмены, владельцы магазина «Продукты» в московском районе Гольяново [1]. К сожалению, история рабства на этом не заканчивается, и вновь мы читаем в газете о том, что в республике Дагестан освобожден 33-летний житель Карелии. Отобрав документы, запугав, его заставили в течение нескольких месяцев бесплатно работать на кирпичном заводе [3].
Изучение статистических данных показывает, что количество подобного рода преступлений не уменьшается, а увеличивается, причем увеличение преступлений характерно не только для России, но и для других стран мира.
Если за несколько веков «классической работорговли» количество проданных в рабство людей не превысило 12 миллионов человек, то за последние тридцать лет число женщин и детей, проданных в рабство в одной лишь Азии, составляет около 30 миллионов. Значительная часть этого преступного бизнеса находится в руках транснациональной организованной преступности [2, с.79].
На данное обстоятельство было обращено внимание и министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым, в рамках 81-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, которая состоялась в Риме
ноября 2012 года [13].
Следует отметить, что Российская Федерация всегда твердо и решительно вела борьбу с торговлей людьми во всех ее проявлениях. Противодействие этому виду преступности рассматривается в нашей стране в качестве составной части гарантий безопасности личности и соблюдения основных прав и свобод человека. При этом важную роль в борьбе с данным видом преступной деятельности занимает уголовное законодательство.
Экономика не может нормально развиваться, если человек, достигший в ней определенных высот, рано или поздно становится жертвой преступления, а не редко и объектом купли-продажи.
В связи с этим проблема противодействия торговле людьми остается довольно острой. Растет количество совершаемых преступлений в разных формах и видах. Наблюдается криминализация правоохранительной сферы.
Сказывается также общая слабость правоохранительных органов, которые, до реформы, находились на «остаточном» принципе финансирования. Мизерные оклады подчас подталкивали сотрудников милиции к совершению преступлений, в том числе и против свободы личности.
Следует обратить внимание, что в работорговлю все больше втягивается молодое поколение, которое входит в этот мир в условиях расширяющейся люмпенизации, алкоголизации, наркотизации и общей морально-нравственной патологизации. Нравственная черта нашего общества в целом и молодого поколения в особенности остается весьма далекой от идеала.
В то же время гарантом соблюдения норм международного права в России остается Конституция РФ. В частности, в ч. 4 ст. 15 говорится о том, что «общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора» [8, с. 111]. Следует отметить, что наличие большого количества ратифицированных международных документов в области борьбы с торговлей людьми обусловили необходимость установления уголовной ответственности за торговлю людьми в действующем уголовном законодательстве.
Впервые же в уголовном кодексе РФ ответственность за торговлю людьми нашла свое отражение в действующем законодательстве в декабре 2003 года посредством установления уголовной ответственности за торговлю людьми (ст. 127-1 УК РФ) и использование рабского труда (ст. 127-2 УК РФ).
Список литературы
Графова Л. Работорговля в магазине «Продукты» // Российская газета.
7 ноября.
Гладышев Д.Ю. Некоторые особенности уголовной ответственности за мошенничество с учетом признаков обмана как способа совершения преступления // Актуальные проблемы противодействия экономической преступности на современном этапе: сборник статей. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. акад. МВД России, 2012. С. 79.
Гущина Татьяна. В Дагестане освобожден из рабства 33-летний житель Карелии // Комсомольская правда. 2014. 9 ноября.
Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными. Вып. XIX. М., 1960. С. 146-153.
Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919—
Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 197-208.
Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами. 1949 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М.,
С. 280-290.
Конвенция относительно рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 года // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 201-205.
Конституция Российской Федерации. Комментарий / под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 111.
Лучано Виоланте. Деньги в руках преступников опаснее оружия (коррупция, ее причины, жертвы, победы и поражения) // Новая газета. 2000. № 34.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принят в г. Нью-Йорке 15.11.2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 46-55.
Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3884.
Фалалеев М. МВД укрепляет сотрудничество с Интерполом // Российская газета. 2012. 5 ноября.
Федеральный закон от 26.04.2004 N 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 18. Ст. 1684.
URL: // vd-tv.ru/news.php
транснациональный организовать преступность, объединить нация транснациональный, нация транснациональный организовать, организация объединить нация, женщина ребенок наказание, пресечение торговля женщина, торговля женщина ребенок, ребенок наказание нея, конвенция организация объединить, наказание нея дополнять, пресечение торговля женщина ребенок, женщина ребенок наказание нея, торговля женщина ребенок наказание, организация объединить нация транснациональный, конвенция организация объединить нация, объединить нация транснациональный организовать, нация транснациональный организовать преступность, протокол предупреждение пресечение торговля, ребенок наказание нея дополнять, наказание нея дополнять конвенция,