СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


О направлениях деятельности юридических клиник в механизме противодействия коррупции


О НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Бочкарев И. Е.,

кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения экономической и инновационной деятельности НЭП ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

В статье поднимается проблема правового регулирования направлений деятельности юридических клиник. На основе анализа действующего законодательства показывается место юридических клиник как института гражданского общества в механизме противодействия коррупции. Впервые в юридической литературе выделяются виды направлений деятельности юридических клиник по противодействию коррупции, и дается их подробное описание.

Ключевые слова: направления; деятельность; юридическая клиника; противодействие; коррупция.

В России в настоящее время наблюдается развитие деятельности юридических клиник при высших учебных учреждениях на основе постоянного совершенствования их правового статуса [См., например: 8]. Однако при всем многообразии правового регулирования отсутствует закрепление направлений деятельности юридических клиник, или другими словами - их функций.

В основополагающих правовых актах, посвященных правовому статусу юридических клиник, упоминаются лишь цели их деятельности и принадлежность к негосударственной системе оказания бесплатной юридической помощи. Так, например, согласно п. 5 Приказа Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012г.

№ 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» юридическая клиника осуществляет свою деятельность в целях:

создания условий для реализации, установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N Э24-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию;

правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи [7].

В ходе анализа многочисленных положений о юридических клиниках также установлено, что в них отсутствует единство структуры относительно целей, задач и функций. Преимущественно в них закрепляются только цели и задачи [3], и лишь в отдельных положениях имеются все составляющие: цели, задачи и функции [См., например: 4]. И даже в этих случаях функции юридической клиники не конкретизированы, а сформулированы в самом общем виде, например, как образовательные или социальные [4].

Означает ли сказанное, что юридические клиники не участвуют в работе по противодействию коррупции? Вовсе нет.

Юридические клиники, как уже отмечалось, являются негосударственными образованиями, поэтому, естественно, что они не обладают государственно-властными полномочиями по предотвращению коррупционных проявлений, как, например, Федеральная служба безопасности или полиция. Но это и не обязательно, поскольку, с одной стороны, воздействовать на коррупционное поведение можно и через структуры гражданского общества посредством использования ими альтернативных организационных и правовых мер, не связанных с принадлежностью к государственной власти [См. об этом подробнее: 2]. А с другой стороны, при необходимости можно обращаться за содействием к органам государственной и местной власти.

Действующее законодательство обязывает органы государственной и местной власти внимательно относиться к структурам гражданского общества и взаимодействовать с ними в ходе антикоррупционной деятельности. Так, п. 7 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» [5] предписывает сотрудничество государства с институтами гражданского общества. Еще более развернутое положение о субъектах сотрудничества с представителями гражданского общества закреплено в п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», где, кроме органов государства и их должностных лиц, называются органы местного самоуправления, а также их должностные лица [6].

Юридические клиники как участники гражданского общества [I] достаточно часто совершают действия и участвуют в мероприятиях антикоррупционного характера, которые следует рассматривать как направления (функции) их деятельности по достижению правовых целей. Анализ практической работы юридических клиник позволяет выделить внутренние (в рамках высших учебных учреждений) и внешние (в процессе взаимодействия с другими участниками антикоррупционного механизма) направления их деятельности по противодействию коррупции.

Внутренние направления деятельности юридических клиник по противодействию коррупции:

Работа с обращениями граждан, в которых могут содержаться сигналы о нарушениях в деятельности государственных и муниципальных органов власти и (или) в деятельности должностных лиц, занимающих должности государственной и муниципальной службы.

Работа с обращениями студентов по фактам вымогательства у них денежных средств и иных социальных благ за предоставление образовательных услуг лицами из числа профессорско- преподавательского состава.

Участие в реализации антикоррупционных образовательных программ в отношении государственных и муниципальных служащих, представителей бизнеса, общественных объединений на базе образовательного учреждения.

Формирование правосознания и чувства нетерпимости к коррупционным проявлениям, а также выработка умений и навыков по противодействию коррупции на примерах из практики правоохранительных органов у студентов, проходящих учебную, производственную и преддипломную практики в юридических клиниках.

Участие в формировании правосознания и чувства нетерпимости к коррупционным проявлениям на примерах из практики правоохранительных органов у студентов, обучающихся по направлению юриспруденция, в ходе учебных занятий по правовым дисциплинам.

Формирование правосознания и чувства нетерпимости к коррупционным проявлениям у студентов, обучающихся по другим направлениям образовательной подготовки, в ходе факультативных тематических лекций о вреде коррупционного поведения, мерах по его профилактике и пресечению на примерах из практики правоохранительных органов.

Содействие студентам в сборе материала для подготовки и написания научных, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ, тематика которых связана с противодействием коррупции.

Обеспечение преподавателям возможности изучения материалов практики деятельности судебных и иных правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции и использования их для подготовки к проведению лекционных и практических занятий;

Содействие структурным подразделениям высших учебных учреждений в организации и проведении внутривузовских научно- практических и научно-теоретических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов) по вопросам противодействия коррупции.

Участие в разработке методических и информационно- справочных материалов на основе обобщения и анализа данных о коррупционных проявлениях в системе образования, а также о порядке применения организационных и правовых мер по их предотвращению.

Организация для студентов и профессорско- преподавательского состава встреч с представителями органов государственной и местной власти с целью разъяснения государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Внешние направления деятельности юридических клиник по противодействию коррупции:

Организация и проведение совместных мероприятий с общественными объединениями по антикоррупционной пропаганде, оказание им содействия в разъяснении антикоррупционного законодательства, обсуждение практики противодействия коррупции и выработка на этой основе предложений по ее совершенствованию в ходе конференций, круглых столов и семинаров.

Содействие средствам массовой информации в сборе и анализе сведений о коррупционном поведении, а также участие в обсуждении проблем противодействия коррупции в радиоэфире, в телепередачах, в газетных и журнальных публикациях.

Выступление с лекциями в общественных советах по местному самоуправлению по антикоррупционной тематике.

Проведение учебных занятий в общеобразовательных школах с целью формирования основ правосознания и чувства нетерпимости к коррупционным проявлениям у учащихся старших классов.

Распространение методических и информационноаналитических материалов по вопросам противодействия коррупции среди гражданского населения подготовленных в высших учебных учреждениях в процессе научно-правовой и методической работы.

Участие в организации и проведении межвузовских научно- практических и научно-теоретических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов) по вопросам противодействия коррупции.

Предоставление в правоохранительные органы государственной власти информации о коррупционном поведении, полученной от граждан и студентов высших учебных учреждений в процессе работы с их обращениями.

Предоставление органами государственной и местной власти материалов по антикоррупционной практике для использования в учебном процессе и разработки антикоррупционных мер.

Участие в разработке и внесение предложений в органы государственной и местной власти по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

Участие в антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы и предложения:

Взаимодействие с общественными объединениями, средствами массовой информации, с органами публичной власти - это свидетельство того, что юридические клиники являются участниками механизма по противодействию коррупции.

Практическая работа юридических клиник в механизме противодействия коррупции имеет многовариантный организационный и правовой характер.

Обозначенные направления (функции) в механизме противодействия коррупции могут быть использованы в правотворческой деятельности законодательных органов власти и Министерства образования и науки РФ для совершенствования правового статуса юридических клиник.

Высшие учебные учреждения с учетом указанных направлений могут более детально отразить функциональную часть работы юридических клиник по противодействию коррупции в положениях об их деятельности.

Список литературы

Бессонова В.В. Юридические клиники как участники гражданского общества в системе правового просвещения // Юридические записки. 2013. № 3. С. 18- 25.

Мукиенко И.Н., Юскова Л.Б. Противодействие коррупции как функция гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. №

С. 29-34.

Положение о юридической клинике ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. URL: rpa-mu.ru/cpp (дата обращения: 24.11.2014).

Положение о юридической клинике «Студенческий правовой информационно-консультативный центр» юридического факультета ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права» [Электронный ресурс]. URL: www.iurfak.kht.ru/departments/civil law and civil procedure/ le- gal_clinic/l.php?pda=Y( датаобращения: 24.11.2014).

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1).

Ст. 6228.

Федеральный закон РФ от 17 июля 2009 г. N172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»// Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.

Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N324-ФЭ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» II Российская газета. 2012. № 298.

декабря.

Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 324-Ф3 (в ред. от 21 июля 2014 г.) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725; «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр- 1168) // Российская газета. 14 июля 2011 г. №151; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2012 г. № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // Российская газета. 26 декабря 2012 г. № 298; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 г. № 464 «Обутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. 28 июня № 26; Закон Нижегородской области от 02 ноября 2012 г. № 144-3 «О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области»// Нижегородские новости. 15 ноября 2012 г. № 207 (5060).








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ