О НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Бочкарев И. Е.,
кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения экономической и инновационной деятельности НЭП ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
В статье поднимается проблема правового регулирования направлений деятельности юридических клиник. На основе анализа действующего законодательства показывается место юридических клиник как института гражданского общества в механизме противодействия коррупции. Впервые в юридической литературе выделяются виды направлений деятельности юридических клиник по противодействию коррупции, и дается их подробное описание.
В России в настоящее время наблюдается развитие деятельности юридических клиник при высших учебных учреждениях на основе постоянного совершенствования их правового статуса [См., например: 8]. Однако при всем многообразии правового регулирования отсутствует закрепление направлений деятельности юридических клиник, или другими словами - их функций.
В основополагающих правовых актах, посвященных правовому статусу юридических клиник, упоминаются лишь цели их деятельности и принадлежность к негосударственной системе оказания бесплатной юридической помощи. Так, например, согласно п. 5 Приказа Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012г.
№ 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» юридическая клиника осуществляет свою деятельность в целях:
создания условий для реализации, установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N Э24-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию;
правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи [7].
В ходе анализа многочисленных положений о юридических клиниках также установлено, что в них отсутствует единство структуры относительно целей, задач и функций. Преимущественно в них закрепляются только цели и задачи [3], и лишь в отдельных положениях имеются все составляющие: цели, задачи и функции [См., например: 4]. И даже в этих случаях функции юридической клиники не конкретизированы, а сформулированы в самом общем виде, например, как образовательные или социальные [4].
Означает ли сказанное, что юридические клиники не участвуют в работе по противодействию коррупции? Вовсе нет.
Юридические клиники, как уже отмечалось, являются негосударственными образованиями, поэтому, естественно, что они не обладают государственно-властными полномочиями по предотвращению коррупционных проявлений, как, например, Федеральная служба безопасности или полиция. Но это и не обязательно, поскольку, с одной стороны, воздействовать на коррупционное поведение можно и через структуры гражданского общества посредством использования ими альтернативных организационных и правовых мер, не связанных с принадлежностью к государственной власти [См. об этом подробнее: 2]. А с другой стороны, при необходимости можно обращаться за содействием к органам государственной и местной власти.
Действующее законодательство обязывает органы государственной и местной власти внимательно относиться к структурам гражданского общества и взаимодействовать с ними в ходе антикоррупционной деятельности. Так, п. 7 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» [5] предписывает сотрудничество государства с институтами гражданского общества. Еще более развернутое положение о субъектах сотрудничества с представителями гражданского общества закреплено в п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», где, кроме органов государства и их должностных лиц, называются органы местного самоуправления, а также их должностные лица [6].
Юридические клиники как участники гражданского общества [I] достаточно часто совершают действия и участвуют в мероприятиях антикоррупционного характера, которые следует рассматривать как направления (функции) их деятельности по достижению правовых целей. Анализ практической работы юридических клиник позволяет выделить внутренние (в рамках высших учебных учреждений) и внешние (в процессе взаимодействия с другими участниками антикоррупционного механизма) направления их деятельности по противодействию коррупции.
Внутренние направления деятельности юридических клиник по противодействию коррупции:
Работа с обращениями граждан, в которых могут содержаться сигналы о нарушениях в деятельности государственных и муниципальных органов власти и (или) в деятельности должностных лиц, занимающих должности государственной и муниципальной службы.
Работа с обращениями студентов по фактам вымогательства у них денежных средств и иных социальных благ за предоставление образовательных услуг лицами из числа профессорско- преподавательского состава.
Участие в реализации антикоррупционных образовательных программ в отношении государственных и муниципальных служащих, представителей бизнеса, общественных объединений на базе образовательного учреждения.
Формирование правосознания и чувства нетерпимости к коррупционным проявлениям, а также выработка умений и навыков по противодействию коррупции на примерах из практики правоохранительных органов у студентов, проходящих учебную, производственную и преддипломную практики в юридических клиниках.
Участие в формировании правосознания и чувства нетерпимости к коррупционным проявлениям на примерах из практики правоохранительных органов у студентов, обучающихся по направлению юриспруденция, в ходе учебных занятий по правовым дисциплинам.
Формирование правосознания и чувства нетерпимости к коррупционным проявлениям у студентов, обучающихся по другим направлениям образовательной подготовки, в ходе факультативных тематических лекций о вреде коррупционного поведения, мерах по его профилактике и пресечению на примерах из практики правоохранительных органов.
Содействие студентам в сборе материала для подготовки и написания научных, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ, тематика которых связана с противодействием коррупции.
Обеспечение преподавателям возможности изучения материалов практики деятельности судебных и иных правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции и использования их для подготовки к проведению лекционных и практических занятий;
Содействие структурным подразделениям высших учебных учреждений в организации и проведении внутривузовских научно- практических и научно-теоретических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов) по вопросам противодействия коррупции.
Участие в разработке методических и информационно- справочных материалов на основе обобщения и анализа данных о коррупционных проявлениях в системе образования, а также о порядке применения организационных и правовых мер по их предотвращению.
Организация для студентов и профессорско- преподавательского состава встреч с представителями органов государственной и местной власти с целью разъяснения государственной политики в сфере противодействия коррупции.
Внешние направления деятельности юридических клиник по противодействию коррупции:
Организация и проведение совместных мероприятий с общественными объединениями по антикоррупционной пропаганде, оказание им содействия в разъяснении антикоррупционного законодательства, обсуждение практики противодействия коррупции и выработка на этой основе предложений по ее совершенствованию в ходе конференций, круглых столов и семинаров.
Содействие средствам массовой информации в сборе и анализе сведений о коррупционном поведении, а также участие в обсуждении проблем противодействия коррупции в радиоэфире, в телепередачах, в газетных и журнальных публикациях.
Выступление с лекциями в общественных советах по местному самоуправлению по антикоррупционной тематике.
Проведение учебных занятий в общеобразовательных школах с целью формирования основ правосознания и чувства нетерпимости к коррупционным проявлениям у учащихся старших классов.
Распространение методических и информационноаналитических материалов по вопросам противодействия коррупции среди гражданского населения подготовленных в высших учебных учреждениях в процессе научно-правовой и методической работы.
Участие в организации и проведении межвузовских научно- практических и научно-теоретических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов) по вопросам противодействия коррупции.
Предоставление в правоохранительные органы государственной власти информации о коррупционном поведении, полученной от граждан и студентов высших учебных учреждений в процессе работы с их обращениями.
Предоставление органами государственной и местной власти материалов по антикоррупционной практике для использования в учебном процессе и разработки антикоррупционных мер.
Участие в разработке и внесение предложений в органы государственной и местной власти по совершенствованию антикоррупционного законодательства.
Участие в антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы и предложения:
Взаимодействие с общественными объединениями, средствами массовой информации, с органами публичной власти - это свидетельство того, что юридические клиники являются участниками механизма по противодействию коррупции.
Практическая работа юридических клиник в механизме противодействия коррупции имеет многовариантный организационный и правовой характер.
Обозначенные направления (функции) в механизме противодействия коррупции могут быть использованы в правотворческой деятельности законодательных органов власти и Министерства образования и науки РФ для совершенствования правового статуса юридических клиник.
Высшие учебные учреждения с учетом указанных направлений могут более детально отразить функциональную часть работы юридических клиник по противодействию коррупции в положениях об их деятельности.
Список литературы
Бессонова В.В. Юридические клиники как участники гражданского общества в системе правового просвещения // Юридические записки. 2013. № 3. С. 18- 25.
Мукиенко И.Н., Юскова Л.Б. Противодействие коррупции как функция гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. №
С. 29-34.
Положение о юридической клинике ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. URL: rpa-mu.ru/cpp (дата обращения: 24.11.2014).
Положение о юридической клинике «Студенческий правовой информационно-консультативный центр» юридического факультета ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права» [Электронный ресурс]. URL: www.iurfak.kht.ru/departments/civil law and civil procedure/ le- gal_clinic/l.php?pda=Y( датаобращения: 24.11.2014).
Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1).
Ст. 6228.
Федеральный закон РФ от 17 июля 2009 г. N172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»// Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N324-ФЭ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» II Российская газета. 2012. № 298.
декабря.
Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 324-Ф3 (в ред. от 21 июля 2014 г.) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725; «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр- 1168) // Российская газета. 14 июля 2011 г. №151; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2012 г. № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // Российская газета. 26 декабря 2012 г. № 298; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 г. № 464 «Обутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. 28 июня № 26; Закон Нижегородской области от 02 ноября 2012 г. № 144-3 «О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области»// Нижегородские новости. 15 ноября 2012 г. № 207 (5060).
деятельность юридический клиника, бесплатный юридический помощь, направление деятельность юридический, нормативный правовой актовый, высокий учебный учреждение, государственный местный власть, клиника противодействие коррупция, юридический клиника противодействие, механизм противодействие коррупция, орган государственный местный, направление деятельность юридический клиника, орган государственный местный власть, юридический клиника противодействие коррупция, правосознание чувство нетерпимость коррупционный, деятельность юридический клиника противодействие, чувство нетерпимость коррупционный проявление, бесплатный юридический помощь российский, юридический помощь российский федерация, антикоррупционный экспертиза нормативный правовой, формирование правосознание чувство нетерпимость,