СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Актуальные вопросы противодействия финансированию терроризма на международном уровне


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

Богомолов С. Ю.,

адъюнкт кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права НА МВД России, г. Нижний Новгород

В представленной статье раскрыты особенности международного сотрудничества в области противодействия терроризму через призму анализа существующих сегодня нормативных правовых актов. Выделены их отличительные черты, представляющие возможность сделать общий вывод о концептуальных признаках терроризма.

Ключевые слова, терроризм; мир; сообщество; противодействие; конвенция.

В настоящее время все мировое сообщество озабочено проблемой усиливающейся террористической активностью. Особая опасность осуществляемых террористических актов в первую очередь заключается в большом количестве жертв ни в чем не повинных людей. Так, по данным, представленным Мэрилендским университетом США [3], который ведет наблюдение за террористической деятельностью с 1970 года, 2012 год стал рекордным как по количеству жертв, так и по количеству самих терактов .

Российская Федерация не стала исключением. Хотя с 2003 по 2014 год включительно и наблюдается спад совершения террористических актов , однако мы полностью разделяем мнение А.В. Петрянина о том, что это никаким образом не снижает экстремистской активности радикально настроенных организаций [4, с. 312]. Именно поэтому роль всего мирового сообщества в области противодействия террористической активности является главенствующей.

Одним из важнейших средств борьбы с терроризмом должно стать использование специальных мер, изложенных на международном уровне в конкретных международных правовых документах. Правовая база в области борьбы с терроризмом весьма обширна, и она базируется на принятых в 20-30-х гг. XX в. нормативных актах, которые и заложили фундаментальные основы такой борьбы.

Из современных актов борьбы с международным терроризмом следует отметить принятую 28 сентября 2001 года Советом Безопасности ОНИ Резолюцию 1373 о борьбе с международным терроризмом. Она содержит большой набор мер на национальном, региональном и международном уровнях, которые обязательны для выполнения для всех стран [7]. Впервые на арене международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью вопросы о финансировании терроризма были затронуты в резолюции 51/210 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1996 года [5]. В рамках этой резолюции был разработан и предложен целый комплекс мер направленных на предотвращение терроризма. В качестве самостоятельного направления ( п.п. «f» п. 3) было выделено воспрепятствование его финансированию. Основной задачей в этом случае стало ограничение движения денежных средств, предназначенных для выполнения террористических целей. При этом принятие вышеназванных мер стало возможным не только в случае явного их предназначения, но и даже при наличии подозрений.

Особое внимание мировое сообщество предлагает уделять завуалированным способам финансирования терроризма, осуществляемого под видом деятельности благотворительных, общественных и культурных организаций.

Еще раз подтверждая необходимость усиления противодействия терроризму в целом, резолюция в пункте 5 закрепила призыв не только о необходимости воздержаться от его финансирования, но и от иных форм поощрения или оказания иной поддержки.

В дальнейшем вопрос о необходимости разработки международного правового акта в области противодействия финансированию терроризма был затронут и в резолюции 53/108 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1998 года [6, с. 288-291].

В настоящее время основу международного сотрудничества в области противодействия финансированию терроризма конечно же составляет международная конвенция «О борьбе с финансированием терроризма» [2]. Она была принята мировым сообществом 9 декабря 1999 года. Российская Федерация ратифицировала ее в 2002 году Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма»

[9].

В преамбуле Конвенции отмечена необходимость поддержания международного мира и безопасности от террористических угроз и потребность в подрыве экономических основ террористических организаций, что будет способствовать снижению террористической активности как в отдельных регионах, так и в целом на планете, так как количество и тяжесть совершаемых террористических актов находится в непосредственной связи от объема их финансирования.

В целях правильной реализации положений Конвенции при ее разработке были выработаны и закреплены основополагающие дефиниции, затрагивающие вопросы финансирования терроризма. Так, ст.

Конвенции раскрывает содержание таких понятий, как: «средства» и «поступления».

Так, например, к средствам мировое сообщество предлагает относить любые активы , документы или акты , устанавливающие право на эти активы. Причем этот перечень является открытым, что дает возможность оперативно реагировать в вопросе борьбы в случае появления новых финансовых инструментов.

Раскрывая понятие «поступлений», Организация Объединенных Наций не только указывает на то, что к ним относятся любые полученные или приобретенные средства, но и определяет деяния, на совершение которых они могут быть потрачены.

Перечень этих преступлений весьма широк. Он определен в приложении к анализируемой Конвенции, в котором установлен список международных актов, закрепивших соответствующие формы международной преступной деятельности в количестве девяти Конвенций и Протоколов [1].

К рассматриваемой группе деяний отнесены не только те, которые обладают признаками терроризма, но и иные преступления, посягающие на жизнь и здоровье личности в целях запугивания населения или принуждения государственных органов, а также международных организаций для совершения или отказа от совершения каких либо действий. Как мы видим, в целом, названные признаки присущи понятию террористического акта, закрепленного в ст. 205 УК РФ.

Самостоятельным направлением в рамках рассматриваемой Конвенции выступает деятельность в области установления источников финансирования терроризма. Так, в соответствии со ст. 8 Конвенции, государство участник должно не только определять, обнаруживать, блокировать либо арестовывать средства, предназначенные для совершения преступлений указанных в ст. 2 Конвенции, но и конфисковывать эти средства. Полагаем, что данное направление должно стать основным в области противодействия терроризму, так как непосредственно направлено на подрыв экономических основ террористических организаций, что с нашей точки зрения является наиболее действенным механизмом борьбы с террором, требующим серьезного финансирования.

Интересен подход Организации Объединенных Наций и в вопросе распоряжения конфискованным имуществом. Анализируемая статья в пункте 3 предлагает при наличии соглашений разделять его между государствами участниками Конвенции как на разовой, так и постоянной основе. В целом разделяя предложенный механизм, считаем необходимым акцентировать внимание на дифференциации этого деления, в первую очередь исходя из объема наступивших последствий в каждом конкретном случае.

Особый акцент при использовании конфискации сделан и в отношении потерпевших от террористической деятельности. Мировым сообществом рекомендовано создать правовые механизмы, с помощью которых изъятое имущество направляется на выплату компенсаций жертвам терроризма. Считаем, что именно это направление и должно стать приоритетным при определении дальнейшей судьбы конфискованного имущества. В первую очередь это обуславливается целью терроризма (запугивание населения) и большим количеством его жертв. Схожий подход уже реализован в Российской Федерации, раскрывающий сущность конфискации.

В целях предупреждения финансирования терроризма в Конвенции закреплен целый комплекс механизмов, реализация которых создает благоприятные условия для повышения качества противодействия. Они нашли свое отражение в ст. 18 Конвенции. Их можно разделить на две группы.

Первая включает в себя инструменты межгосударственного сотрудничества в рассматриваемой области. К ним относится как совместная работа в системе Международной организации уголовной полиции «Интерпол», так и обмен информацией в целях предупреждения совершения преступлений террористической направленности.

Вторая группа реализуется в рамках национального законодательства и направлена на осуществление контроля за движением финансовых инструментов. Например, запрет на открытие счетов не идентифицированными агентами; отслеживание крупных финансовых операций, не имеющих законных оснований; предъявление требований к субъектам финансовой деятельности по сохранности документации, сопровождающей внутренние и международные операции по движению денежных средств и иных финансовых инструментов, и др.

Проанализировав вышеназванную конвенцию, мы приходим к выводу о том, что современное проявление терроризма, с учетом его концептуальных особенностей, непосредственно раскрывающих и его экономическую составляющую в области финансирования террористической деятельности, дает нам основание констатировать, что терроризм сегодня создает угрозу не только международной, национальной и общественной безопасности, но и экономической безопасности как отдельных государств, так и всего мирового сообщества, что также должно рассматриваться в качестве еще одного его конструктивного признака. Это обуславливается и тем, что все государства участники Международной конвенции в качестве одного из приоритетных направлений рассматривают реализацию мер, направленных на подрыв экономических основ организованной преступности, нацеленной на совершение преступлений террористической направленности.

Обеспечение экономической безопасности как одно из направлений противодействия финансированию терроризма особым образом было отмечено на Глобальном форуме по партнерству государств и бизнеса в противодействии терроризму, по результатам которого была принята «Стратегия партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму» [8, с. 240-244].

В стратегии отражено, что терроризм ослабляет экономику и замедляет прогресс в политическом, экономическом и социальном развитии. Именно поэтому качество противодействия зависит от совместности усилий не только самих государственных органов, но и бизнеса, а также всего гражданского общества в целом.

Все это указывает на то, что эффективность противодействия финансированию терроризма в первую очередь зависит от качества национального, так и международного сотрудничества, в том числе и в области охраны экономической безопасности.

Проведенный анализ международного законодательства в области противодействия террористической деятельности дает нам основание сделать следующие выводы:

Финансирование терроризма признано мировым сообществом как самостоятельная разновидность преступной деятельности.

Финансирование терроризма представляет угрозу не только мировой и национальной безопасности отдельных государств, но и экономической ее составляющей.

Список литературы

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, совершенная в Гааге 16 декабря 1970 года; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенная в Монреале 23 сентября 1971 года; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 14 декабря 1973 года; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 года; Конвенция о физической защите ядерного материала, принятая в Вене 3 марта 1980 года; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенный в Монреале 24 февраля 1988 года; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, совершенная в Риме 10 марта 1988 года; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, совершенный в Риме 10 марта 1988 года; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 15 декабря 1997 года. [Электронный ресурс]. URL: base.consultant.ru/.

Международная конвенция «О борьбе с финансированием терроризма» (Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999) II Бюллетень международных договоров. № 5. 2003.

Официальный сайт госдепартамента США [Электронный ресурс]. URL: www.state.gOv/j/ct (дата обращения: 20.08.2014).

Петрянин А.В. Государственная политика в сфере противодействия экстремизму: монография. Н. Новгород: Изд-во НИУ РАНХиГС, 2014. С.312.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1996 г. N 51/210 «Меры по ликвидации международного терроризма» [Электронный ресурс]. URL: daccess-ods.un.org/TMP/6283797.62172699.html (дата обращения:

23.10.2014).

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1998 г. N 53/101 «Принципы и установки для ведения международных переговоров» // Комментированный сборник международных и российских правовых актов о борьбе с терроризмом. М. 2007. С. 288-291.

Резолюция 1373 СБ ООН о борьбе с международным терроризмом от 28 сентября 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: archive.mid.ru/ bdomp/dipvest.nsf/

Стратегия партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму, принята на Глобальном форуме по партнерству государств и бизнеса в противодействии терроризму II Комментированный сборник международных и российских правовых актов о борьбе с терроризмом. М. 2007. С. 240-244.

Федеральный закон от 10.07.2002 N 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2792.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ