СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы наделения лица статусом подозреваемого в современных условиях


ПРОБЛЕМЫ НАДЕЛЕНИЯ ЛИЦА СТАТУСОМ ПОДОЗРЕВАЕМОГО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аначкина Е. А.,

ассистент кафедры государственно-правовых дисциплин НИМБ, г. Нижний Новгород

Статья посвящена проблемным вопросам наделения лица статусом подозреваемого - наиболее уязвимого участника уголовного процесса, - который появляется на самом раннем этапе расследования в условиях дефицита информации и времени, необходимых для принятия важных процессуальных решений в современных условиях. Автором определен круг лиц, обладающих статусом подозреваемого, а значит, и соответствующими гарантиями.

Ключевые слова: участник уголовного процесса; подозреваемый; юридический статус; процессуальное решение; гарантии.

Подозреваемый - наиболее уязвимый участник уголовного процесса. Он появляется на самом раннем этапе расследования в условиях дефицита информации и времени, необходимых для принятия важных процессуальных решений. В этот момент требуется интенсивное совершение как процессуальных, так и оперативно-розыскных действий, принятие мер принуждения, с неизбежностью влекущих ограничение прав и свобод личности [10, с. 235-236].

Регламентация правового положения подозреваемого призвана, с одной стороны, обеспечить органам предварительного расследования возможность совершения указанных процессуальных действий, с другой - ограничить лицо, на которое пало подозрение, от необоснованного ущемления его конституционного статуса. Тем не менее, нарушения прав подозреваемых в совершении преступлений лиц достаточно распространены.

Прежде всего, необходимо определить круг лиц, обладающих статусом подозреваемого, а значит, и соответствующими гарантиями. УПК РФ существенно изменил понятие подозреваемого по сравнению с Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР (далее - УПК РСФСР) и значительно расширил круг лиц, имеющих статус подозреваемого. УПК РСФСР признавал подозреваемыми только лиц, к которым были применены мера пресечения или задержание, поскольку обоснованно считалось, что как мера пресечения, так и задержание возможны только при наличии серьезных оснований подозревать лицо в совершении преступления [5, с. 32; 7, с. 105-120].

Однако при этом упускалось из виду, что наличие подозрения в совершении преступления само по себе далеко не всегда достаточно для задержания или применения меры пресечения. Поэтому повсеместно сложилась практика допроса фактически подозреваемого лица в качестве свидетеля [4, с. 11], что позволяло получить дополнительные основания для применения этих мер. Кроме того, не учитывалось, что ни задержание, ни мера пресечения по закону не являются обязательными, их использование зависит от усмотрения следователя, дознавателя. В связи с этим складывалась ситуация, вынуждающая применять к лицу одну из названных принудительных мер, для того чтобы обеспечить возможность рассматривать лицо в качестве подозреваемого и производить с ним следственные действия в порядке, учитывающим его процессуальный статус [3, с. 90-102].

В теории постоянно возникал вопрос о гарантиях прав лица, не подвергнутого этим мерам процессуального принуждения, но допрашиваемого в связи с фактическим подозрением его в совершении преступления. Такое лицо имело процессуальный статус изобличаемого свидетеля нередко до предъявления обвинения, которое часто совпадало по времени с окончанием предварительного расследования. Следователь формально был вправе предупреждать его об уголовной ответственности не только за дачу заведомо ложных показаний, но и за отказ и уклонение от дачи показаний. И хотя судебная практика и в то время не считала возможным выносить обвинительные приговоры таким лицам за указанное преступление, сам факт предупреждения перед допросом о возможной уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний правомерно рассматривался теорией как психическое принуждение к даче показаний, а точнее - к признанию вины [8, с. 291]. Кроме того, здесь просматривается и нарушение общеправовых принципов, в частности принципа законности.

В соответствии со ст.

46 УПК РФ подозреваемым является лицо:

в отношении которого возбуждено уголовное дело по основанию и в порядке, которые установлены гл. 20 УПК РФ;

задержанное по подозрению в совершении преступления в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ;

к которому в соответствии со ст. 100 УПК РФ до предъявления обвинения применена мера пресечения;

которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 2231 УПК РФ.

Основания и порядок принятия каждого из названных процессуальных решений, регламентированных законом, сами по себе служат необходимой гарантией прав лица, на которое в силу тех или иных обстоятельств пало подозрение в совершении преступления. Рассмотрим подробнее особенности процессуального положения подозреваемого в каждом из названных выше случаев.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносится органом предварительного расследования, если в сообщении о преступлении (заявлении, явке с повинной, сообщении, полученном из иных источников, а также постановлении прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании) имеются достаточные данные о наличии признаков преступления (ст. 140 УПК РФ). Если в сообщении о преступлении имеются сведения о лице, его совершившем, это указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. В данном случае лицо приобретает статус подозреваемого без каких бы то ни было дополнительных решений, то есть с самого начала уголовно-процессуальной деятельности, буквально с первого дня. Такое установление закона весьма важно для обеспечения прав подозреваемого, так как, возбудив уголовное дело, следователь (дознаватель) обязан вручить подозреваемому копию постановления о возбуждении дела и разъяснить принадлежащие ему права. Тем самым обеспечивается должное представление этого лица в своем статусе, возможность реализовать свои права и требовать предоставления соответствующих гарантий. В частности, это позволяет подозреваемому незамедлительно обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела руководителю следственного органа (про- курору), которые вправе отменить это постановление, или в суд, правомочный признать решение о возбуждении уголовного дела незаконным.

Лицо, в отношении которого было возбуждено уголовное дело, сохраняет статус подозреваемого до предъявления ему обвинения, а в случае производства дознания - до составления обвинительного акта или до принятия решения о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования.

Задержание подозреваемого осуществляется органом дознания, дознавателем, следователем только при наличии одного из следующих оснований:

лицо застигнуто на месте совершения преступления или непосредственно после его совершения;

потерпевшие или очевидцы указывают на данное лицо как на совершившее преступление;

на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления;

имеются иные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если перед судом возбуждено ходатайство о применении в отношении этого лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Процедура задержания содержит не позволяющие осуществлять задержание произвольно многочисленные гарантии прав подозреваемого:

указание на основания применения такой меры принуждения как задержание;

возможность задержания лишь при подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы;

составление протокола в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.

В протоколе задержания должны быть указаны основания и мотивы задержания, дата, место и время задержания и время составления протокола, делается отметка о разъяснении подозреваемому прав, предусмотренных ст. 46 УПК РФ. В течение 12 часов с момента задержания подозреваемого дознаватель или следователь обязаны письменно сообщить об этом прокурору. Важной гарантией прав подозреваемого служит обязанность следователя, дознавателя допросить задержанного в течение 24 часов с момента задержания, обеспечить его квалифицированной юридической помощью, предоставить свидание с защитником наедине и конфиденциально, то есть в отсутствие посторонних, включая самого следователя, оперативных сотрудников, продолжительностью не менее двух часов, даже при необходимости произвести с подозреваемым следственные действия [2, с. 46].

Условия и порядок содержания подозреваемых под стражей регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 г. N ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», обеспечивающим соблюдение международных стандартов безопасности жизни и здоровья, гуманное обращение, уважение человеческого достоинства.

В этой связи отметим, что Генеральной Ассамблеей ООН утвержден Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению под стражу в какой бы то ни было форме (9 декабря 1988 г.) и Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением - Токийские правила (14 декабря 1990 г.) [6].

Следователь (дознаватель) обязан не позднее 12 часов с момента задержания уведомить об этом кого-либо из близких родственников подозреваемого, а при их отсутствии - других родственников или предоставить такую возможность самому подозреваемому (право на один телефонный звонок). В интересах расследования с согласия прокурора задержание подозреваемого может быть сохранено в тайне от родственников подозреваемого, за исключением случаев, когда тот является несовершеннолетним.

Пребывание задержанного в статусе подозреваемого ограничено временем задержания - 48 часов. Однако в ситуациях, когда после истечения срока задержания к лицу не применена мера пресечения, а также при освобождении из-под стражи в связи с неподтверждением подозрения (п. 1 ч. 1 ст. 94 УПК РФ), гарантии прав подозреваемого для этого лица могут сохраняться вплоть до принятия процессуального решения о прекращении против него уголовного преследования или до отмены меры пресечения.

Применение меры пресечения до предъявления обвинения - исключение из правила, однако выражение «в исключительных случаях» в ст. 100 УПК РФ никак не расшифровано. Закон говорит лишь о том, что, если мера пресечения применена к подозреваемому, обвинение ему должно быть предъявлено в течение 10 суток с момента применения меры пресечения или с момента задержания, если оно предшествовало заключению под стражу. В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 100 УПК РФ, этот срок не может превышать 30 суток. Таким образом, лицо, к которому применена мера пресечения, сохраняет статус подозреваемого до предъявления обвинения или до вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

Уведомление о подозрении - процессуальный институт, введенный в УПК РФ Федеральным законом от 06.06.2007 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Он предоставляет статус подозреваемого лицу, основания для подозрения которого появились уже после возбуждения уголовного дела по факту совершения преступления при отсутствии оснований для задержания или применения меры пресечения.

Уведомление о подозрении (ст. 2231 УПК РФ) - это документ, в котором отражается не только описание преступления (место, время и другие обстоятельства его совершения), а также ссылка на норму УК РФ, предусматривающую ответственность за данное преступление, но и перечень принадлежащих подозреваемому с момента получения этого уведомления прав. Уведомление о подозрении применяется исключительно по делам, расследуемым в форме дознания, что может быть объяснено спецификой этой формы предварительного расследования, не предусматривающей по общему правилу предъявления обвинения [9, с. 150-152]. В связи с этим при возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления вполне может сложиться ситуация, когда лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, до окончания дознания не имеет не только статуса обвиняемого, но и статуса подозреваемого. С этих позиций введение в дознание института уведомления о подозрении можно оценить позитивно.

Расширение перечня оснований приобретения лицом статуса подозреваемого, безусловно, имеет положительный характер. Тем не менее, всех проблем, возникающих в связи с отсутствием нормативного определения самого понятия подозреваемого, это не решает. Даже при задержании не всегда ясно, с какого именно момента лицо обретает статус подозреваемого: в ст. 91, 92 УПК РФ о задержанном говорится как о подозреваемом еще до составления протокола задержания. Более того, фактическое задержание (фактическое лишение свободы подозреваемого - п. 15 ст. 5 УПК РФ) часто имеет место и до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, в том числе в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

Еще одной проблемой является отсутствие в нормах УПК РФ ответа на вопрос, каким образом дознаватель должен вызвать подозреваемого к себе на допрос. На практике этот пробел разрешается по правилам аналогии с использованием норм ст. 188 УПК РФ, регламентирующей порядок вызова на допрос свидетеля и потерпевшего, хотя они и не входят в перечень участников процесса со стороны защиты [1, с. 176].

К тому же, рассматривая существующий в настоящий момент порядок наделения лица статусом подозреваемого при дознании, по мнению автора, целесообразно внести изменения в ч. 1 ст. 46 УПК РФ: лицо должно считаться подозреваемым не с момента вручения уведомления о подозрении, а с момента составления такового.

Список литературы

1 .Клоков С.Н. Некоторые пробелы действующего уголовнопроцессуального законодательства РФ // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 1 (14).

Ковтун Н.Н. Задержание подозреваемого: новые грани старых проблем // Российская юстиция. 2002. № 10.

Лазарева В.А., Иванов В.В., Утарбаев А.К Защита прав личности в уголовном процессе России: учеб. пособие для магистров / М., 2011.

Лазарева В.А., Попов Д.В. Проблемы использования свидетельских показаний в уголовном процессе. М., 2009.

Лившиц Ю.Д. Меры пресечения в советском уголовном процессе. М.,

1964.

Международное гуманитарное право в документах. М., 1996.

Петрухин ИЛ. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. М., 1989.

Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред. Ф.Р. Сунду- рова, И.А. Тарханова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. В.П. Божьева. М., 2009.

Уголовный процесс России: учебник / А.С. Александров, Н.Н. Ковтун, М.П. Поляков, С.П. Сереброва; научн. ред. В.Т. Томин. М., 2003.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ