СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Пенсионное законодательство россии и европейских государств в xix - начале xx вв.: сравнительный анализ


ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ В XIX - НАЧАЛЕ XX вв.: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Торопкин С. А.,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права НА МВД РФ, г. Нижний Новгород

В статье рассматривается пенсионное законодательство России и европейских государств в XIX - начале XX вв. Анализируются основания возникновения, изменения и прекращения пенсионных правоотношений. Особое внимание уделено юридическим фактам (выслуга лет, возраст, должность, чин) в сложном фактическом составе.

Ключевые слова: правоотношения; пенсия; выслуга; возраст; законода- тельность.

Современный смысл понятия «пенсия» получает во французском законодательстве эпохи Великой революции, провозгласившей (22 августа 1790 года) следующие принципы:

1) На государстве лежит обязанность вознаграждать оказанные ему услуги, когда важность и продолжительность их заслуживают такой признательности. Нация обязана оплачивать жертвы, приносимые гражданами ради общественной пользы. 2) Только те услуги должны быть вознаграждаемы государством, которые представляют интерес для всего общества. Услуги, оказываемые одним лицом другому, не могут быть сюда относимы, хотя бы обстоятельства и дали им значение общественное. 3) Всякий, кто служил своему отечеству, защищал, просвещал или прославил его, или дал пример преданности общественному благу, вправе требовать от нации признательности и претендовать на вознаграждение, соответствующее характеру и продолжительности оказанных им услуг [7, с. 153]. Эти принципы конкретизировали правовые традиции европейского континентального права, в основе которого лежат идеи равенства всех перед законом и соблюдение естественных («фундаментальных») прав человека.

В XIX в. права на пенсию от государства санкционируются почти всеми европейскими странами; исключение составляли Швеция и Швейцария, где расходы на этот предмет были возложены на особые кассы, которые, впрочем, получали правительственную финансовую поддержку. Необходимым условием для получения права на пенсию служила формально установленная неспособность лица к дальнейшему отправлению обязанностей вследствие увечья или слабости (физической, душевной). Вторым условием, не столь категоричным, являлось пребывание на службе в течение определенного времени. Раньше оговоренного срока чиновник получал безусловное право на пенсию только в случае, если неспособность его к дальнейшей службе явилась следствием болезни, ран или вообще какого-либо повреждения, приключившегося при исполнении служебных обязанностей [7, с. 154].

Вместе с тем сами условия приобретения права на пенсию государственного служащего и членов его семьи, способы их исчисления и размеры определялись в различных странах по-разному. Например, право на пенсию предоставлялось в Австрии и России классным правительственным служащим, лицам учебного ведомства и служителям культа; в Англии - лицам, состоящим на постоянной государственной службе, с получением содержания непосредственно от казны, а в остальных государствах - вообще правительственным служащим, получающим содержание от казны, причем в частности во Франции требовалось, чтобы содержание производилось «непосредственно» от казны, а в Швеции - по утвержденному Королем и Рихсдагом штату [1,С. 5].

Несмотря на существенные различия в пенсионном законодательстве европейских государств, в нем можно обнаружить общие юридические факты, определявшие возникновение, изменение и прекращение пенсионных правоотношений.

Все пенсионные законодательства европейских государств, в том числе и России, были едины в том, что только занятие штатной должности, оплачиваемой государственной казной, дает право на пенсию. Далее, хотя не так единогласно, они разделяли службу на два отдела: гражданскую и военную, подразделяя должности в ней на высшие и низшие [2, с.48].

Занимаемая должность имела влияние на размер пенсии в большинстве государств, и только относительно военной службы, когда размер пенсии определялся не получаемым содержанием, а чином [2, с.48].

Относительно содержания, по расчету из которого исчислялись пенсии, в законодательствах Англии, Бельгии, Франции и Швеции не имелось никаких указаний. В Германии пенсии исчислялись по всему содержанию, кроме средств на расходы по должности, а в Италии - кроме также и квартирных денег и местных прибавок. Наконец, в Австрии при исчислении пенсий принималось в расчет не только штатное содержание, но и всякие прибавки. Кроме того, в Англии, Бельгии, Италии, Франции и Швеции расчет делался не по последнему окладу указанного содержания, а по среднему за последние 3 (Англия), 5 (Бельгия, Италия и Швеция) или 6 (Франция) лет. В Австрии, Германии и России за основание исчисления пенсий бралось последнее содержание [1, с. 6].

Основным необходимым условием получения пенсии являлась выслуга установленного числа лет, которая определялась весьма различно. Максимальные сроки выслуги в Бельгии и Франции были определены в 30 лет, в Англии и Германии - в 40 лет, в Австрии и Италии установлено два срока - 35 и 40 лет, а в Швеции - 30 и 35 лет. Самые меньшие сроки, за которые при условии болезни могли быть назначены пенсии, определялись в Австрии, Англии, Бельгии, Герма- нии и Швеции - в 10 лет. В Италии и во Франции, а равно и в указанных пяти государствах - в исключительных случаях пенсии назначаются независимо от выслуги. Столь же различно в перечисленных государствах и исчисление пенсионной выслуги [1, с. 5].

В России сроки выслуги права на пенсию зависели от министерской принадлежности, места и рода службы. По Уставу о пенсиях 1827 г. полная пенсия назначалась за 35 лет службы, пенсия в размере 2/3 от полной - за 30 лет, в размере 1/3 - за 20 лет. Кроме того, существовали привилегированные сроки выслуги, например, служащие по военно-учебному ведомству - полный оклад пенсии за 25 лет, половинный - за 20 лет [5].

Кроме выслуги определенного срока во всех поименованных государствах, кроме Германии, для получения права на пенсию требовалось достижение известного возраста, т.е. пенсия по старости. В указанных странах определение известного возраста, дающего право на пенсию, было различно и простиралось от 55 до 70 лет [2, с. 49].

Кроме вышеизложенных причин, влияющих на размер пенсий, многие законодательства определяли высший и низших их размеры. В России низший предел устанавливался статьей 91 Устава о пенсиях: «Когда оклад жалованья на службе был менее 28 руб. 59 коп., тогда определяется в пенсию полный оклад, несмотря на лета службы» [4, с. 183].

Во всех поименованных государствах размер пенсии определяется из содержания пропорционально пенсионной выслуге, и таким образом пенсия возрастала с каждым прослуженным годом.

Беспорочность службы, как необходимое условие получения пенсии, указывается в пенсионных законах всех перечисленных государств. В России основания для прекращения пенсионных правоотношений, разбросанные по разным нормативно-правовым актам, были сведены в законе «О презрении нижних воинских чинов и их семейств» от 25 июня 1912 года. Выдача пенсий прекращалась в случаях: «1) смерти; 2) поступления в монашество; 3) поступления на государственную службу (не по вольному найму) на платную должность, с правом на пенсию по общим правилам; 4) присуждения судебным приговором к наказанию, соединенному с лишением или ограничением прав состояния или без правоограничений, но за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного через обман имущества или за ростовщичество. Даже если такие лица после состоявшегося осуждения и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силой Всемилости- вейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; 5) пребывания за границей более дозволенного срока; 6) принятия иностранного подданства и 7) истечения срока, определенного при назначении временной пенсии, и неявки к назначенному сроку на переосвидетельствование» [6].

Прекращение пенсии определялось во всех государствах: лишением прав гражданства, судебным приговором и выездом за границу без дозволения правительства, в некоторых же законодательствах неявкой известного числа лет за получением пенсии.

Что касается пенсионного обеспечения семейств умерших служащих, то в законодательствах европейских государств сложно найти общие юридические факты, лежащие в основании возникновения пенсионных правоотношений. Проблема в том, что правительства не признали собственно за собой обязанности обеспечивать их, предоставляя это разным кассам, основанным на началах пожизненного страхования или сберегательных касс, и предоставляя себе только право поддерживать подобные кассы единовременными или ежегодными пособиями, передаваемыми в кассы, или непосредственно уплачиваемыми оставшимся после смерти служащего семействам.

Даже относительно того, кого считать составляющим семейство, существовали различия; так, в некоторых государствах право получения пенсии распространялось на всех родственников, которых содержал умерший, в других же - только собственно на вдову или круглых сирот.

В Англии пенсии семействам предоставлялись лишь в виде изъятия, если глава семейства пострадал при исполнении служебных обязанностей. В Бельгии и Швеции обеспечение семейств осуществляется путем учреждения специальных для этого касс эмеритального типа. По австрийским законам пенсии вдовам исчислялись, за незначительными исключениями, независимо от продолжительности службы их мужей, детям же, при жизни их матерей, выдавались пособия на воспитание, а после их смерти - сиротские пенсии. В Герма- нии вдовам и сиротам производилось в течение первых трех месяцев после смерти чиновника полное его содержание или полная пенсия, смотря по тому, умер ли он на службе или в отставке с пенсией, но взамен того пенсия назначалась не со дня смерти чиновника, а со дня прекращения означенных выдач [1, с. 8].

Общим в законодательстве европейских стран в отношении пенсионного обеспечения семейств служащих являлись размер пенсий и условия прекращения их выплат. Так, размер пенсии семействам в высшей своей норме никогда не превосходил половины той пенсии, которую бы получил умерший, выйдя в отставку в день своей смерти, а пенсия прекращалась везде для сирот достижением совершеннолетия, для вдов же судебным приговором или вторичным супружеством.

В Германии и Италии вычетов на пенсии чиновникам и их семействам вообще не установлено, в Бельгии вычеты были установлены лишь во вдовьи и сиротские кассы (5%), а в остальных государствах вычеты производились на пенсии как самих чиновников, так и их семейств, причем наибольший размер этих вычетов определяется в 5%. Однако следует заметить, что вычеты везде покрывали только незначительную часть правительственных пенсионных расходов.

Общее число расходов на пенсии из государственных доходов определить можно только приблизительно. В среднем европейские государства выделяли на пенсионное обеспечение служащих 4,65% своих доходов. Если говорить конкретно, то Италия расходовала на пенсии 9,3% своих доходов, Пруссия - 5,4%, Франция - 4,3%, Австрия - 2,4%. Россия по смете 1867 года расходовала на пенсии 3,9% своих государственных доходов [2, с. 51].

Анализируя основания пенсионного обеспечения служащих европейских армий, профессор Макшеев Ф.А. делит их на две системы [2, с. 279].

Отличительные черты первой системы, которая функционировала в Германии и Австрии (автор называет ее «немецкой»), заключались в следующем:

1) ранние сроки выслуги пенсии (после 10 лет службы); 2) пропорциональность пенсионных окладов получаемому на службе содержанию; 3) значительность пенсионных окладов;

ежегодное нарастание пенсии, начиная с года, следующего за годом первой выслуженной пенсии.

Характерные черты второй системы, которую профессор называет «франко-русской», были следующие:

1) поздние сроки выслуги пенсии (Россия - не ранее 25 лет, Франция - не ранее 30 лет); 2) несоразмерность пенсии с получаемым на службе содержанием; 3) пенсионные оклады невелики, и отставка с такой пенсией являлась для служащего истинным бедствием; 4) отсутствие ежегодного нарастания пенсии, начиная с года, следующего за годом первой выслуженной пенсии (и за 25 лет и 34 года службы один и тот же оклад пенсии).

Исследователь делает вывод, что немецкая система пенсий более благоприятна для уходящих в отставку. Она делает службу «заманчивой» и в то же время ограждает последнюю от «засорения» ее «неподходящими» элементами. При такой системе возможно применение довольно «сложного» отбора служащих. Только действительно полезные кадры будут удерживаться на службе и продвигаться вверх по служебной лестнице.

В XX в. происходило постепенное сближение пенсионных систем развитых европейских стран. Там, где они были основаны на страховых взносах (Германия), вводились гарантии минимальной пенсии, не зависящие от предшествующих взносов. В странах, ориентировавших пенсионную систему на государственное финансирование, отменялся контроль нуждаемости. В дополнение к плоским минимальным пенсиям вводится система обязательного социального страхования.

Список литературы

Главные положения о пенсионном обеспечении гражданских чиновников и их семейств в Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Швеции. (Материалы к пересмотру пенсионного законодательства). СПб., 1912.

Краткое обозрение главнейших иностранных законодательств о пенсиях II Труды Высочайше учрежденной комиссии для пересмотра правил о служебных преимуществах и пенсионного устава. Т. I. СПб., 1871.

Макшеев Ф.А. Военное хозяйство в мирное время в армиях: русской, германской, австрийской и французской (сравнительный очерк современного устройства его). СПб., 1904.

Сапилов Е.В. Пенсионное обеспечение дореволюционной России // ЭКО. 2004. № 10.

Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т 2, № 1592.

Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т 32. Отд. 1. № 37507.

Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз и А.И. Ефрон. Т. 45. СПб., 1898.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ