СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Влияние решений аттестационной комиссии на реализацию принципов равного доступа и профессионализма гражданских служащих


ВЛИЯНИЕ РЕШЕНИЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИНЦИПОВ РАВНОГО ДОСТУПА И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Попова В. В.,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права КРАГСиУ, г. Сыктывкар

Рассмотрены содержание таких принципов, как равный доступ на государственную гражданскую службу, профессионализм и компетентность государственных гражданских служащих, а также влияние некоторых решений аттестационной комиссии на их реализацию.

Ключевые слова: принципы государственной гражданской службы, профессионализм и компетентность государственных гражданских служащих, равный доступ на государственную гражданскую службу, аттестация государственных гражданских служащих.

Построение и функционирование государственной гражданской службы базируется на целом ряде принципов. Вопросу о принципах государственной службы уделялось внимание и в советский период, и в период становления в начале 90-х гг. новой российской государственности, и сейчас, когда продолжается очередной этап реформирования института государственной службы.

В целом в общественных науках под принципами обычно понимают исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Если же говорить о принципах конкретно государственной службы, то однозначного определения данного понятия в научной литературе встретить нельзя. Также нет единого мнения о количестве и наборе этих принципов.

Значение принципов гражданской службы велико. В принципах реализуются исходные положения и идеи, на основе которых выстраиваются и регулируются наиболее устойчивые и существенные политические, правовые и организационно-управленческие, социально-экономические и духовно-нравственные связи и отношения системы профессионального обеспечения функционирования государственных органов [2, с. 56]. Эти исходные начала организации государственной гражданской службы должны учитываться законодателем при принятии новых, изменении существующих или отмене нормативных правовых актов, с тем чтобы нормы, содержащиеся в них, развивали принципы и не противоречили им.

Среди законодательно закрепленных принципов в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечислены принципы профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих, а также принцип равного доступа на государственную гражданскую службу [4].

Содержание принципа профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих имеет много различных трактовок. Автору представляется, что «профессионализм» и «компетентность» - понятия очень близкие, но все-таки отличающиеся. Профессионализм государственного гражданского служащего предполагает наличие глубоких знаний, умений и навыков в определенной сфере управленческой и служебной деятельности. Компетентность же, скорее, является способностью государственного гражданского служащего к осуществлению деятельности в определенной сфере управленческой деятельности на основе не только полученных знаний, умений и навыков, но и опыта профессиональной деятельности.

Уровень профессионализма влияет на уровень компетентности. Сегодня в науке можно встретить мнение по поводу связи этих двух понятий с третьим - компетенцией государственного служащего, то есть кругом полномочий, в рамках которых государственный служащий вправе принимать решения. Так, О. Данилкина считает, что «чем выше уровень компетентности государственного служащего (необходимым условием которой является профессионализм), тем шире может быть его компетенция» [1, с. 65].

Принцип равного доступа на государственную гражданскую службу закреплен в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в развитие положений и международных актов (Международный пакт о гражданских и политических правах в статье 25 предусматривает возможность каждого гражданина в своей стране допускаться на общих условиях равенства к государственной службе) [3] и Конституции РФ. Важность этого принципа заключается прежде всего в том, что нахождение на государственной службе дает гражданам Российской Федерации возможность участвовать в управлении делами государства. Конечно, данный принцип не предполагает, что абсолютно любой гражданин Российской Федерации может претендовать на должность государственной гражданской службы. Он должен соответствовать требованиям, установленным в ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также должны отсутствовать ограничения, предусмотренные ст. 16 данного закона.

К сожалению, в ряде случаев реализация этих и других принципов ставится под вопрос. Нормы, содержащиеся в законодательстве о государственной гражданской службе, нарушают основополагающие начала.

Одним из способов обеспечения равного доступа на государственную гражданскую службу является конкурс. Сегодня это основной способ поступления на гражданскую службу. В ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержится исчерпывающий перечень случаев, когда конкурс не проводится. Одним из них является включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв на гражданской службе. Важно отметить, что до июня 2013 года (п. 5 ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» был изложен в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации”») данная норма предусматривала, что резерв должен быть сформирован на конкурсной основе. Таким образом законодатель установил возможность обхода процедуры конкурсного отбора на замещение вакантной должности гражданской службы путем использования механизма аттестации. В соответствии с ч. 15 ст. 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подп. «б» п. 20 Указа Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» [5] аттестационная комиссия может принять решение о том, что гражданский служащий «соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста». Соответственно, такого гражданского служащего можно назначить на вакантную должность гражданской службы без проведения конкурса.

Это же решение аттестационной комиссии, по мнению автора, можно рассматривать как нарушение принципа профессионализма. С одной стороны, возможность такого решения можно оценить положительно: в определенной степени это стимулирует гражданских служащих показывать высокий профессиональный уровень; в государственном органе есть возможность включить в определенной мере уже подготовленное лицо в кадровый резерв для обеспечения того же принципа стабильности гражданской службы. Однако возникают и сомнения по поводу логичности такого решения аттестационной комиссии. Так как аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности, то комиссия рассматривает документы о деятельности служащего, участии в решении задач, поставленных перед соответствующим структурным подразделением, в котором замещается должность, оценивает его профессиональные и личностные качества применительно к текущей профессиональной деятельности по замещаемой должности. Другими словами, если говорить о включении гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста по результатам аттестации, то и оценка профессиональных качеств служащего должна основываться на определении его соответствия требованиям к данной должности, а не к той, которую замещает гражданский служащий. В развитие данного вывода необходимо отметить, что при решении аттестационной комиссией вопроса о включении в кадровый резерв содержание методов оценки должно учитывать те отличия, которые существуют между замещаемой гражданским служащим должностью и вышестоящей.

Также одним из возможных решений аттестационной комиссии является: «государственный гражданский служащий соответствует замещаемой должности при условии успешного получения дополнительного профессионального образования» (при этом в п. 20 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих условие именно успешного прохождения отсутствует). В течение месяца после проведения аттестации издается акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий направляется для получения дополнительного профессионального образования. Однако ни в

Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ни в Положении о проведении аттестации не установлены сроки, в которые гражданский служащий должен быть направлен для получения дополнительного профессионального образования. В итоге направление может растянуться на достаточно длительный срок, в связи с чем, по мнению автора, теряется значение такого решения аттестационной комиссии. В связи с этим представляется необходимым дополнить Положение о проведении аттестации конкретным сроком исполнения решения аттестационной комиссии о направлении гражданского служащего для получения дополнительного профессионального образования.

Список литературы

1 .Данилкина О. Важность регулярной оценки профессионализма и компетентности государственных служащих // Человек и труд. 2008. № 8.

Игнатов В.Г., Охотский Е.В., Понеделков А.В. Организация государственной службы Российской Федерации. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2006. 95 с.

Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Российская газета. 2004. № 162.

О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 // Российская газета. 2005. № 20.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ