СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Воздействие глобализации и международного права на принципы становления национального права


ВОЗДЕЙСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ПРИНЦИПЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

Канищее В. П.,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории права и государства ЦФ РГУП, г. Воронеж,

В современных условиях международное право и глобализация оказывают решающее влияние на национальное право государств.

Ключевые слова: глобализация; международное право; национальное право.

Международное право и глобализация оказывают активное влияние на все стороны правовой системы фактически любой страны, на ее статистические и динамические элементы. Наиболее наглядно это проявляется при анализе нормативной базы Российской Федерации, в которой под влиянием международного права и глобализационных процессов сформировались целые отрасли и институты права и законодательства. Среди них - космическое, атомное, информационное и экологическое законодательство, уголовно-правовые институты борьбы с хакерством, торговлей людьми, незаконной миграцией и другие.

Существенный интерес с научной и практической точек зрения представляет анализ отражения и нередко противопоставления в этих формирующихся структурных частях нормативной базы страны публичных и частных интересов как на национальном, так и на международном уровнях.

Об этом, в частности, свидетельствуют не слишком успешные и едва ли полезные для общества попытки переориентации Лесного и Водного кодексов Российской Федерации с природоохранительной функции на чисто хозяйственную деятельность. Другой пример - знаменитый Киотский протокол, призванный, по мнению подписавших его государств, уберечь атмосферный воздух от загрязнения. И одновременно этот протокол допускает противоречащую этой цели торговлю квотами выбросов вредных веществ.

«Возрастание роли права в совершенствовании управления общественными процессами проявляется в дальнейшем расширении и

углублении правового регулирования», - утверждает Е.Г. Лукьянова [6, с. 85]. Эта тенденция, вызванная усложнением предмета правовой регламентации, характерна как для России, так и для всего мира. Расширение сферы правого регулирования связывается с распространением действия права как на совершенно новые, недавно возникшие области социальной действительности, так и на те из них, которые не находились в поле зрения российского законодателя.

Право современного государства должно учитывать в системе своих норм влияние научно-технического прогресса на все сферы общественной жизни: материальное производство, социальные, политические отношения, духовную сферу. В связи с этим «регулятивная роль права в управлении научно-техническим прогрессом принимает новый аспект» [7, с. 20]. Акценты сегодня должны смещаться в сторону развития ограничительной функции права, расширения охранительной подсистемы, направленной на ограничение вредных последствий научно- технического прогресса. Это особенно касается военных технологий, генетики, медицинской биологии, социальных последствий научно- технической революции.

Расширение сферы правового регулирования сопровождается другой тенденцией - углублением правового регулирования общественных отношений, более полным, конкретным и всесторонним их регламентированием. Законодательство становится более конкретным, четким и детализированным. Тенденция расширения и углубления правового регулирования общественных отношений повлекла за собой существенное увеличение количества нормативно-правовых актов на всех уровнях российского законодательства: федеральном, региональном и муниципальном.

В условиях глобализации существенные изменения претерпевают и динамические элементы правовой системы России: правотворчество, правореализация и правоприменение.

Определяя влияние глобализации на правотворчество и его результат, следует отметить, что законотворчество происходит в «разнообразных формах, различными путями и способами, в трех основных направлениях: на стадии правотворчества, в законодательстве и отражается в источниках права» [5, с. 15]. Меняются во многом мощность и сила влияния на правотворчество различных фактов. Многократно возрастает роль экономического фактора, оттеснившего на второй план фактор политический. Почти незаметно воздействие на правотворчество социокультурного фактора: всё более противоречивой становится роль в ходе правотворчества ценностно-психологического фактора; интернациональный (межнациональный) социальный фактор почти не взаимодействует с национальным.

Среди обеспечивающих факторов на первый план выходит «информационный, подменяющий во многих случаях, организационный» [1, с. 206-208] и т.д.

Изменения глобального характера экономических и политических структур в Российском государстве и их правовые основы, безусловно, опирались и опираются на опыт стран с рыночной экономикой. Многие правовые акты были подготовлены консультантами Российского правительства из стран Запада, хотя не все они практически реализуются. Новое рыночное законодательство при всей своей противоречивости позволило индивидам включиться в рыночные отношения, постепенно развивать гражданский оборот. Действие экономического фактора привело к тому, что была создана правовая основа для развития новой для России системы общественных отношений.

В сфере правореализации в условиях глобализации наиболее заметным новшеством следует считать рост значимости самого механизма претворения в жизни правовых норм и, соответственно, развитие, дифференциацию процессуального законодательства.

В начале третьего тысячелетия национальное содержание права во многом трансформируется. Характерной чертой происходящего является применение правого регулирования, которое выражается не только в сближении самого права, но и в практике его применения. Глобализация как макромасштабный и многоплановый процесс нарастания общего в мировых правовых системах на уровне правоприменения выражается во влиянии общепризнанных образцов правоприменительной деятельности и моделей её организации на внутригосударственную практику, что применительно к России является одним из факторов устойчивого развития российского общества.

Воздействие глобализационных процессов и международного права на внутригосударственную правоприменительную практику происходит несколькими путями. Первый путь - приведение в соответствие с международными стандартами правовых норм, регламентирующих правоприменительную деятельность и, прежде всего, охранительное правоприменение. Речь идёт о «значительном обновлении законодательной базы Российской Федерации в сфере процессуального регулирования» [8, с. 12]. В ходе проводимой в стране судебной реформы, направленной на повышение роли судебной власти в обществе, совершенствование судопроизводства, повышение доступности правосудия, усиление судебной ответственности органов государственной власти и должностных лиц за соблюдение прав человека существенно обновлено уголовно-процессуальное, административное, гражданское, арбитражное процессуальное законодательство, сформирована и успешно функционирует система конституционной юстиции.

Второй путь влияния глобализационных процессов связан с непосредственным применением норм, принципов и прецедентов международного права в российской правоприменительной практике. И хотя эта форма интернационализации правоприменения находится еще в стадии становления, число дел, разрешаемых на основе норм и прецедентов международного права, увеличивается, что свидетельствует о необходимости ее глубокого изучения и обобщения.

В системе права России возникли новые процессуальные образования: отрасли, подотрасли и институты - арбитражное, исполнительное, судебно-конституционное право, налоговый процесс и другие. Расширяется предмет регулирования существующих процессуальных нормативных образований, в частности административного процессуального права. Наблюдается увеличение числа процедурнопроцессуальных норм в финансовом, трудовом праве.

Под значительным воздействием идеологии глобализации, в особенности стереотипов, порождаемых потребностями развития неолиберальной глобализации экономики, оказывается правосознание россиян. При этом особенности влияния процессов глобализации на правосознание граждан нашей страны обусловливаются конкретноисторическими факторами развития и становления российского общества, его традициями и культурой, имеющими глубокие исторические корни.

Процессы протекают в правосознании на поверхностном уровне, но его глубинные духовно-культурные ценности, отражающие менталитет народа, остаются неизменными. Вместе с тем нельзя «нивелировать ценность правосознания при формировании новых правовых идей в процессе глобализации» [11, с. 89]. Однако здесь необходимо избежать того, что в геологии называется «псевдоморфозом» - кристаллизации в несвойственной форме. Так, например, через десятилетия коренных реформ в России стало очевидным, что уклад чужой жизни невозможно скопировать, уклад должен органически вытекать из традиции страны. Таким образом, главным недугом российской ментальности должно считаться неестественное отсутствие творческого воспитания своего собственного, неповторимого правосознания, имеющего прочные «корни» и традиции. Именно в силу того, что за период кардинальных реформ, осуществляющихся в стране за последние 20 лет во многом за счёт населения, правосознание членов общества, которых принято называть «простыми», «рядовыми» людьми, оказалось по уровню выше, чем правовое сознание реформаторских сил, наше общество и государство удержалось от абсолютного развала и утраты суверенности.

Опосредование правовыми нормами все более широкого спектра политических отношений в государстве и на международной арене свидетельствует о тенденции политизации права. Проблема соотношения права и политики существует давно. В западной юридической литературе, в конституциях и официальных документах много говорится о господстве права и правовом государстве. Однако реальная жизнь показывает, что в системе взаимоотношений права и политики верховенство в большинстве случаев оставалось за политикой. Утверждению демократического, открытого, предсказуемого и продуктивного характера политики, обеспечению контроля за деятельностью власти со стороны народа будет способствовать усиление регулятивной роли права в сфере политических отношений. Сегодня политика должна функционировать в правовом пространстве, а для этого необходимо четкое и детальное правовое регламентирование политических отношений. В этом поле российское право характеризуется явными пробелами и несовершенствами. В дальнейшем урегулировании, как показывает практика, нуждаются, в частности, избирательное право, законодательство о политических партиях и многие другие вопросы политического устройства России.

Необходимо также обратить внимание на такой факт, как усиление в российском праве и законодательстве тенденции демократизации и гуманизации. За прошедшие годы проделана огромная работа по реформированию всей системы российского законодательства, приняты важнейшие законодательные акты, отразившие отмеченные тенденции. Изменения коснулись в первую очередь конституционного права, что выразилось, как уже отмечалось, в развитии и углублении демократических принципов устройства и функционирования Российского государства, в провозглашении прав и свобод человека высшей ценностью, в создании механизмов их обеспечения и защиты.

Развитие международного публичного права свидетельствует о всевозрастающем и всестороннем международном регулировании прав человека. Российская Федерация учитывает в своём законодательстве сформировавшиеся в XX веке международные стандарты прав человека, закреплённые во Всеобщей декларации прав человека, пактах о политических и гражданских, об экономических, социальных и культурных правах, международных конвенциях о защите тех или иных категорий граждан. Присоединение России к Европейской конвенции о защите прав человека, признание юрисдикции Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней ставит перед Российским государством задачу дальнейшего совершенствования законодательства с учётом прецедентов права Совета Европы.

Реформирование фундаментальной отрасли публичного права - административного права - связывается также с учётом в новом российском законодательстве стандартов, приоритетом которых является защита прав человека от произвола администрации, стабилизация управления, обеспечение его эффективности, судебный контроль за деятельностью всех без исключения субъектов исполнительной власти. «Нормы и институты административного права обретают новое содержание, ориентированное на создание действительных юридических механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию и защиту прав и законных интересов граждан, их объединений в сфере организации и функционирования публичной администрации» [4, с. 53].

Наиболее заметные изменения, связанные с демократизацией и гуманизацией, произошли в отраслях процессуального права, что выразилось в усилении защиты прав граждан в уголовном процессе: введен институт обжалования в суде всех действий и решений органов предварительного расследования, судебного санкционирования некоторых следственных действий. Важными процессуальными достижениями является существенное расширение гарантий прав лиц, привлекаемых к административной ответственности. Усиливается линия конституционного принципа состязательности и равноправия сторон во всех видах процессов. Значительные изменения гражданского и арбитражного процессов имели целью повышение эффективности судебной защиты прав граждан и юридических лиц. Демократизация процессуального права выразилась также во введении институтов присяжных заседателей в уголовном процессе и арбитражных заседателей в арбитражном процессе [3, с. 15].

Установление оптимального соотношения в системе «государство

право - человек» неразрывно связано с задачей обеспечения безопасности и самого государства как такового, и проживающих на его территории людей. Между тем криминализация, включающая распространение коррупции, обычной и организованной преступности, нередко смыкающей с терроризмом, - оборотная сторона и составная часть процессов глобализации в сферах технологии, политики, культуры. В этом смысле транснациональная преступность выступает как своеобразный вызов обществу со стороны глобализационного теневого бизнеса.

Активизировавшееся в мире экономическое, финансовое и торговое сотрудничество государств, глобальная научно-техническая революция, общепланетарное информационное пространство обусловливают необходимость участия государств в решении глобальных проблем, в укреплении мирового правового порядка. Однако, несмотря на позитивные моменты глобализации, имеется и ряд негативных черт. Резкий контраст между ростом капиталов американских предпринимателей и ухудшением экономического положения в странах третьего мира послужил причиной для мощного антиглобалистского движения во многих странах.

В таких условиях очевидна утопичность ожиданий позитивных сдвигов в мировой экономике с её жесткой конкуренцией, соперничеством отдельных корпораций и стран, наличием взаимоисключающих интересов. США заставляют третьи страны открыть свои рынки, а затем с помощью антидемпинговых средств препятствуют экспорту их товаров на американский рынок. Тем самым подрывается сама возможность скоординированного социально-экономического процесса.

Другим негативным проявлением глобализации является актуализация идей отказа от государственного суверенитета. Никакие глобальные интересы не могут вести к отрицанию верховенства государственной власти на своей территории. Государственный суверенитет - не архаизм прошлых эпох, а актуальная юридическая и политическая категория нынешнего времени, гарантия возможности для народа жить по своим обычаям, законам, религиозным и иным нормам. Лишь само государство может добровольно принять на себя обязательство определённого рода, что вытекает из суверенного права государства как члена международного общества.

Выводы криминологии указывают на прямую связь между глобализацией и правонарушаемостью: глобализация вызывает социальный протест, иногда принимающий преступные формы; порождает люмпенизацию и маргинализацию, создавая значительные массы мелких правонарушителей; обогащает арсенал способов и средств совершения преступлений; затрудняет поиск и обнаружение преступников, детерминирует организационные формы преступности.

Глобализация самым непосредственным образом связана с транснациональной организованной преступностью, способствует её активизации. Считается, что «транснациональная преступность есть детище глобализации» [2, с. 94]. Информационная революция и переворот в транспортных телекоммуникациях сделали легко доступным перемещение из одной страны в другую. «Наблюдается устойчивая тенденция роста транснациональных криминальных обществ» [9, с. 56].

Усиление террористической угрозы требует активного развития международной системы противодействия этому явлению. Очевидна необходимость возрождения идеи всеобщего права цивилизованного мира, которое в настоящее время может сыграть важную роль в недопущении воцарения террористического хаоса на планете. Это предполагает совершенствование таких юридически значимых действий, как сбор и оформление доказательств на территории других государств, производство ареста и исполнение решений иностранных судов.

В связи с особой значимостью информационных процессов представляется вполне своевременной постановка вопроса о гармонизации правового регулирования информационно-электронных технологий, с целью их планомерного использования в борьбе против террористической угрозы.

Ставится под сомнение возможность и необходимость создания мирового государства, в связи с чем необходимо отметить важность совместного действия государств в зоне их ответственности.

В рамках национальных государств, для обеспечения безопасности общества в условиях глобализации, политическая и правовая системы призваны функционировать солидарно, как нечто взаимосвязанное. «Симбиоз указанных начал на национальном уровне следует рассматривать в качестве естественной реакции общества на негативные составляющие процесса глобализации» [10, с. 108]. Так, по данным ВНИИ МВД РФ в настоящее время в России насчитывается 10 наиболее крупных преступных сообществ, в которые входят примерно 240 мелких организованных групп общей численностью свыше 5 тыс. участников. Самые большие из них распространили свою активность на 44 страны. Наблюдается устойчивая тенденция роста транснациональных криминальных сообществ. Глобализация способствует тому, что транснациональная преступность проникает в легальный бизнес, имеет доступ на выгодные рынки, находя уязвимые точки для проникновения на них и действуя в тех районах и странах, где чувствует себя относительно недосягаемой для правоохранительных органов.

Необходимо отметить особую роль ООН в процессе сближения национальных правовых систем, что проявляется в принятии этой организацией значимых международно-правовых документов. Особое значение имеет Конвенция ООН против коррупции 2003 года и ряд рекомендательных документов, принятых по вопросу борьбы с коррупцией.

Данные документы носят системный характер, что отличает их от большинства актов аналогичного уровня, что неприемлемо для российской политической элиты.

Среди причин такого неприятия положений Конвенции ООН можно назвать:

фактическое вытеснение политической оппозиции, являющейся залогом независимого и активного гражданского общества, которое Конвенция рассматривает в качестве основного субъекта против борьбы с коррупцией;

превращение средств массовой информации в пропагандистский инструмент власти, в результате чего СМИ в России едва ли способны выполнять отведенную им Конвенцией функцию выявления фактов коррупции.

Хотелось бы выразить надежду, что популяризация идей, заложенных в антикоррупционных актах международных организаций, может оказать благотворное влияние на процесс сближения российской правовой системы с системами стран Запада.

Сегодня Российская Федерация уже не стоит перед историческим выбором о признании ценностей западноевропейского либерализма в качестве универсальной политико-социальной модели. Россия в 2014— 2015 годах приняла все вызовы современности. События на Украине и поведение США и их западных союзников по отношению к геноциду в ДНР и J1HP показывают, что России необходимо строить свои государственность и право, в том числе опираясь на свои тысячелетние традиции, историю, свой исторический, культурный опыт. Необходимо выстраивать свою самобытную российскую модель с учётом современного международного права.

Список литературы

Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА, 2000. 432 с.

Иванец В.А., Червонюк А.Г. Глобализация, государство, право // Государство и право. 2003. № 8.

Кашепов В.П. О проблемах гуманизации уголовного законодательства при его обновлении // Журнал российского права. 2003. № 6.

Князев С.Д. Административное право: предмет, система, реформирование // Правоведение. 2002. № 5.

Лапаева В.В. Конкретно-исторические исследования в праве. М.: Юрид. лит., 1987. 144 с.

Лукьянова Е.Г. Основные тенденции развития российского права в условиях глобализации //Государство и право. 2004. № 7.

Пиголкин А.С. Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 382 с.

Поленина С.В. Воздействие глобализации на правовую систему России //Государство и право. 2004. № 3.

Российское государство и углубление реформ в контексте глобализации мировых процессов, внешних и внутренних угроз безопасности России, борьбы с организованной преступностью и коррупцией: материалы Всерос. на- уч.-практ. конф., Москва, 18-20 апреля 2001 г. Вып. 1. /ред. кол. В.И. Попов и др. Калуга: ГУП «Облиздат», 2001. С. 259.

Щербакова Н.В. Правовая система России в условиях глобализации// Государство и право. 2004. № 11.

Щербакова Н.В. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции// Государство и право. 2004. № 12.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ