СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


О некоторых аспектах национальной стратегии российской федерации в области безопасности дорожного движения


О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Дресеянникоеа Е. А.,

кандидат юридических наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин ВИПК МВД России, г. Набережные Челны

Острейшая социально-экономическая проблема, которая влияет на демографическую ситуацию и угрожает национальной безопасности нашей страны, - это обеспечение безопасности дорожного движения. Не случайно предметом исследования, представленного в данной статье, является обзор нормативно- правовой базы, затрагивающей вопросы национальной стратегии Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.

В российском обществе сформирован радикальный запрос на улучшение безопасности дорожного движения, именно поэтому автор статьи остановился на некоторых вопросах, отражающих необходимость изменения общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения, и прежде всего к неравноправию на дорогах, являющимся мощным дестабилизирующим фактором.

Ключевые слова: безопасность; дорожное движение; стратегия; аварийность; транспортная система; риски; ущерб; общество.

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.

Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам, приобретая масштабы национального бедствия.

Анализ статистических данных свидетельствует, что ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения около 300 тыс. человек. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за последние десять лет составил 294083 тыс. человек (см. таблицу) [1]. Общее количество дорожно-транспортных происшествий, число погибших и раненых за 10 лет

Российская
Федерация
(год)
ДТП
Погибло
Ранено
абс.
абс.
абс.
1
2
3
4
Всего за 10 лет
2114915
294083
2650122
2005
223342
33957
274864
2006
229140
32724
285362
2007
233809
33308
292206
2008
218322
29936
270883
2009
203618
27659
255484
2010
199431
26567
250635
2011
199868
27953
251848
2012
203597
27991
258618
2013
204068
27025
258437
2014
199720
26963
251785

Около десяти млрд рублей составляет размер социально- экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за последние десять лет.

В настоящее время Российская Федерация отстает от лучших стандартов безопасности дорожного движения в 5-12 раз. Транспортные риски настолько высоки, что наше государство входит в группу «Risky States 10», то есть в десятку стран с высоким уровнем транспортных рисков, на которую приходится более половины от общего числа смертей на дорогах мира.

Главной причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, являлась оторванность отечественной практики обеспечения безопасности дорожного движения от зарубежного опыта в данной сфере. Однако позитивные сдвиги в данном направлении за последнее десятилетие всё же обозначились.

По инициативе Российской Федерации в Организации Объединенных Наций был одобрен ряд соответствующих резолюций, одна из которых - «Повышение безопасности дорожного движения в мире» - принята консенсусом Генеральной Ассамблеей ООН 31 марта 2008 года. В ней приветствовалась российская инициатива о проведении в Мо- скве - впервые в истории ОНН - Первой Всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения, которая состоялась 19 ноября 2009 года.

Главной целью данной конференции для Российской Федерации было не только расширение международного сотрудничества в области обеспечения безопасности дорожного движения, но и придание импульса практическим шагам по снижению аварийности на национальном уровне. По итогам работы конференции была разработана Московская декларация, которая заложила основу для принятия последующих важных решений в данной сфере.

марта 2010 года было объявлено о провозглашении «2011-2020 годов Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения с целью стабилизации и последующего сокращения прогнозируемого уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий во всем мире путем активизации деятельности на национальном, региональном и глобальном уровнях». Официально «Десятилетие» стартовало как в России, так и в других странах-участницах 11 мая 2011 года. Результатом данной программы должны стать стабилизация и последующее сокращение прогнозируемого уровня смертности и травматизма в результате ДТП в мире к 2020 году [2].

В ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

Так, например, одним из главных направлений демографической политики в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года является снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности граждан в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий [3].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из обозначенных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы [4].

Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, числа пострадавших и погибших в них людей также обозначены и в

Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года

[5].

С 2006 года по 2012 год на территории Российской Федерации действовали федеральные целевые программы, целью которых являлось сокращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. Одной из наиболее значимых являлась Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» [6], которая стала основой национальной стратегии в области обеспечения безопасности дорожного движения. Её главной целью являлось сокращение к 2012 году числа погибших в дорожно- транспортных происшествиях в 1,5 раза по отношению к базе 2004 года. Фактическое снижение составило 27%. Отметим, что с учётом колоссального объема проделанной работы большинство программных мероприятий было выполнено на удовлетворительном уровне.

Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно- транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей до уровня развитых стран мира, было принято решение о необходимости продолжения системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их обеспеченность финансовыми ресурсами. В связи с чем в 2013 году вступила в силу Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [7].

С учетом обоснованной необходимости продолжения работы в области обеспечения безопасности дорожного движения в рамках Программы, в ней были скорректированы и сформулированы приоритетные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, обоснованно и системно воздействующих на причины аварийности.

Целью Программы является сокращение смертности от дорожно- транспортных происшествий к 2020 году на 25 процентов по сравнению с 2010 годом. Однако первый этап программы подходит к завершению в текущем 2015 году, а выполнение ряда мероприятий вызывает не только серьёзную обеспокоенность, но и критическое осмысление.

На 1-м этапе Программы планируется реализация следующих мероприятий:

сокращение влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность и снижающих возможность и качество оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно- транспортных происшествиях;

изменение общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения;

стимулирование ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за снижение до- рожно-транспортной аварийности;

совершенствование механизмов работы с субъектами Российской Федерации.

Какая же истинная картина сегодняшнего дня? В отсутствие реальных продвижений в деле снижения смертности на дорогах предпринимаются попытки поиска быстрых и простых решений. Эти решения законодатель ищет в ужесточении санкций за те или иные правонарушения в области дорожного движения. Однако данные изменения не уменьшают проблем, а подчас усложняют сложившуюся ситуацию, вызывая не только негатив со стороны общества, но и делая неэффективной правоприменительную практику.

Увеличивая штрафные санкции и меняя наказания в сторону ужесточения, законодатель забывает о том, что человек - существо терпеливое, и со временем привыкает к сложившимся нормам. При этом распространяется эпидемия агрессии среди участников дорожного движения.

Именно поэтому полагаем, что начинать надо с изменения общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения. Не случайно мы акцентировали внимание на том, что необходимо учитывать опыт стран Западной Европы, где общество и государство борется с тремя «D»: Dangerous, Drunk and Drugged Driving. На первом месте стоит, разумеется, «Dangerous Driving», поскольку именно опасное (агрессивное) поведение водителей становится причиной большинства дорожно-транспортных происшествий. Помимо «правила трех D», в развитых странах существует множество правил и инструкций, которые нам стоит перенимать. Во-первых, то, что давно назрело и ожидаемо обществом - это равенство всех участников дорожного движения, то есть исключение обширного числа «неприкасаемых» участников дорожного движения. Видна необходимость внесения законодательных поправок о единообразном применении Правил дорожного движения и процедуры привлечения к ответственности за нарушения в области дорожного движения для всех участников движения, исключая статусы и положение.

Отсутствие «сословий» на дорогах - эта та проблема, которая давно обсуждаема и развиваема обществом, решив её, мы сможем говорить о равноправии на дорогах и «начавшемся лечении, возрастающей агрессии на дорогах».

К сожалению, национальное законодательство в этом плане пока неизменно и остается на своих позициях, и программные мероприятия ФЦП-2020 являются не более чем лозунгами.

Во-вторых, изменение общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения, как нам видится, возможно лишь только с активным развитием гражданского контроля в сфере безопасности дорожного движения.

Позитивные сдвиги в этом направлении за последние пять лет наметились. В ряде регионов страны активно разрабатываются и начинают свою работу такие проекты, как «Гражданский патруль», «Народный инспектор» и др. Но возникают сложности в правоприменительной практике, и они требуют более детального рассмотрения.

В-третьих, необходимо формировать правосознание, транспортную дисциплину и культуру участников дорожного движения» [8]. О единых общих стандартах в данном случае говорить не приходится, так как уважение на дороге начинается с уважения к себе. И отметим, что важную роль в данном процессе должно отводиться не только воспитанию дорожной грамотности, но и работе средств массовой информации. Активная социальная реклама, разработка рейтинговых телевизионных программ, ориентированных на формирование положительной модели поведения участников дорожного движения, должны заложить в общественном сознании стереотип: соблюдение правил и норм на дороге - это жизнь.

Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что основными направлениями национальной стратегии Российской Федерации в области безопасности дорожного движения следует рассматривать:

Повышение требований к безопасности дорожного движения со стороны участников дорожного движения.

Включение общественных организаций в проведение мероприятий, затрагивающих вопросы безопасности дорожного движения.

Усиление ответственности руководителей всех уровней за выполнение обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Повышение качества подготовки водителей.

Развитие и совершенствование улично-дорожных сетей и организации дорожного движения.

Таким образом, детальное понимание ситуации и отношения населения к проблемам на дорогах - залог выработки эффективной стратегии для решения проблем безопасности дорожного движения»

[9].

Список литературы

Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России [Электронный ресурс]. URL: htpp://www.gibdd.ru (дата обращения: 04.03.2015).

Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире» /A/RES/64/255.

Указ президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 (в ред. Указа Президента РФ от 1 июля 2014 г. № 483) «Обутверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» II Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

А. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (вред, распоряжения Правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 1121 -р) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») II Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 1032-р) «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 50. Ст. 5977; № 52 (ч.2).

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100 (вред, постановления Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 1203) «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"» II Собрание законодательства РФ. 2006. № 9. Ст. 1020.

Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 (в ред. постановления Правительства РФ от 6 ноября 2014 г. № 1167) «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013- 2020 годах"» II Собрание законодательства РФ. 2013. № 41. Ст. 5183.

Из интервью начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, генерал-лейтенанта полиции Виктора Ивановича Нилова II Полиция России. 2014. № 7.

Абрамов К.В. Безопасность на дорогах: оценка россиян [Электронный ресурс]. URL: wciom.ru/(дата обращения: 07.03.2015).








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ