СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Международно-Правовая политика государства в области обеспечения национальной безопасности


МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Востриков П. П.,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой общетеоретических правовых дисциплин ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

Статья посвящена исследованию политико-правовых вопросов междуна- родно-правовой политики государства в области реализации и защиты национальных интересов, обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: международно-правовая политика; национальная безопасность; национальные интересы.

Международно-правовая политика - это деятельность государства, направленная на обеспечение реализации и защиты национальных интересов, укрепление суверенитета государства, охрану мирового правопорядка, обеспечение совместимости международной и национальной правовых систем, участие в развитии системы международных отношений [2, с. 10].

Как видно из определения, одним из важнейших приоритетов ме- ждународно-правовой политики является обеспечение реализации и защиты национальных интересов. Значимость системы национальных интересов трудно переоценить, поскольку именно она является одновременно и стимулом, и ориентиром развития государства, общества и личности, отражает общесоциальный смысл права [3, с. 3]. Эффективность международно-правовой политики государства должна определяться степенью достижения целей, отвечающих национальным интересам России в сфере международных отношений.

Важным является исследование влияния общемировых тенденций общественного и государственного развития на государственноправовую политику в целом и на международно-правовую политику государства в частности. Большинство научных исследований в области государственно-правовой политики России посвящены её внутренним аспектам, в то время как международно-правовая политика исследована недостаточно.

Международно-правовая политика государства должна быть направлена на решение множества задач в сфере правового обеспечения международных отношений. Её приоритетами выступают наиболее актуальные, важные задачи, требующие незамедлительного решения, которые являются по существу едиными для всех или большинства направлений государственно-правовой политики и максимально способствуют достижению поставленных перед ней целей.

Милитаризация международных отношений и мировой политики была и остаётся фактором, оказывающим существенное влияние на обеспечение международной и национальной безопасности [1, с. 24]. В современном мире стали очевидными ревизия норм международного права и игнорирование позиции международных организаций, пересмотр военных доктрин ведущих государств, расширение практики применения вооружённого насилия во многих регионах мира, стремление вовлечь космическое и киберпространство в орбиту военных приготовлений.

В Военной доктрине Российской Федерации подчёркнуто, что существующая система международной безопасности, включая её международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств. Как отмечал ещё в 2013 г. министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу, силовые методы продолжают играть важную роль в разрешении экономических и политических противоречий между странами, происходит неуклонное возрастание военных опасностей для России, уровень которых на период до 2030 г. существенно повысится [5].

В условиях неуклонной милитаризации международных отношений и мировой политики становится особенно актуальным исследование международно-правовой политики государства в контексте обеспечения национальной безопасности.

В эпоху глобализации и постбиполярного мироустройства движущими силами милитаризации выступают идеологические доктрины, современные информационно-коммуникационные технологии и военно-политическое планирование мировых держав. Одним из инструментов обеспечения глобальной экспансии западных держав является доктрина «умной силы», включающая меры пропагандистского воздействия и избирательное применение военной мощи.

Современный милитаризм, опирающийся на возможности информационных технологий, представляет собой глобальное явление, участники которого строят свою политику в соответствии с общей идеологией военного экспансионизма. Особенность современного милитаризма состоит и в том, что наряду с государствами, их коалициями и международными организациями всё возрастающую роль в мировой политике играют негосударственные военизированные формирования.

Неуклонно прогрессирующая милитаризация международных отношений превращает противодействие глобальному военнополитическому экспансионизму в приоритет политики обеспечения национальной безопасности.

Милитаризация международных отношений снижает степень защищённости всех важнейших составляющих национальной безопасности России - военной, политической, экономической, информационной, продовольственной и др. Это обусловливает необходимость формирования качественно новой государственно-правовой политики как внутри страны, так и в сфере взаимоотношений с другими государствами. Важнейшим направлением такой политики неизбежно становится развитие оборонного потенциала государства в сочетании с продвижением инициатив по демилитаризации международных отношений. Современная международно-правовая политика России требует её закрепления в законодательстве, регулирующем различные аспекты обеспечения национальных интересов.

Распространение феномена милитаризма на постсоветском пространстве имеет под собой объективные основания, обусловленные ситуацией постбиполярного мира.

На распространение милитаризма в данном регионе оказали влияние следующие основные факторы:

1) распад СССР, сдерживавшего этноконфессиональные и территориальные противоречия и конфликты; 2) утверждение в государствах - бывших республиках СССР авторитарных режимов с националистической идеологической основой; 3) переплетение внутренних противоречий и внешнеполитической напряжённости между рядом постсоветских государств; 4) геополитическая и экономическая значимость региона, обусловливающая интерес к нему со стороны многих государств; 5) активность «русофобских» группировок стран «новой Европы», их стремление распространить в обществе враждебное отношение к России; 6) незавершённость национально-государственного строительства в постсоветских государствах, стремление их элит использовать потенциал НАТО и ЕС для укрепления легитимности правящих режимов [4, с. 36].

По причине искусственного характера границ между постсоветскими государствами высока степень вероятности нарастания конфлик- тогенности в отношениях между некоторыми из них. Дополнительным фактором обострения отношений между ними и милитаризации их внешней политики является стремление руководства этих государств использовать контроль над стратегическими ресурсами в целях оказания политического давления на соседние государства.

Сохранению и поддержанию милитаризации способствует наличие на постсоветском пространстве «непризнанных» или «частично признанных» государственных образований (Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия, Южная Осетия), а также так называемых «серых зон» (Горный Бадахшан, Гармское ущелье в Таджикистане, Панкисское ущелье в Грузии, Ошская долина в Киргизии), которые образовались в результате вооружённых конфликтов, большая часть которых и поныне далека от разрешения.

Развёртыванию военно-политической экспансии способствует также стремление ряда государств укрепить свой международноправовой статус за счёт ослабления геополитического положения постсоветских государств. Специалисты в области международных отношений прогнозируют нарастание напряжённости в отношениях между Румынией и Украиной, Турцией и Украиной, Турцией и Арменией, Ираном и Азербайджаном. В связи с незавершённостью процессов суверенизации постсоветских государств, а также несовпадением границ проживающих в них этнических групп становится возможным втягивание государств российского ближнего зарубежья в военнополитические конфликты и локальные войны вне пределов территории распавшегося СССР.

Самым ярким примером проявления военного экспансионизма в Восточной Европе является расширения влияния и инфраструктуры НАТО, а также настойчивое стремление США и их союзников втянуть постсоветские государства в блоки и коалиции с целью ограничения влияния в этом регионе России. Причины распространения влияния североатлантического блока и иных межгосударственных объединений имеют под собой основания как внутреннего, так и внешнего характера.

Постсоветское пространство рассматривается ими как стратегический плацдарм, закрепление на котором предоставляет существенное военно-политическое преимущество и тем самым позволяет ограничить влияние России, Китая, Ирана и ряда других стран. В этих целях используются меры информационного, финансового, военнотехнического и иного характера, активно налаживаются двусторонние контакты США и ведущих государств Западной Европы с руководством ряда постсоветских государств.

На протяжении четверти века Россия рассматривалась Западом как выгодный партнёр в отдельных областях обеспечения безопасности, который в то же время не имел шансов стать членом альянса. Стратегическая линия в отношении России представляла собой стремление использовать выгодные для западных стран стороны сотрудничества с ней (например, в борьбе с движением «Талибан» в Афганистане) в обмен на ничем не подкреплённые политические декларации.

Стратегической целью Североатлантического союза является «размывание» политического, экономического и культурного пространства постсоветских государств, которое не рассматривается ими как самостоятельная геополитическая единица. Выражением этого является переориентация бывших советских республик на Запад, что должно привести к подрыву национальных интересов России и формированию вокруг неё «санитарного кордона», который может быть использован и уже активно используется для давления на Россию, а в более отдалённой перспективе и для развязывания агрессии против неё.

Милитаризация международных отношений вокруг России идёт по нескольким ключевым направлениям:

1) осуществляется включение государств ближнего зарубежья в военно-политические блоки и временные коалиции, создаваемые в целях военного интервенционизма; 2) международные объединения, не имеющие непосредственного отношения к реализации оборонной политики, наделяются «военноподобными» функциями, которые были несвойственны их первоначальному предназначению; 3) происходит стихийное распространение негосударственных военных формирований («Армянская национальная армия», Исламское движение Узбекистана). Стремительная милитаризация постсоветского пространства ведёт к подрыву национальных интересов России в регионе, который стремительно превращается в полигон острого геополитического противостояния. Ключевым моментом этого противостояния становится использование военно-политического потенциала противоборствующих сторон.

На протяжении многих лет в странах ближнего зарубежья довольно успешно распространяется миф об агрессивном характере политики России и её имперских амбициях. В сложившихся условиях Российская Федерация вынуждена принимать ответные меры на идеологическом, экономическом, военно-техническом направлениях. Следствием этого является снижение возможностей для экономической модернизации общества, движению по пути демократического развития, усилению изоляции государства.

Таким образом, распространение модели военно-политического экспансионизма в российском ближнем зарубежье повлекло ослабление позиций России в зоне её жизненно важных интересов, а милитаристские приготовления привели к нарастанию вражды, разрыву сложившихся ранее экономических, культурных и иных связей некогда «братских народов».

Последствия милитаризации международных отношений в сфере национальной безопасности России выразились в нарастании конфронтации стран Североатлантического союза и России, международной изоляции страны в связи с событиями на Украине, втягивании в украинский кризис, усложнении условий пребывания России в международных организациях.

Нарастание числа и интенсивности опасностей милитаристского происхождения привело в итоге к возникновению реальной угрозы втягивания России в вооружённых конфликты, локальные и региональные войны.

В целях обеспечения национальной безопасности России представляется обоснованным и целесообразным реализация модели «оборонительной» или «достаточной» милитаризации, которая предполагает гибкое и избирательное использование методов и средств вооружённой борьбы в международных отношениях. Приоритетным направлением является развитие информационного противоборства.

Успех в деле обеспечения национальной безопасности зависит от того, насколько политическое руководство государства при поддержке институтов гражданского общества сможет найти баланс между отказом от жёсткой международно-правовой политики и её абсолютизацией.

Список литературы

Андреев М.В. Политико-правовые институты обеспечения национальной и коллективной безопасности на современном этапе развития: автореф. дис. ... д- раюрид. наук: 23.00.02. Казань, 2009.

Сердюкова И.Г. Международно-правовая политика современной России в сфере осуществления прав и законных интересов человека: общетеоретический аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Краснодар, 2008.

Студеникина С.В. Национальные интересы в правовой политике государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Ростов н/Д, 2009.

Цыбаков Д.Л. Милитаризация современной международной политики и её последствия для национальной безопасности России: автореф. дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.04. Москва, 2013.

«Шойгу заявил о военной угрозе России» [Электронный ресурс]. URL: // http:news.mail.ru/politics/ (дата обращения: 10.09.2015). Голубева О. Д.,

старший преподаватель кафедры гражданского процессуального права ПФ РГУП, г. Нижний Новгород








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ