СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Конституционно-Правовые основы обеспечения экономической безопасности россии на современном этапе


КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Петрянина О. А.,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и международного права НА МВД России, г. Нижний Новгород

В статье анализируются теоретико-методологические и конституционноправовые основы обеспечения экономической безопасности России на современном этапе развития.

Ключевые слова: безопасность; национальная безопасность; экономическая безопасность; обеспечение экономической безопасности; система экономической безопасности; разновидности экономической безопасности.

Современная экономическая ситуация в мире, социально- экономическое развитие и внешнеполитическое положение России требует от государства повышенного внимания к обеспечению его экономической безопасности. Не случайно широкий спектр вопросов ее обеспечения, формирования соответствующей системы и эффективного инструментария защиты от угроз экономической безопасности вышли на приоритетное место в научных исследованиях и находятся в центре внимания властей всех уровней.

Отправной методологической позицией при исследовании экономической безопасности России является аксиоматическое утверждение о том, что экономическая безопасность государства не является обособленным политико-правовым явлением, она включена в общую конфигурацию системы обеспечения национальной безопасности. В этой связи рассмотрение конституционно-правовых основ обеспечения экономической безопасности не возможно без понимания соответствующих основ обеспечения национальной безопасности страны.

Экономическая безопасность государства, являясь сложным системным явлением, выступает основной, базовой подсистемой системы национальной безопасности государства, но все же ее частью, связанной сложными структурно-функциональными связями с иными подсистемами. Поэтому проблемы правового регулирования обеспечения национальной безопасности страны неизменно отражались и на экономической безопасности. А проблем было много: начиная от понятийного диссонанса до отсутствия понимания системности феномена национальной безопасности.

Во второй половине 2000-х годов пришло осознание того, что без системного подхода к вопросам обеспечения национальной безопасности добиться эффективности в решении соответствующих задач не удастся. Было принято решение на полный пересмотр концептуальных основ обеспечения национальной безопасности России и подходов к ее обеспечению. Решающую роль в этих вопросах сыграл лидер нашего государства В.В. Путин.

Началось все с того, что в соответствии с Конституцией РФ 17 ноября 2008 года, будучи Председателем Правительства РФ, В.В. Путин подписывает Распоряжение за номером 1662-р, которым утверждается «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в которой получило закрепление положение о том, что с этого момента вся российская государственная политика подчинена цели обеспечения национальной безопасности России. В развитие указанного Распоряжения 12 мая 2009 года Президент РФ Д.А. Медведев подписывает Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в которой определяется, что такое национальная безопасность, национальные интересы Российской Федерации, угрозы национальной безопасности, стратегические национальное приоритеты и др. Последним этапом, завершающим построение системы базовых программных документов в области обеспечения национальной безопасности, стало принятие Федерального закона от 28 декабря 2010 года № Э90-ФЗ «О безопасности», фактическим предметом регулирования которого являются общественные отношения, связанные с обеспечением национальной безопасности нашего государства.

Таким образом, следует констатировать, что в настоящее время в России принят полный пакет базовых программных документов, содержащих концептуальные основы в области обеспечения национальной безопасности, в соответствии с которыми экономическая безопасность (наряду с государственной, общественной, экологической, военной и пр.) является разновидностью (подсистемой) национальной безопасности России.

Следующей методологической позицией является аксиоматическое утверждение о том, что экономическая безопасность государства является сложным системным политико-правовым явлением, включающим в себя целый ряд элементов (подсистем), состоящих друг с другом в сложных структурно-функциональных связях. Эффективная организация обеспечения экономической безопасности предполагает четкое системное представление о феномене, что неизменно способствует выработке более точной политики и определению наиболее эффективных мер ее обеспечения.

В настоящее время в сфере обеспечения экономической безопасности России базовым документом выступает Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ Б.Н. Ельциным № 608 от 29 апреля 1996 г. Начнем с того, что сам по себе указанный документ не совсем удачен, хотя и признает экономическую безопасность основной частью национальной безопасности России. Так, в частности, в нем отсутствует понятие экономической безопасности России, что делает предмет регулирования неопределенным. Это в свою очередь детерминирует существующий понятийный плюрализм в науке. В частности, известный российский ученый ЛИ. Абалкин считает, что экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [1, с. 9].

По мнению И.В. Варенова, национальная экономическая безопасность - «это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов» [2, с. 7].

Профессор В.М. Баранов, экономическая безопасность - «это состояние политико-правового обеспечения (гарантированности) устойчивого функционирования хозяйственно-экономических субъектов, в целом государства, отдельной личности в пределах экономически обоснованного объема ограничений (пределов), позволяющего предотвращать радикальные изменения негативного характера» [3, с. 26].

Петрянин А.В. рассматривает экономическую безопасность государства как «стабильность условий, при которых хозяйствующие субъекты (в целом государство и его составные части, производственные и общественные объединения, граждане) свободно, самостоятельно и инициативно осуществляющие свою деятельность, не опасаясь угрозы и не причиняя вреда другим экономическим агентам» [4, с. 175].

Не меньший плюрализм отмечается относительно количества и разновидностей (подсистем) экономической безопасности. И если в научной среде плюрализм вполне допустим и в какой-то степени оправдан, то на практике аналогичная ситуаций нежелательна и даже вредна.

Во-вторых, Стратегия морально устарела. За 18 лет масштабного государственного реформирования и интеграции в мировую экономику в России произошли кардинальные изменения во многих сферах жизнедеятельности и секторах экономики: Россия сегодня и Россия 18 лет назад - это «разные государства с разной экономикой».

И, наконец, самое главное, Стратегия фактически утратила право быть программным документом в области обеспечения экономической безопасности России на современном этапе, поскольку в соответствии с первым абзацем 1 раздела она «ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пятъ лет (выделено нами -Н.Т., О.П.)».

В настоящее время в сфере обеспечения экономической безопасности России приняты и действуют широкий спектр документов, среди них: Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Доктрина продовольственной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120), Государственная программа развития лесного хозяйства на 2013-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №318), Концепция развития рынка ценных бумаг (Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008), Транспортная стратегия на период до 2020 года (Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. № 45), Концепция развития рыбного хозяйства на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2003 г. № 1265-р), Энергетическая стратегия на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р) и др.

Если подобного рода документы приняты для обеспечения системного феномена, то тогда возникает вопрос: а чем отличаются (соотносятся) между собой доктрины, программы, концепции и стратегии и имеет ли какое-либо значение для обеспечения экономической безопасности наименование нормативного документа?

Справедливости ради следует отметить, что подчиненность в совокупности всех указанных доктрин, программ, концепций и стратегий все же можно понять, но только по иерархии актов правотворческих органов, утверждающих соответствующие нормативные правовые акты. Причем субъекты правотворчества весьма разнообразны: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и его министерства. Однако как быть с тем, когда один и тот же субъект правотворчества принимает разные виды документов, например, стратегию и доктрину?

Описанная выше ситуация возможна вследствие фрагментарности правового регулирования вопросов обеспечения экономической безопасности нашей страны, отсутствия представления о системности феномена. Появилась угроза - приняли акт, а как этот документ впишется в общую систему обеспечения безопасности - «вопрос весьма отдаленного будущего». Такая ситуация не может считаться удовлетворительной.

Вывод из вышесказанного очевиден: разбросанность и фрагментарность законодательства (в широком смысле) в сфере обеспечения экономической безопасности России, а потому во многом и пробель- ность и внутренняя противоречивость, ведет к снижению эффективности функционирования соответствующей системы обеспечения. Повышению эффективности обеспечения экономической безопасности России будет способствовать отказ законодателя (в широком смысле) от фрагментарного формирования правовой основы обеспечения, систематизация и гармонизация принимаемых нормативных документов. Органы государственной власти должны пересмотреть подход к формированию соответствующей правовой базы и активизировать свою правотворческую деятельность на принятие базовых программных документов, содержащих концептуальные основы в области обеспечения экономической безопасности России на современном этапе ее развития.

Список литературы

1 .Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение//Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 9.

Вареное И.В. Сущность понятий «экономическая безопасность государства» и «экономическая безопасность региона» // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2005. № 5. С.

7.

Баранов В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового обеспечения // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2001. № 1. С. 26.

Петрянш А.В., Петрянша О.А. Понятие безопасности: законодательнодоктринальные подходы // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. №21. С. 175.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ