СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства


ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Орлова JI. А.,

кандидат юридических наук

В статье рассмотрены признаки теневой экономики как одной из основных угроз экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе.

Ключевые слова: теневая экономика; экономическая безопасность.

В современных условиях экономическая безопасность является основой сохранения целостности и национальной безопасности страны. Согласно п. 54 Стратегии национальной безопасности России до 2020 года [и, обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации. Следует согласиться с мнением Е.В. Прудиус, что «экономическая безопасность является наиболее важной составляющей частью структуры национальной безопасности страны, поскольку без достаточного экономического обеспечения не может идти речи о национальной безопасности вообще» [2, с. 34].

Экономическую безопасность можно рассматривать как: совокупность институциональных признаков государства, определяющих целостное, равновесное развитие государства как субъекта мирового хозяйства [3, с. 9-13]; такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов. На протяжении всей истории развития российского государства меняется экономическая действительность, обновляются экономические угрозы, совершенствуется система противодействия им. В условиях конкурентного противостояния, борьбы за природные и человеческие ресурсы, экономические интересы нередко обеспечиваются активной разведывательной и подрывной деятельностью зарубежных государств, закулисных договоренностей хозяйствующих субъектов [4, с. 507].

Государство выступает ключевым элементом в системе обеспечения экономической безопасности, состояния защищенности общества,

развития экономики, что обусловлено наличием государственновластных полномочий на издание общеобязательных норм, применение аппарата управления и принуждения. Одной из причин негативных преобразований в экономике страны является неадекватное восприятие органами государственного управления экономической реальности, когда происходящими экономическими процессами управляют представители теневой экономической деятельности.

Теневая экономика представляет собой не контролируемое государством воспроизводство, распределение и потребление товарноматериальных ценностей и услуг, не учтенное, не регламентированное соответствующими нормативными документами и правилами хозяйствования, экономической деятельности [5, с. 8].

В переходный период к рынку, в условиях коренных изменений социально-экономических отношений сложилась ситуация, при которой снизилась роль экономики страны - важнейшего социального института, стали перерождаться и трансформироваться отдельные ее функции, утратились ценностные ориентиры, отвечающие потребностям общества [6, с. 381].

Теневая экономика - это такой уклад в экономической жизни страны, который складывается в обществе вопреки правовым нормам и формальным правилам. Подобная экономическая деятельность не регистрируется официально уполномоченными органами. Сущность теневого сектора экономики - в скрытом, подпольном характере, поэтому прямое влияние на него государственных органов исключается. Меры, способствующие выявлению нелегальных фирм, направлены в большинстве случаев на честных предпринимателей, уплачивающих налоги в бюджет и, соответственно, состоящих на учете в налоговой инспекции. Вместе с тем, влияние теневой экономики на экономический рост не является однозначно деструктивным. Так, сокрытие легальной хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. Поскольку любая подпольная работа порождает законную экономическую деятельность (например, путем использования доходов от нелегальной работы на приобретение товаров и услуг, созданных легально), то ВВП в стране увеличивается [7, с. 373-374]. Однако, без сомнения, сокрытие экономической деятельности тем или иным образом негативно отражается на экономике страны - снижаются налоговые поступления, ослабляется бюджет, вследствие чего государство утрачивает финансовые рычаги управления экономикой. В связи с невыполнением бюджетных обязательств обостряются социальные проблемы, увеличивается количество совершаемых преступлений.

Разделение экономики на легальный и нелегальный сектор весьма негативно отражается на развитии общества, что выражается в снижении производительности труда, доходов и уровня жизни населения, неэффективности налоговой системы, замедлении темпов технического и научного прогрессов, а также стагнации других важных институтов экономики. Теневая экономика представляет непосредственную угрозу экономической безопасности страны, препятствует развитию нормальной предпринимательской деятельности, подавляет развитие малого и среднего бизнеса, снижает уровень конкуренции, тормозит развитие производства, лишает федеральный бюджет значительной части доходов, обостряет экономические проблемы.

Несомненно, теневая экономика требует активного государственного противодействия, поскольку вовлекает людей в деструктивные, криминальные отношения, приводит к установлению незаконных порядков в управленческой деятельности. Так, согласно индексу восприятия коррупции, среди 174-х стран мира в 2014 году Россия занимает 136 место (индекс - 27), что свидетельствует о высокой коррупционной составляющей [8]. Кроме того, в стране наблюдается интенсивная оф- шоризация экономики, замедляющая темпы ее роста и развития. По оценкам экспертов, за последние двадцать лет из России было выведено в офшоры от 800 миллиардов до триллиона долларов. Согласно данным Центрального банка России, ежегодно из страны выводится около 100 миллиардов рублей. Прекращение вывода капитала в офшоры могло бы увеличить ВВП России на 1,5-2 процента [9].

Теневая экономика - это всегда негативное социально- экономическое явление, характеризующееся рядом специфических особенностей:

представляет собой питательную среду для возникновения и развития организованной преступности;

препятствует эффективному развитию рыночной экономики;

формирует коррупционные отношения во всех сферах экономической деятельности;

разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства, снижает доверие к власти;

не позволяет осуществить правовую защиту прав и интересов участников теневого сектора экономики, лишая их социальных гарантий и помощи [10, с. 171];

приводит к ухудшению инвестиционного климата, вследствие чего наблюдается спад производства;

способствует увеличению имущественного неравенства, бедности большей части населения;

дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества.

Среди дестабилизирующих факторов отметим, что теневая экономика не оценивается всеми однозначно негативно. В ряде случаев граждане сами прибегают к услугам лиц, работающих незаконно, желая сэкономить свои денежные средства. В то же время нельзя забывать и том, что работы и услуги, оказанные неофициально, не имеют гарантийного срока, а нарушенное каким-либо образом право нельзя защитить в судебном порядке. Этот аспект подтверждает и тот факт, что в ряде случаев теневая экономика паразитирует на человеческих пороках, обслуживает деструктивные общественные потребности. В результате востребуемые услуги носят общественно опасный и преступный характер (проституция, торговля детьми, наркобизнес, порнобизнес, торговля оружием, незаконная организация азартных игр и т.п.).

В настоящее время позиции теневой экономики укрепились в перспективных видах экономической деятельности - банковской, финансово-кредитной, инвестиционной, сырьевых отраслях и т.д. Можно сказать, что теневая экономика является частью экономики в целом, пронизывая все отрасли и сферы жизнедеятельности. В складывающихся условиях проблема обеспечения экономической безопасности обостряется.

Сложность противодействия этому негативному явлению состоит в том, что в достижении интересов субъектов теневого сектора экономики нередко принимают участие органы государственной власти и местного самоуправления.

Такое противоправное взаимодействие осуществляется:

а) путем лоббирования интересов представителей теневой экономики в органах государственной и муниципальной власти, что может привести к декриминализации общественно-опасных деяний или непринятию в течение длительного времени необходимых законов; б) через механизм отмывания «грязных» денег и другого имущества, полученных преступным путем, с последующим проникновением во все сферы общественной и политической жизни; в) под прикрытием легальной деятельности [11, с. 639].

Опасность криминализации государственных механизмов состоит в том, что в первую очередь, как правило, деформируется система управления в лице органов исполнительной власти. Поскольку самоочищение российской экономики от теневой составляющей исключено, перемены к лучшему можно ожидать только в случае активной роли соответствующих государственных органов, прежде всего, правоохранительных. Поэтому государственная политика противодействия теневой экономике должна быть направлена как на организации, участвующие в криминальном бизнесе, так и на органы управления, реализующие государственные функции в этой сфере.

Таким образом, теневая экономика образует в современном российском обществе преступную среду, порождающую организованную преступность и коррупцию. Неверно полагать, что управление экономикой в современных условиях надлежит предоставить рыночному саморегулированию. Рыночная система не в состоянии самостоятельно без сильной воли государства разрешить сложные экономические проблемы, защитить национальные интересы страны.

Важным условием снижения уровня теневой экономики является устранение пробелов в правовом поле, связанных с отсутствием четких трактовок и определений в понятийном аппарате. Противодействие теневой экономике является постоянным направлением деятельности государства и должно стать заботой всего общества. В этой связи должна быть разработана государственная программа ограничения распространения и самовоспроизводства секторов теневой экономики, рассчитанная на долгосрочную перспективу, поскольку противодействие теневой экономике затрагивает интересы каждого гражданина, общества и государства.

Список литературы

Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» II Российская газета. 2009. 19 мая.

Прудиус Е.В. О понятии и системе экономической безопасности // Законодательство и экономика. 2008. № 1.

Ермолаев С.А. Экономическая безопасность. Концептуальногносеологический аспект // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2004. № 4.

Цишковский Е.А., Стрельников К.А. Категория «экономическая безопасность»: семантика и попытка конструирования законодательной дефиниции // Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политикоюридические, морально-психологические и практические проблемы: Материалы Международного «круглого стола» (Черновцы, 21-23 сентября 2006 года) / под ред. д.ю.н. В.М. Баранова, д.ю.н. ПС. Пацуркивского, к.ю.н. Г.О. Ма- тюшкина. - Н. Новгород, 2007.

Талон М. В. Преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории и законодательного регулирования. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001.

Кузнецов А.П. Теневая экономика как порождение экономических дисфункций // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: материалы Всерос. научной конф., Москва, 6 июня 2007 г. М.: Научный эксперт, 2007.

Пескова ДР. Теневая экономика и экономический рост - определение направлений взаимовлияния // Г осударственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: материалы Всерос. научной конф., Москва, 6 июня 2007 г. М.: Научный эксперт, 2007.

gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info ( дата обращения:

03.02.2015).

www.rg.ru/2013/ll/15/kapital-site.html (дата обращения 03.02.2015).

Гамза В.А. Что такое российская теневая экономика и как с ней бороться? // Г осударственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: материалы всерос. научной конф., Москва, 6 июня 2007 г. М.: Научный эксперт, 2007.

Чернов С.Б. К проблеме противодействия развитию теневого предпринимательства // Г осударственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: материалы всерос. научной конф., Москва, 6 июня 2007 г. М.: Научный эксперт, 2007.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ