СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Воспитание толерантного сознания и профилактика экстремизма - задачи совместной деятельности органов полиции и религиозных


ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА - ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПОЛИЦИИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

Меньшикова Н. С.,

старший переводчик-методист отдела международного сотрудничества СПбУМВДРФ, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена проблеме взаимодействия МВД России с религиозными организациями по воспитанию у населения толерантности и профилактике экстремизма. Особое внимание автор уделяет сотрудничеству МВД России и Русской Православной Церкви.

Ключевые слова: толерантность; гражданское общество; полиция; религиозные организации; Русская Православная Церковь; МВД России.

Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) закрепила определение толерантности как «ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям» [8].

Термин «толерантность» (от лат. tolerantia - терпимость) имеет множество трактовок, и его определение до сих пор является дискуссионным. Словари раскрывают смысл толерантности через способность терпеть что-либо или кого-либо, считаться с мнением другого, как терпимость к чужому поведению, образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, верованиям, идеям.

«Толерантность» рассматривается с разных позиций: как этикофилософское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований, как метод социально-политических решений и действий.

В научной литературе выделяют несколько форм толерантности - личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве, политической практике [11, с. 45]. Основой толерантности является признание права на отличие. Толерантность проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть; уважении другой точки зрения; сдержанности к тому, что не разделяешь; понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры [11, с. 56]; соблюдении принципа законности [12].

В России проживает сложное по этническому и религиозному составу население. Поэтому, когда речь идет о толерантности населения, общество понимает это прежде всего как этническое и конфессиональное толерантное отношение к людям.

На динамику межэтнических и межконфессиональных отношений влияние оказывают:

внутренние факторы: изменения этнодемографического состава населения, расселения, экономического и социального положения населения, изменение отношения населения к религии, деятельность отдельных религиозных организаций, национальная политика;

внешние факторы: появление значительных групп иностранных трудовых мигрантов, деятельность националистических и экстремистских движений, пропаганда этнической и религиозной неприязни в средствах массовой информации и в Интернете. Они создают условия для возникновения новых межэтнических и межконфессиональных противоречий, напряженности и конфликтов.

За последние два года уровень толерантного отношения россиян к мигрантам и к представителям другой национальности значительно снизился [5]. Нарастает угроза эскалации межнациональных противоречий, роста национализма и, как следствие, развитие экстремистской и террористической деятельности.

Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2] и Федеральный закон № 35-АР «О противодействии терроризму» [1] закрепляют основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской и террористической деятельности, устанавливают меры ответственности за их осуществление, а также предусматривают осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского и террористического характера. Одним из основных принципов противодействия экстремизму и терроризму законодатель видит сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами.

Русская Православная Церковь (далее - РПЦ) и другие традиционные конфессии играют наиболее важную роль среди институтов гражданского общества в рамках воздействия на морально-нравственную сферу общественной жизни. При этом РПЦ выступает против термина «толерантность», понимая его как терпимость к нравственным порокам, нравственное безразличие к ценностям и устоям общества [8]. Тем не менее, согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, принятым 16 августа 2000 г. [7], РПЦ одним из направлений своего взаимодействия с государством, полицией и обществом признает миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами, что соответствует общепризнанным целям толерантных отношений.

Совместная работа Русской Православной Церкви и Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется в рамках противодействия проявлениям религиозной ненависти и вражды, терроризму, в области профилактики религиозных и межнациональных конфликтов [13, с. 62-63].

В целях повышения правовой грамотности, формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма в детской и молодежной среде в образовательных учреждениях работа ведется по следующим направлениям:

формирование межведомственного подхода к организации воспитания и взаимодействию с родителями;

-повышение квалификации учителей по формированию толерантного сознания и профилактики экстремизма в детской и молодежной среде;

включение в содержание учебных предметов тем по профилактике экстремистских проявлений, формированию законопослушного толерантного поведения обучающихся;

реализация целевых воспитательных программ по толерантному и духовно-нравственному воспитанию;

-проведение мониторинга сформированности уровня развития толерантности;

-организация полезной досуговой занятости обучающихся (конкурсы, социальные проекты, волонтерское движение) [14, с. 154—159].

Примером совместной деятельности МВД России и РПЦ может рассматриваться Курганская область, где в целях воспитания толерантности у школьников на территории области органами полиции и религиозными организациями проводится профилактика противоправного поведения и экстремистских проявлений в молодежной среде в соответствии с действующим законодательством на межведомственной основе [10]. В 2011-2013 гг. осуществлялась «Межведомственная комплексная программа гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений и профилактики проявлений экстремизма в Курганской области на 2011-2013 годы» [6]. В области принята и реализуется целевая комплексная программа «Дети Зауралья» (подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») [3]. В рамках действующих областных программ в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования области ежегодно проводятся сотрудниками полиции и религиозными организациями тематические месячники и декады «Человек и закон», «Международный день толерантности» [4].

Процесс взаимодействия МВД России с религиозными организациями по воспитанию толерантности у населения строится с учетом вклада соответствующих организаций в российскую и мировую культуру, их влияния на современное российское общество, масштабов их поддержки российскими гражданами.

Централизованные религиозные организации крупнейших, исторически представленных в России конфессий (христианство, ислам, иудаизм, буддизм) в последние годы стали постоянными участниками различных мероприятий по профилактике, воспитанию толерантности у населения и иному содействию правоохранительным органам, которые осуществляются в контексте государственной стратегии противодействия терроризму и экстремизму на территории Российской Федерации.

Список литературы

.Федеральный закон от 6 марта 2006 года №35-Ф3 (ред. от 28 июня 2014 года) «О противодействии терроризму» II Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №11. Ст. 1146; 2013. №44. Ст. 5641; 2014. №19. Ст. 2335.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 года) «О противодействии экстремистской деятельности» II Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №30. Ст. 3031; 2006. №31. 4.1.

Ст. 3447, 3452; 2013. № 27. Ст. 3477; 2014. № 26. Ч. I. Ст. 3385;№ 30. Ч. I. Ст. 4237; 2015. № 1. Ст. 58.

Постановление Правительства Курганской области от 26 мая 2014 года № 225 «О государственной Программе Курганской области "Дети Зауралья - заботимся вместе!" (вместе с "Подпрограммой "Лига помощи: профилактика социального сиротства, лишения родительских прав", "Подпрограммой "Никому не отдам: профилактика отказов матерей от новорожденных детей", "Подпрограммой "Новая семья: создание благоприятных условий семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей") II Новый мир: Документы. 2014. Вып. 43. 20 июня.

Информационное агентство «Экспертный информационный канал «УралПолит.Яи». 2002-2015 II uralpolit.ru/news/society/news_event/v-zaurale- nachalas-intemet-konferentsiya-na-temu-molodezhnogo-ekstremizma (дата обращения:

.

Левада-Центр. 2003-2014 // www.levada.ru/sites/default/files/oml4.pdf (дата обращения: 12.02.2015).

Официальный сайт Администрации Юргамышского района. 2010-2015 // www.urgadmin.ru/selprog/1793-programma.html (дата обращения: 15.02.2015).

Официальный сайт Русской Православной Церкви. Patriarchia.ru. 2005// www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 26.10.2013).

Православие. Ru. 1999-2014 II www.pravoslavie.ru/news/50152.htm (дата обращения: 21.11.2014).

Толерантность. 2001-2014 II www.tolerance.ru/toler-deklaraciya. php (дата обращения: 01.12.2014).

Управление по социальной политике Правительства Курганской области. 2015 // www.social.kurganobl.ru/ob-upravlenii/upravl (дата обращения:

.

Мчедлов М.П., Шевченко А.Г., Гаврилов Ю.А. Православие и ислам: эт- ноконфессиональные отношения. М.: Наука, 2005.

Нижник Н.С. Социоюридический феномен «законность» в условиях диалога научных парадигм в современной юриспруденции // Проблемы права. 2012. №3. С. 226-231.

Нижник Н.С., Меньшикова Н.С. Государственные органы и институты гражданского общества: формирование модели партнерских взаимоотношений по реализации правоохранительной функции российского государства // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2(36). С. 62-63.

Сальников Е.В. Профилактика экстремизма // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 3. С. 154-159.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ