СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Правосознание как детерминанта обеспечения устойчивости государственного строя


ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ

Красножон О. В.,

адъюнкт кафедры теории государства и права СПбУМВДРФ, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена правосознанию сотрудников органов внутренних дел, которое, по мнению автора, является детерминантой эффективной деятельности правоохранительных органов, охраны общественного порядка и обеспечения устойчивости государственного строя.

Ключевые слова: правосознание; профессиональное правосознание; профессиональное правосознание сотрудника органов внутренних дел; полиция.

Правоохранительная функция остается одной из важнейших и в государствах XXI в. На развитие и деятельность правоохранительных органов обращают серьезное внимание и в современном Казахстане, и в Российской Федерации. Сущностным фактором, оказывающим воздействие на эффективную работу правоохранительных органов и полицейской системы [5, с. 6-8], является правовое сознание их сотрудников.

Особое значение проблеме правосознания и правовой культуры сотрудников правоохранительных органов было придано в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденной 4 мая 2011 г. Целый ряд исследований последних лет посвящен проблемам правосознания и правоприменения работников правоохранительных органов, укреплению законности, а также правовому воспитанию в системе органов внутренних дел [см.: 7; 6].

Профессиональное сознание сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации является одним из видов профессионального сознания юристов, но вместе с тем не отождествляется с правосознанием судей, адвокатов, работников прокуратуры.

Профессиональное правосознание сотрудников полиции имеет свои специфические черты, которые обусловлены различными обстоятельствами:

-не все сотрудники имеют высшее юридическое образование, а те, кто и хотели бы его получить, не имеют такой возможности из-за большой загруженности по службе;

в процессе службы сотрудники полиции вынуждены вступать в контакт с самыми различными слоями населения, в том числе с незаконопослушными;

-в процессе служебной деятельности сотрудники полиции подвержены действию разнообразных факторов, способствующих их профессиональной деформации.

Правосознание является сложной социально-правовой категорией, играющей важную роль в механизме регуляции поведения личности в юридически значимых ситуациях. Посредством правосознания происходит теоретическое и практическое освоение правовой действительности, формируются навыки, установки и, в конечном счете, готовность к их использованию в реальных правовых отношениях.

Для осуществления грамотной правоприменительной деятельности правоохранительных органов требуются юристы-профессионалы, которым необходимы не только масса специальных знаний, но и владение законодательством и овладение навыками его применения.

Это означает, что:

юридические знания правоприменителей должны отличаться конкретностью и детализированностью;

специализированность профессиональных юридических знаний должна проявляться в их системности;

специализированность профессионального правосознания должна проявляться в умении практического применения юридических знаний [8, с. 58-60].

Правоприменение напрямую связано с профессиональным правосознанием сотрудников: чем выше уровень правосознания среди работников правоохранительных органов, тем качественней будет применяться право, что, соответственно, повысит уровень защищенности прав и свобод человека и гражданина, упрочнит законность, дисциплину, правовой и общественный порядок.

Избежать проблем с нарушением дисциплины и законности сотрудниками правоохранительных органов позволяет их правильное нравственно-правовое воспитание, которое должно осуществляться на трех уровнях:

изучение нравственных принципов и правовых норм;

превращение этих абстрактных понятий в мировоззренческие убеждения личности;

умение грамотно и творчески применять эти знания к конкретным ситуациям на практике (нравственно-правовое мышление).

Нравственно-правовое воспитание сотрудников правоохранительных органов осуществляется, как правило, по первому направлению в рамках служебно-боевой и морально-психологической подготовки путем ознакомления с предлагаемой информацией. Гораздо сложнее сделать эти знания личными убеждениями, а еще сложнее научить применять их на практике, когда приходится совершать нравственный выбор в условиях нетипичной (и тем более экстремальной) конкретной ситуации или при условии конфликта нравственных норм с интересами общества и личности.

Критерием сформировавшегося позитивного профессионального правосознания сотрудника органов внутренних дел можно считать:

личный вклад сотрудника в решение значимых для сферы органов внутренних дел насущных проблем;

-позитивный характер ценностных ориентаций в ведущих направлениях правомерного поведения, проявляющийся в социальноактивных мотивах;

достигнутые положительные результаты по службе;

отсутствие нарушений дисциплины и законности;

степень удовлетворенности самой действительностью [4, с. 179].

Процесс правового воспитания сотрудников органов внутренних

дел должен включать в себя несколько этапов:

овладение знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел;

формирование позитивного отношения к праву;

выработка установок и мотивов профессионального поведения [4, с. 187].

Нравственно-правовая культура сотрудника органов внутренних дел должна быть профессиональным качеством, позволяющим сотруднику осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ней правовой интерес не утратил нравственные ориентиры и не выходил за пределы гуманистических ценностей, но, в то же время, не был бы и ущемлен в угоду ложно понимаемых нравственных норм. Должен соблюдаться тот «нравственный консенсус», о котором говорил на встрече с министром внутренних дел Российской Федерации и представителей всех религиозных конфессий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл [2].

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О полиции» [1], одним из основных критериев оценки деятельности органов внутренних дел является общественное мнение. Данные опросов Фонда общественного мнения свидетельствуют о неуклонном повышении доверия населения к органам внутренних дел в последние годы. Более половины россиян доверяют полиции (54% в 2012 г. против 52% в 2011 г.). О положительном отношении к полиции в целом также заявляют более половины россиян (63% в 2012 г., 66% в 2013 г.) [3]. О росте доверия населения полицейским и органам внутренних дел свидетельствуют и результаты социологического опроса, проведенные в Санкт-Петербурге под руководством профессора

Н.С. Нижник [7, результаты социологического опроса].

Правосознание сотрудников органов охраны правопорядка является детерминантой не только эффективной деятельности полиции, судов, прокуратуры и иных правоохранительных органов, но и охраны общественного порядка и обеспечения устойчивости государственного строя.

Список литературы

Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (ред. от 3 февраля 2014 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на видеоконференции «Духовность. Нравственность. Закон» 28 марта 2012 года. URL: www.nizhgma.ru/news/10272.litml/(дата обращения: 11.01.2014).

Официальный сайт МВД России. mvd.ru/Deljatelnost/results/ public opinion / (дата обращения: 05.05.2014).

Безруков А.В. Профессиональное правосознание как фактор мотивации правомерного поведения сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2003. С. 179.

Нижник Н.С. Полицейская система как элемент правоохранительной системы современного государства // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы междунар. научно-практ. конф., Краснодар, 19-20 сентября 2013 г. / Министерство внутренних дел РФ, Краснодарский ун-т МВД России, Новороссийский филиал Краснодарского уни верситета МВД России; / под общ. ред. канд. соц. наук. В.А. Сосова. Краснодар, 2013.

Нижник Н.С. Ре дистрибуция - реципрокация в контексте осмысления функций государства // Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: материалы межвуз. научно-практ. конф., СПб., 21 июня 2003 г. / под ред. Д.И. Луковской. СПб., 2003. С. 123-125.

Нижник Н.С. Социоюридический феномен «законность» в условиях диалога научных парадигм в современной юриспруденции // Проблемы права. 2012. №3. С. 226-231.

Нижник Н.С., Папырин В.В. Законность как социоюридический феномен. СПб., 2012.

8 .Сальников В.П., Кузнецов Э.В., Сапун В.А., Федоров В.П., ЯнголН.Г. Методологические проблемы правосознания сотрудников ОВД. СПб., 1986.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ