СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы применения административного принуждения в россии в теоретическом наследии и. т. тарасова


ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В РОССИИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ И.Т. ТАРАСОВА

Егоров Н Ю.,

адъюнкт кафедры теории государства и права СПбУМВДРФ, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена проблеме административного принуждения как мере ограничения прав и свобод гражданина, нашедшей отражение в трудах выдающегося российского юриста, полицеиста, административиста И. Т. Тарасова (1849- 1929).

Ключевые слова: государственное принуждение; административное принуждение; ограничение прав и свобод гражданина; российская полицеистика; полицейское государство; И.Т. Тарасов.

В условиях провозглашения российским государством себя правовым, а прав и свобод человека и гражданина - высшей ценностью, все чаще возникает вопрос о мерах ограничения прав и свобод человека и гражданина, условиях и пределах применения данных мер, а также защите прав и свобод при их ограничении.

До сих пор для ученых-теоретиков и юристов-практиков вопросы применения принуждения остаются дискуссионными. Важный вклад в их разработку внесли европейские [3] и российские [2; 1] ученые-полицеисты, рассматривавшие способы регулирования общественных отношений в государстве.

Большое внимание проблеме административного принуждения как мере ограничения прав и свобод гражданина в своих работах уделял выдающийся российский юрист, государствовед, полицеист, административист Иван Трофимович Тарасов (1849-1929).

И.Т. Тарасов внес значимый вклад в развитие российской по- лицеистики. Рассматривая полицейское право как науку о правовых нормах, регламентирующих полицейскую деятельность государства [7, с. 3], И.Т. Тарасов комплексно изучал проблему организации и деятельности институтов исполнительной власти, конструктивным элементом которой является «принудительная власть». Ученый указывал, что для «претворения в жизнь» законов, которые существуют в государстве, органы и должностные лица исполнительной власти должны быть наделены соответствующими полномочиями, в том числе и мерами административного принуждения.

И.Т. Тарасов обращал внимание на то, что ввиду многочисленности и разноплановости задач полиции и их неодинакового значения, меры полиции разнообразны и многочисленны [6, с. III], что при изучении института исполнительной власти нельзя не заметить особого значения исполнительной функции полицейской деятельности; что нельзя допускать недооценки или переоценки этой характеристики полицейской деятельности [6, с. III]. «Отыскать середину, определить правильное соотношение между задачами полиции и средствами к их исполнению, исходя из понятия о политико-гражданской свободе, - вот главнейшая задача общей части науки полицейского права», - подчеркивал И.Т. Тарасов [6, с. III].

И.Т. Тарасов обращал внимание на то, что для успешного выполнения задач в каждой области, органы, осуществляющие полицейскую деятельность, должны пользоваться властью. Ее И.Т. Тарасов называл «исполнительной» и выделял ее виды - «распорядительную» и «принудительную» власть [7, с. 64].

Распорядительная власть заключалась в наделении высших органов исполнительной власти правом издания распоряжений, а должностных лиц и управлений, действующих во исполнение данных распоряжений, - правом издания предписаний и приказаний [7, с. 65]. Должностные лица наделялись правом давать предписания и приказания подчиненным должностным лицам и гражданам.

И.Т. Тарасов одним из первых среди российских полицеистов поставил вопрос о том, что распоряжения высших органов исполнительной власти не должны противоречить закону. Распоряжение, по мнению И.Т. Тарасова, должно «стоять рядом с законом» и соотноситься с ним так, как соотносится распоряжение с предписанием. Если распоряжение незаконно по форме или по существу, если оно имеет цель - нарушение закона, если оно преступно, то исполнение его будет незаконным. Именно поэтому И.Т. Тарасов наделял граждан правом сопротивления или неповиновения незаконным распоряжениям и предписаниям «в отношении к явно неправильным с внешней стороны или по форме действиям, распоряжениям и предписаниям» [8, с. 64].

Принуждением, по мнению И.Т. Тарасова, является та деятельность администрации, посредством которой устраняется и подавляется сопротивление, встречаемое администрацией при исполнении ею законных задач [5, с. 67]. И.Т. Тарасов указывал, что принудительная власть создана с целью обеспечения распорядительной власти при непременном соблюдении принципа законности [7, с. 66].

Отличительная черта деятельности полиции - в «особом характере и специальных задачах». И.Т Тарасов обращал внимание на то, что, оберегая общество от различных опасностей (стихийных бедствий, эпидемий, пожаров) и одних людей от других, полиция выступает с различными запрещениями, применяя для этого принуждение, а в определенных ситуациях - оружие [4, с. 701]. Ученый подчеркивал, что посредством принуждения можно нарушить права и свободы граждан. Чтобы этого не случалось, принуждение должно применяться только в крайнем случае.

И.Т. Тарасов выделял «право принуждения» («право принудительной власти») - совокупность принудительных мер, на применение которых уполномочены законом администрация и полиция [7, с. 67], и подчеркивал при этом, что границы данного права и условия его осуществления должны получить четкое определение.

Основными формами принуждения, по И.Т.

Тарасову, являются:

судебная власть полиции и администрации;

личное задержание;

вооруженное принуждение;

исключительное, осадное или чрезвычайное и военное положение [7, с. 64].

Полицейская деятельность, по мнению И.Т. Тарасова, включает в себя «положительные» и «отрицательные» меры, положительную и отрицательную деятельность. Положительные меры заключаются в покровительстве, дозволении, содействии, поощрении, возбуждении, устранении препятствий [7, с. 104]. Положительная деятельность не предполагает принуждения, а отрицательные меры, отрицательная деятельность именно на нем и строятся, предполагая использование запрещений, понуждений, ограничений, стеснений.

Серьезное внимание И.Т. Тарасов уделял вопросу личного задержания как одной из форм административного принуждения. «Го- сударство в своей полицейской деятельности соприкасается со столь живыми интересами граждан, берет под свою защиту столь важные отношения, что и полицейские меры государства в этом случае соответствуют значению задачи, и полиция вторгается в сферу индивидуальной жизни граждан столь далеко, что прибегает в определенных случаях даже к временному лишению свободы, хотя некоторые и не признают за ней этого права в качестве самостоятельного» [6, с. III].

«Где право, там средство его защиты», - с этих строк начинается основная часть магистерской диссертации И.Т. Тарасова по специальности «Полицейское право» на тему: «Личное задержание как полицейская мера безопасности», которую он защитил в 1875 г. [6, с. III]. И.Т. Тарасов указывал, что у граждан как у одной из сторон правоотношений с государством, имеются определенные средства защиты от злоупотребления органов полицейской деятельности. Данные средства защиты обеспечиваются с помощью мер превентивного и репрессивного характера [7, с. 108]. К мерам превентивного характера Тарасов относил увещания, угрозы, поощрения, регламентацию, отчетность, ревизии, контроль и административную юстицию; к мерам репрессивного характера - дисциплинарную и судебную ответственность [7, с. 108]. И.Т. Тарасов подчеркивал, что у каждого частного лица должно быть право на подачу жалобы на незаконные распоряжения администрации в случае нарушения его законных прав и интересов [5, с. 67].

Нарушение администрацией и полицией прав и свобод граждан И.Т. Тарасов рассматривал как особый вид противоправных действий - «административную неправду» [7, с. 115] и относил его к группе правонарушений в сфере государственного управления. В работах И.Т. Тарасова ставится вопрос о соблюдении прав и свобод граждан, которые могут быть обеспечены с помощью института административной юстиции.

Таким образом, в российской юридической науке дореволюционной России был поставлен вопрос о возможностях ограничения прав и свобод граждан и их пределах. И.Т. Тарасов одним из первых обратился в контексте этого вопроса к проблеме административного принуждения, охарактеризовал сущность административного принуждения и предпринял попытку определения условий его применения. Особое внимание И.Т. Тарасов обратил на законность применения принуждения, на сущность и пределы «права принуждения», «права принудительной власти». Работы И.Т. Тарасова, касающиеся вопросов административного принуждения как меры ограничения прав и свобод гражданина, продолжают сохранять свою значимость для определения оптимальных моделей защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России.

Список литературы

Дергшева С.Ю. Государственно-правовые воззрения А.И. Елистратова: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.

Нижник Н.С., Дергшева С.Ю. Государство и право в теоретическом наследии А. И. Елистратова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (62). С. 66-73

Нижник Н.С., Дергилева С.Ю. Систематизация знаний об управлении обществом и становление науки полицейского права в Западной Европе в XVIII веке // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3 (63).

С. 37-43.

Правовая наука и юридическая идеология России: Энциклопедический словарь биографий / отв. ред. В.М. Сырых. Т. 1. М., 2009.

Тарасов И.Т. Лекции по полицейскому (административному) праву. Т. 2. Общая часть. М., 1910.

Тарасов И. Т. Личное задержание как полицейская мера безопасности.

Ч. 1. Киев, 1875.

Тарасов И.Т. Очерк науки полицейского права. М., 1897.

Тарасов И.Т. Учебник науки полицейского права. Вып. 1. М., 1891.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ