СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы соотношения государственной и частной поддержки нуждающихся в россии в теоретическом наследии в. ф. дерюжинского


ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ЧАСТНОЙ ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ В РОССИИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.Ф. ДЕРЮЖИНСКОГО

Геворкян Д. С.,

помощник судьи Арбитражного суда СЗО, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена проблемам оказания помощи нуждающимся в России, соотношения государственного призрения и общественной благотворительности, выбора форм оказания помощи нуждающимся в Российской империи, нашедших отражение в трудах выдающегося российского юриста В.Ф. Дерюжинского (1861— 1920).

Ключевые слова: призрение; государственное призрение; благотворительность; частная благотворительность в Российской империи; В.Ф. Дерюжинский.

В социальной истории России есть темы, изучение которых является не только данью уважения и интереса к прошлому, но и источником полезного исторического опыта для современного общества. К таким темам можно отнести историю общественного призрения и благотворительности.

Государственное призрение как форма обеспечения престарелых и нетрудоспособных в Западной Гвропе оформилась в XVI в. Концептуальной основой деятельности государства в этой сфере выступала философия эвдемонизма [14]. Оказание призрения государством основывалось не только на помощи беднякам, но и на системе карательных мер, применение которых базировалось на убеждении, что бедность наступает по вине впавшего в бедность и ему не стоит оказывать поддержку, а лишь карать за его вину. Представления о паразитическом и «греховном» характере лиц, нуждающихся в помощи, получили в то время широкое распространение. Поэтому при осуществлении государственного призрения цель предоставляемой помощи состояла не столько в защите нуждающегося населения, сколько в защите благополучной части общества от угрозы распространения болезней, преступности, беспризорности [15, с. 13].

Пределы и формы благотворительности подвергались с течением времени различным модификациям, более или менее существенным, в

зависимости от изменявшихся воззрений на задачи правительства и от успехов в изучении и понимании общественных явлений [10, с. 123— 125].

На рубеже XVIII-XIX вв. произошла институционализация государственного призрения и общественной благотворительности: оформились институты помощи, были приняты нормативные акты, регулирующие деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе [17, с. 197; 13, с. 37^3].

Особенностью представлений о благотворительности конца XIX - начала XX вв. являлось преобладание более ограниченного и более определенного взгляда на задачи общественного призрения. Если раньше в мерах призрения нередко видели средство искоренить само явление бедности, то в XIX в. в них перестали видеть панацею против нищеты, борьба с которой возможна лишь посредством сложной системы мероприятий экономической политики, направленных на общий подъем материального благосостояния народа [4, с. 87].

Конец XIX - первая четверть XX в. - период невмешательства государства в регулирование отношений по обеспечению средствами существования стариков, инвалидов, сирот, безработных - беднейших слоев населения. Буржуазное государство предлагало в этот период реципированные из рабовладельческого и феодального права гратисар- ные формы: частную благотворительность, государственное или общественное призрение, сбор милостыни.

Частная благотворительность рекомендовалась как выполнение нравственной христианской обязанности, с одной стороны, и как средство для улучшения отношений между богатыми и бедными - с другой. Даже наиболее прогрессивные представители буржуазии, придя к власти, не считали возможным устанавливать какие-либо иные формы обеспечения стариков и нетрудоспособных, кроме как общественного призрения.

Проблемы государственной поддержки незащищенных социальных слоев стали важным вопросом научных исследований и практической деятельности российских юристов конца XIX - начала XX в. [11, с. 78-104; 9, с. 11-18; 1, с. 31-37; 12, с. 66-67].

Серьезное участие в работе по общественному призрению принимал В.Ф. Дерюжинский (1861-1920), автор научных работ по государственному и полицейскому праву, видный публицист и общественный деятель, действительный статский советник. В.Ф. Дерюжинский много писал о призрении бедных, помогая выработать адекватный взгляд на проблему, а с 1897 г., с момента основания, до 1917 г. являлся редактором журнала «Трудовая помощь», издаваемого Комитетом попечительства. Деятельность В.Ф. Дерюжинского оказала влияние на выработку государственной политики в области социального призрения.

В.Ф. Дерюжинский осуществил анализ большого числа разнообразных правовых актов, нормы которых касались системы государственного призрения и общественной благотворительности, и представил характеристику нормативной базы общественного призрения в труде «Заметки об общественном призрении» [3; 2]. Это исследование в полном объеме было включено в качестве отдельного раздела в учебное пособие для студентов по курсу «Полицейское право», выдержавшее четыре издания [6]. Взгляды В.Ф. Дерюжинского на цели общественного призрения и оптимальные формы его осуществления нашли отражение и в иных работах ученого [16; 5; 8].

По мнению Дерюжинского, призрение бедных составляет лишь часть общего социального вопроса. Тогда как в область последнего входят основные вопросы самой общественной организации, под призрением бедных обычно подразумевают систему мер, имеющих своей задачей организовать возможно лучшую помощь бедным при наличности данных общественных и экономических отношений. Но и в этой более простой форме вопрос о мерах помощи бедным вызывал довольно серьезные разногласия [7, с. 440-442].

В.Ф. Дерюжинский замечал, что в течение длительного времени дело призрения бедных всецело находилось в руках частной инициативы (прежде всего церкви, духовенства), на помощь которому охотно приходило общество [7, с. 443]. Однако, отмечал В.Ф. Дерюжинский, история показывает, что те меры, которые применялись для искоренения нищенства, оказывались мало действительными и иногда даже способствовали распространению нищенства. Именно в связи с этим призрение, находившееся в руках церкви и духовенства, спровоцировало появление нищенства как особой профессии.

Право бедняка на помощь никем не может оспариваться, полагал Дерюжинский, так как вовремя оказанная помощь человеку, впавшему в бедность не из лености, а в силу неблагоприятно сложившихся обстоятельств, дает ему возможность снова подняться на ноги. Правильная организация общественного призрения бедных, количество которых служит показателем благосостояния государства, по мнению В.Ф. Дерюжинского, - одна из важнейших задач государства [8, с. 77- 782]. Но помимо государственных и общественных учреждений, пре следующих цели призрения бедных, считал Дерюжинский, ничуть не меньшее значение имеют частные благотворительные учреждения [16, с. 263-264]. Как бы хорошо ни была организована помощь бедным со стороны государства, для частной благотворительности остается широкое поле для деятельности [7, с. 465].

В.Ф. Дерюжинский подчеркивал, что важным условием эффективного решения практических задач в области призрения бедных является взаимодействие между частной благотворительностью и государственными органами призрения [8, с. 82]. Наличие государственного обязательного призрения порождает в обществе уверенность, что неотложная и безусловно необходимая помощь обеспечена за каждым нуждающимся, и поэтому частная благотворительность получает возможность направлять свою деятельность туда, где необходима помощь сверх того минимума, который обеспечивается государством, и где, благодаря этому, может быть достигнуто не только устранение нужды в настоящем, но и возможное предупреждение ее в будущем [7, с. 67].

Таким образом, известный российский юрист В.Ф. Дерюжинский своими исследованиями в области призрения бедных внес вклад в развитие теории социальной работы. Сущностным выводом В.Ф. Дерюжинского являлся вывод о целесообразности комбинирования двух начал в деле призрения нуждающихся - государственного обязательного призрения и частной благотворительной деятельности.

Список литературы

1 .Дергшева С.Ю., Геворкян Д. С. Вопросы борьбы с регламентацией проституции и торгом женщинами в конце XIX - начале XX века в научной и общественной деятельности А.И. Елистратова и В.Ф. Дерюжинского // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2013. № 4 (60). С. 31-37.

Дерюжинский В. Ф. Заметки об общественном призрении // Вопросы науки, искусства, литературы и жизни. 1896. № 1; 1897. № 10.

Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1893.

А. Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897.

Дерюжинский В.Ф. Общественное призрение у крестьян. СПб., 1899.

Дерюжинский В.Ф. Полицейское право: Пособие для студентов. СПб., 1903; доп. изд. СПб., 1907; 2-е изд. СПб., 1908; 3-е изд. СПб., 1911; 4-е изд. СПб., 1917.

Дерюжинский В.Ф. Полицейское право: Пособие для студентов. СПб.,

[Дерюжинский В.Ф.] Краткий очерк полицейского права (сост. по лекциям проф. Дерюжинского, изд. 1903 и доп. к его курсу, изд. 1907 г.). СПб., 1907.

НижникН.С. Деятельность врачебно-полицейских комитетов Министерства внутренних дел по осуществлению социального контроля над девиантным поведением в российском обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. №2 (54). С. 11-18.

10 .Нижник Н.С. Ре дистрибуция - реципрокация в контексте осмысления функций государства // Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: материалы межвуз. научно-практ. конф., СПб., 21 июня 2003 г. / под ред. Д.И. Луковской. СПб., 2003. С. 123-125.

Нижник Н.С. Создание детских воспитательных учреждений как способ защиты интересов ребенка в дореволюционной России // Историко-правовой вестник. Вып. 3: Сборник научных статей / отв. ред. А.С. Туманова. Тамбов: Изд- во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. С. 78-104.

Нижник Н.С., Дергилева С.Ю. Государство и право в теоретическом наследии А.И. Елистратова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (62). С. 66-73.

Нижник Н.С., Дергилева С.Ю. Систематизация знаний об управлении обществом и становление науки полицейского права в Западной Европе в XVIII веке // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3 (63). С. 37-43.

Нижник Н.С., Дергилева С.Ю., Геворкян Д.С. Философия эвдемонизма как концептуальная основа теории и практики полицейского государства // Вестник Санкт-Петербургского университета MBД России. 2014. № 3 (63). С. 236-242.

Путило Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: авто- реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.

Систематический сборник очерков по отечествоведению / Сост.: М.Н. Беклемишев, В.Ф. Дерюжинский, Н.А. Карышев и др.; под ред. ген.-лейт. Ф.А. Фельдмана. Ч. 1-2. СПб., 1898.

Фирсов М.В. История социальной работы: Учебное пособие для высшей школы. Изд. 3-е. М., 2009.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ