магистрант 1 курса Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, член общественного совета при Главе города Тамбова и Тамбовской городской думе
Научный руководитель Золотухин А.Д.
заведующий кафедрой гражданского и арбитражного процесса Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, директор СПК «Юридическая клиника»,
к.ю.н., доцент
Сложности единения теории и практики, получаемых знаний студентами современных юридических вузов, стоит довольно злободневно. Как ц мы прекрасно понимаем, весь тот объём получаемых знаний неизбежно • приведёт к тому, что студенты, столкнувшись с юридической жизнью, не смогут разрешить практические задания. И проблемность урегулирования правовых конфликтов и прочего рода задач заключается не в том, что уровень преподаваемых знаний низок, а в том, что множество аспектов возможно изучить лишь в практической плоскости. И здесь такую практическую возможность предлагают различные структурные подразделения вузов России, к которым и относят юридические клиники. Говоря о деятельности юридических клиник современности, стоит обратить особое внимание на то, что данная форма была присуща ещё Российской Империи, что позволяет нам говорить о том, что подобная форма реализации теоретических знаний студентами на практике прошла значительную апробацию. Сегодня уже ни у кого не возникает вопроса о необходимости прикладной направленности преподавания юридических наук.
И то состояние, в котором находятся современные юридические клиники, предполагают возможность говорить о новом воплощении давно забытых форм. Как и в любой деятельности перед клиницистами предстаёт целый ряд проблем, которые требуют своего оперативного и правового разрешения. Но обо всех указанных аспектах постепенно. Понимая, что
полностью все проблемные грани подробно раскрыть невозможно, мы укажем, лишь на некоторые аспекты.
В самом начале, как нам представляется, необходимо указать на исторические особенности и историческую преемственность такого формирования как юридическая клиника в России. В некоторых исследовательских работах появление юридических клиник, даже на уровне термина, ошибочно приписывают Соединённым Штатам, говоря что «.Это новое дело в юридическом образовании России.». Но как мы все знаем в России, а точнее в Российской Империи существовала подобная форма практики студентов. Как отмечается в научной литературе, «первая в России юридическая клиника возникла при Казанском университете еще в 40-е годы XIX в. Её создателем был известный цивилист Д.И. Мейер (1819- 1856)». Говоря о юридической клинике, Дмитрий Иванович метафорично писал: «В самом деле, звание юриста, как и звание врача, - практическое, и потому как практическое приготовление учащихся к врачебной науке происходит в школе, точно так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же». Созданная же им юридическая клиника в Казани просуществовала около 10 лет: безвременная смерть её идейного вдохновителя и так же отсутствие официального статуса привели
к тому, что о подобной форме забыли практически до начала XX века. II Именно тогда в академических кругах вновь всплыла тематика необходимости практических знаний для студентов-юристов и форма, предложенная Д.И. Мейером, стала во главу угла. Так, К. Дыновский отмечал, что «... усвоение метода и навыка к индивидуализированию, другими словами, умение пользоваться научными приёмами при практической деятельности составляет задачу и цель клинических занятий. Наука права преследует, так же как и медицина, практические цели; судейский диагноз - не легче врачебного.». Но постепенно отходя от историзма, перейдём в плоскость практическую.
Одной из насущных проблем деятельности юридических клиник современности выступает социологический фактор. И тот факт, что существует определённая категория населения, которая в общем случае не нуждается в каких-либо юридических услугах и они проходят в юридическую консультацию лишь для того чтобы получить моральное удовлетворение от того, что их внимательно выслушали и посочувствовали.
Но для работы клиники в истинном плане это не сказывается, ведь подобные структуры как юридическая клиника, ставит перед собой главную задачу реальная правовая помощь населению, именно правовая, а не психологическая. Поэтому из этого вытекает следующая сложность, заключающаяся в том, что студенты-клиницисты не имеют достаточного опыта интервьюирования. Поэтому принимая нового сотрудника в начале необходимо разъяснить основные моменты деятельности организации и, прежде всего, научить правильно спрашивать, задавая наводящие вопросы клиенту, чтобы выяснить наиболее лаконично с каким вопросом человек пришёл и чего хочет. Вполне логично звучат законы конкуренции, которые говорят о том, что в борьбе за клиента победит тот, кто предложит наиболее удобную форму решения проблем, наиболее дешёвую и быструю. Поэтому в ценовой политике юридические клиники могут весьма удачно конкурировать с различными юридическими организациями. Ведь, как общеизвестно, Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № Б24-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации») предполагает осуществление бесплатных консультаций как государственными, так и негосударственными системами, под последние как раз и попадает юридическая клиника при • Вузах (студенческие консультативные и юридические бюро) а также цен- И тры бесплатной юридической помощи. В этом же законе определяются также и то, в чём установленные категории граждан могут получить бесплатную помощь. Помощь можно получить в таких сферах как: защита прав потребителей коммунальных услуг, установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов, восстановление на работе и др. В ст.
6 ФЗ РФ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяются виды бесплатной юридической помощи, которая оказывается в форме:
правового консультирования в устной и письменной форме;
составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах и организациях.
Также необходимо знать о категориях граждан, которые в соответствии с законодательством имеют право получения бесплатной юридической помощи. К таковым законодательствам в ст.
20 ФЗ РФ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» относит:
Граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане).
Инвалиды I и II группы.
Ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации.
Дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
- усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юри- II дической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей.
Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве).
Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан.
8.1.
Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрез- • вычайной ситуации. II
Перечисленные выше категории являются лишь некоторым срезом общества, ведь всевозможные проблемы возникают у большинства граждан. Поэтому юридические клиники пытаясь облегчить студентам-кли- енцистам практическую деятельность составляют обобщённый материал вопросов, которые являются чаще всего задаваемыми. Здесь также стоит учесть и тот факт, что проблемные вопросы для каждого региона могут быть различными, исходя из этого представляется указать и на географический фактор, как на одну из практических проблем. Под данным фактором мы понимаем то, что для каждой местности характерны определённые и животрепещущие проблемы. Для жителей городов это одни, а для жителей сёл и деревень, а иногда и райцентра это совершенно иные вопросы. Если у жителей морского или речного побережья возникают вопросы, связанные с выловом рыбы, ограничение пользования земельным участком прибрежной зоны, оформлением документации на плавсредства и прочее, то для иных категорий жителей могут быть более актуальные вопросы связанные с абсолютно иными правовыми явлениями. Поэтому независимо от названия, от формы клиники, основная задача всех юридических клиник без исключения выступает именно помощь
гражданам (Здесь необходимо отметить и то, что юридическая клиника сама по себе выступает своеобразный формой образования).
В свете изложенного, закономерно оговорить и тот момент, что сейчас не все регионы могут похвастаться наличием юридических клиник, которые осуществляют свою деятельность в полном заявленном объёме. Как отмечают исследователи данной проблематики, «сейчас в России существует более 100 юридических клиник» но количество не всегда гарантирует качество.
Также возникает в последние годы сложность с вовлечением новых студентов в сотрудники клиник. Студенческое сознание младших курсов не готово в полной мере воспринять практическую направленность организации и необходимость получения практического опыта в подобных структурных подразделениях. Поэтому фактор недопонимания необходимости практиковаться в юридических клиниках, выступает самостоятельным элементом. Чтобы преодолеть некоторое непонимание, к примеру, студенческая правовая консультация «Юридическая клиника» ТГУ им. Г.Р. Державина в рамках привлечения, как новых сотрудников, так и консультантов проводит регулярные региональные мероприятия, которые нацелены на популяризацию правовой помощи, на повышение
правосознания молодёжи и школьников и прочее, что в дальнейшем ска- 11зывается на привлечение в организацию студентов, которые сознательно подошли к предлагаемой правовой практической деятельности.
Своевременно необходимо указать на возможности проведения для клиницистов специальных курсов, что бы планомерно вовлечь их с правильным преподнесением, в деятельность практикующих юристов. В некоторых вузах существуют специальные курсы, которые помогают студентам заниматься оказанием консультативных услуг. Так, к примеру, предлагается следующая программа курсов, таких как: общие учебные клинические курсы как: 1) Введение в юридическую клинику (правила работы); 2) Делопроизводство в юридической клинике; 3) Интервьюирование (первичный прием и опрос клиента); 4) Анализ дела. Выработка позиции по делу; 5) Юридическое консультирование клиента; 6) Профессиональная этика юриста, этический кодекс юридической клиники; 7) Процесс подготовки юридических документов; 8) Особенности составления исковых заявлений; 9) Особенности составления гражданско- правовых и трудовых договоров. А также предлагают и так называемые специальные учебные клинические курсы: 1) Защита прав потребителей: практические вопросы; 2) Оказание правовой помощи некоммерческим
организациям; 3) Арбитражная практика и др. Занятия проводятся в форме лекций, тренингов, ролевых игр, анализа казусов, мозговых штурмов, работы в малых группах. Также существуют и такие формы обучения для клиницистов как интерактивная, которая в некоторой степени помогает быстрее познать сущность деятельности. Наше соседнее государство - Белоруссия, пошла дальше и ещё в 2006 году выпустили целое учебное пособие, которое в своём содержании несло именно практические советы для студентов по интервьюированию, уделению внимания на основе психологического подхода к клиенту, правила поведения, этапы беседы студента-клинициста и клиента и прочее.
Подводя итог настоящей работе ещё раз подчеркнём, что такое формирование как юридическая клиника при Вузах России, находится ещё не на высоком уровне и дальнейшее развитие и реформация ещё предстоит. Но те результаты и практические наработки, к которым пришли многие сотрудники клиник оказывают положительное воздействие на продвижение, как правовых идей, так и на развитие практической деятельности в области юриспруденции. В правовой жизни на практике перед студентами-клиницистами возникают множество проблем и сложностей, которые преодолеть возможно лишь с помощью старших наставников. Сложности самой деятельности организации, её продвижение • на рынке услуг и прочие факторы так же отражаются на эффективности И юридических клиник, ведь чем больше объём работы, тем больше практики, а чем больше практики, тем меньше остаётся проблемных граней, а, следовательно, следующему поколению студентов будет легче получать практический опыт. Таким образом, юридическая клиника как правовое явление имеет место быть и более того имеет все возможности в своём развитии и продвижении в различных сферах и настоящее время лишь мотивирует на новые свершения.
бесплатный юридический помощь, результат чрезвычайный ситуация, обращаться оказание бесплатный, защита законный интерес, помощь российский федерация, обеспечение защита законный, помощь связать обеспечение, оказание бесплатный юридический, юридический помощь связать, связать обеспечение защита, обращаться оказание бесплатный юридический, помощь связать обеспечение защита, обеспечение защита законный интерес, бесплатный юридический помощь связать, оказание бесплатный юридический помощь, связать обеспечение защита законный, бесплатный юридический помощь российский, юридический помощь российский федерация, умерший результат чрезвычайный ситуация, представитель обращаться оказание бесплатный,