СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Практико-Аналитические проблемы юридических клиник россии


Королев Е.С.

магистрант 1 курса Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, член общественного совета при Главе города Тамбова и Тамбовской городской думе

Научный руководитель Золотухин А.Д.

заведующий кафедрой гражданского и арбитражного процесса Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, директор СПК «Юридическая клиника»,

к.ю.н., доцент

Сложности единения теории и практики, получаемых знаний студентами современных юридических вузов, стоит довольно злободневно. Как ц мы прекрасно понимаем, весь тот объём получаемых знаний неизбежно • приведёт к тому, что студенты, столкнувшись с юридической жизнью, не смогут разрешить практические задания. И проблемность урегулирования правовых конфликтов и прочего рода задач заключается не в том, что уровень преподаваемых знаний низок, а в том, что множество аспектов возможно изучить лишь в практической плоскости. И здесь такую практическую возможность предлагают различные структурные подразделения вузов России, к которым и относят юридические клиники. Говоря о деятельности юридических клиник современности, стоит обратить особое внимание на то, что данная форма была присуща ещё Российской Империи, что позволяет нам говорить о том, что подобная форма реализации теоретических знаний студентами на практике прошла значительную апробацию. Сегодня уже ни у кого не возникает вопроса о необходимости прикладной направленности преподавания юридических наук.

И то состояние, в котором находятся современные юридические клиники, предполагают возможность говорить о новом воплощении давно забытых форм. Как и в любой деятельности перед клиницистами предстаёт целый ряд проблем, которые требуют своего оперативного и правового разрешения. Но обо всех указанных аспектах постепенно. Понимая, что

полностью все проблемные грани подробно раскрыть невозможно, мы укажем, лишь на некоторые аспекты.

В самом начале, как нам представляется, необходимо указать на исторические особенности и историческую преемственность такого формирования как юридическая клиника в России. В некоторых исследовательских работах появление юридических клиник, даже на уровне термина, ошибочно приписывают Соединённым Штатам, говоря что «.Это новое дело в юридическом образовании России.». Но как мы все знаем в России, а точнее в Российской Империи существовала подобная форма практики студентов. Как отмечается в научной литературе, «первая в России юридическая клиника возникла при Казанском университете еще в 40-е годы XIX в. Её создателем был известный цивилист Д.И. Мейер (1819- 1856)». Говоря о юридической клинике, Дмитрий Иванович метафорично писал: «В самом деле, звание юриста, как и звание врача, - практическое, и потому как практическое приготовление учащихся к врачебной науке происходит в школе, точно так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же». Созданная же им юридическая клиника в Казани просуществовала около 10 лет: безвременная смерть её идейного вдохновителя и так же отсутствие официального статуса привели

к тому, что о подобной форме забыли практически до начала XX века. II Именно тогда в академических кругах вновь всплыла тематика необходимости практических знаний для студентов-юристов и форма, предложенная Д.И. Мейером, стала во главу угла. Так, К. Дыновский отмечал, что «... усвоение метода и навыка к индивидуализированию, другими словами, умение пользоваться научными приёмами при практической деятельности составляет задачу и цель клинических занятий. Наука права преследует, так же как и медицина, практические цели; судейский диагноз - не легче врачебного.». Но постепенно отходя от историзма, перейдём в плоскость практическую.

Одной из насущных проблем деятельности юридических клиник современности выступает социологический фактор. И тот факт, что существует определённая категория населения, которая в общем случае не нуждается в каких-либо юридических услугах и они проходят в юридическую консультацию лишь для того чтобы получить моральное удовлетворение от того, что их внимательно выслушали и посочувствовали.

Но для работы клиники в истинном плане это не сказывается, ведь подобные структуры как юридическая клиника, ставит перед собой главную задачу реальная правовая помощь населению, именно правовая, а не психологическая. Поэтому из этого вытекает следующая сложность, заключающаяся в том, что студенты-клиницисты не имеют достаточного опыта интервьюирования. Поэтому принимая нового сотрудника в начале необходимо разъяснить основные моменты деятельности организации и, прежде всего, научить правильно спрашивать, задавая наводящие вопросы клиенту, чтобы выяснить наиболее лаконично с каким вопросом человек пришёл и чего хочет. Вполне логично звучат законы конкуренции, которые говорят о том, что в борьбе за клиента победит тот, кто предложит наиболее удобную форму решения проблем, наиболее дешёвую и быструю. Поэтому в ценовой политике юридические клиники могут весьма удачно конкурировать с различными юридическими организациями. Ведь, как общеизвестно, Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № Б24-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации») предполагает осуществление бесплатных консультаций как государственными, так и негосударственными системами, под последние как раз и попадает юридическая клиника при • Вузах (студенческие консультативные и юридические бюро) а также цен- И тры бесплатной юридической помощи. В этом же законе определяются также и то, в чём установленные категории граждан могут получить бесплатную помощь. Помощь можно получить в таких сферах как: защита прав потребителей коммунальных услуг, установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов, восстановление на работе и др. В ст.

6 ФЗ РФ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяются виды бесплатной юридической помощи, которая оказывается в форме:

правового консультирования в устной и письменной форме;

составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах и организациях.

Также необходимо знать о категориях граждан, которые в соответствии с законодательством имеют право получения бесплатной юридической помощи. К таковым законодательствам в ст.

20 ФЗ РФ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» относит:

Граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане).

Инвалиды I и II группы.

Ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации.

Дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

- усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юри- II дической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей.

Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве).

Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан.

8.1.

Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрез- • вычайной ситуации. II

Перечисленные выше категории являются лишь некоторым срезом общества, ведь всевозможные проблемы возникают у большинства граждан. Поэтому юридические клиники пытаясь облегчить студентам-кли- енцистам практическую деятельность составляют обобщённый материал вопросов, которые являются чаще всего задаваемыми. Здесь также стоит учесть и тот факт, что проблемные вопросы для каждого региона могут быть различными, исходя из этого представляется указать и на географический фактор, как на одну из практических проблем. Под данным фактором мы понимаем то, что для каждой местности характерны определённые и животрепещущие проблемы. Для жителей городов это одни, а для жителей сёл и деревень, а иногда и райцентра это совершенно иные вопросы. Если у жителей морского или речного побережья возникают вопросы, связанные с выловом рыбы, ограничение пользования земельным участком прибрежной зоны, оформлением документации на плавсредства и прочее, то для иных категорий жителей могут быть более актуальные вопросы связанные с абсолютно иными правовыми явлениями. Поэтому независимо от названия, от формы клиники, основная задача всех юридических клиник без исключения выступает именно помощь

гражданам (Здесь необходимо отметить и то, что юридическая клиника сама по себе выступает своеобразный формой образования).

В свете изложенного, закономерно оговорить и тот момент, что сейчас не все регионы могут похвастаться наличием юридических клиник, которые осуществляют свою деятельность в полном заявленном объёме. Как отмечают исследователи данной проблематики, «сейчас в России существует более 100 юридических клиник» но количество не всегда гарантирует качество.

Также возникает в последние годы сложность с вовлечением новых студентов в сотрудники клиник. Студенческое сознание младших курсов не готово в полной мере воспринять практическую направленность организации и необходимость получения практического опыта в подобных структурных подразделениях. Поэтому фактор недопонимания необходимости практиковаться в юридических клиниках, выступает самостоятельным элементом. Чтобы преодолеть некоторое непонимание, к примеру, студенческая правовая консультация «Юридическая клиника» ТГУ им. Г.Р. Державина в рамках привлечения, как новых сотрудников, так и консультантов проводит регулярные региональные мероприятия, которые нацелены на популяризацию правовой помощи, на повышение

правосознания молодёжи и школьников и прочее, что в дальнейшем ска- 11зывается на привлечение в организацию студентов, которые сознательно подошли к предлагаемой правовой практической деятельности.

Своевременно необходимо указать на возможности проведения для клиницистов специальных курсов, что бы планомерно вовлечь их с правильным преподнесением, в деятельность практикующих юристов. В некоторых вузах существуют специальные курсы, которые помогают студентам заниматься оказанием консультативных услуг. Так, к примеру, предлагается следующая программа курсов, таких как: общие учебные клинические курсы как: 1) Введение в юридическую клинику (правила работы); 2) Делопроизводство в юридической клинике; 3) Интервьюирование (первичный прием и опрос клиента); 4) Анализ дела. Выработка позиции по делу; 5) Юридическое консультирование клиента; 6) Профессиональная этика юриста, этический кодекс юридической клиники; 7) Процесс подготовки юридических документов; 8) Особенности составления исковых заявлений; 9) Особенности составления гражданско- правовых и трудовых договоров. А также предлагают и так называемые специальные учебные клинические курсы: 1) Защита прав потребителей: практические вопросы; 2) Оказание правовой помощи некоммерческим

организациям; 3) Арбитражная практика и др. Занятия проводятся в форме лекций, тренингов, ролевых игр, анализа казусов, мозговых штурмов, работы в малых группах. Также существуют и такие формы обучения для клиницистов как интерактивная, которая в некоторой степени помогает быстрее познать сущность деятельности. Наше соседнее государство - Белоруссия, пошла дальше и ещё в 2006 году выпустили целое учебное пособие, которое в своём содержании несло именно практические советы для студентов по интервьюированию, уделению внимания на основе психологического подхода к клиенту, правила поведения, этапы беседы студента-клинициста и клиента и прочее.

Подводя итог настоящей работе ещё раз подчеркнём, что такое формирование как юридическая клиника при Вузах России, находится ещё не на высоком уровне и дальнейшее развитие и реформация ещё предстоит. Но те результаты и практические наработки, к которым пришли многие сотрудники клиник оказывают положительное воздействие на продвижение, как правовых идей, так и на развитие практической деятельности в области юриспруденции. В правовой жизни на практике перед студентами-клиницистами возникают множество проблем и сложностей, которые преодолеть возможно лишь с помощью старших наставников. Сложности самой деятельности организации, её продвижение • на рынке услуг и прочие факторы так же отражаются на эффективности И юридических клиник, ведь чем больше объём работы, тем больше практики, а чем больше практики, тем меньше остаётся проблемных граней, а, следовательно, следующему поколению студентов будет легче получать практический опыт. Таким образом, юридическая клиника как правовое явление имеет место быть и более того имеет все возможности в своём развитии и продвижении в различных сферах и настоящее время лишь мотивирует на новые свершения.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ