СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Юридическая клиника как инновационная форма обучения бакалавров юриспруденции


Колесникова М.М.

доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,

к.ю.н.

Всем известен тот факт, что сегодня на рынке труда существует переизбыток юристов. Чтобы новоявленному специалисту в сфере юриспруденции получить престижную работу с достойной оплатой труда сегодня необходимо не только обладать дипломом о высшем профессиональном юридическом образовании, но и солидным опытом работы по специальности. После окончания высшего учебного заведения выпускник сталкивается с проблемой отсутствия практических навыков, потому что юридическое образование чаще всего нацелено на получение навыков теоретических и почти не развивает практический потенциал будущего

специалиста.

В соответствии с этим, возникает резонный вопрос: куда податься

вчерашнему студенту, если всем работодателям требуются опытные специалисты, а самое главное - где приобрести тот необходимый практический опыт? Как показывает практика, вчерашние студенты юридических ВУЗов зачастую чувствуют себя не готовыми к практической работе: они не обладают навыками составления процессуальных документов, делового общения, но самое главное - они не умеют, по большей части, применять полученные знания на практике. На наш взгляд, именно организация юридических клиник на базах юридических факультетов высших учебных заведений Российской Федерации, а также практика оказания бесплатной юридической помощи на базе ВУЗов, не только способствует получению профессиональной юридической помощи заинтересованным и нуждающимся лицам, но и предоставляет студентам возможность получения практического опыта и профессиональных навыков без отрыва от учебного процесса, а также способствует росту научного авторитета высшего учебного заведения, на базе которого создана юридическая клиника.

На сегодняшний день, как нам представляется, юридические клиники в высших учебных заведениях Российской Федерации это один из немногих институтов в профессиональном юридическом образовании, который вводит студента в реальности практической деятельности студента, еще и формируя при надлежащей организации пространство,

позволяющее студенту: во-первых, заниматься самостоятельным исследованием; во-вторых, начать решать профессиональные юридические задачи самостоятельно.

История создания подобного юридического института имеет почти двухвековую историю. Как известно, первая юридическая клиника была создана в 40-х годах XIX века в Казанском университете под руководством профессора Д.И. Мейера. Опыт ее создания был описан профессором Мейером в своей работе «О значении практики в системе современного юридического образования».

В конце XIX века присяжным поверенным И.С. Иосилевичем были сформулированы задачи юридической клиники как юридического института, в которых говорилось о необходимости создания неких «лабораторий юристов-практиков», при помощи которых будет проще усваивать теоритические законы и практические особенности юридической деятельности.

В настоящее время, опыт создания и развития юридических клиник является одним из немаловажных направлений в государственной политике, направленной на формирование правосознания граждан. Так, например, в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», • утвержденных Президентом РФ 28 апреля 2011 года № Пр-1168, указы- i вается, что одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров является распространение положительного опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.

Деятельность таких образований как юридические клиники регламентируется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне вопросы создания и регламентации деятельности юридических клиник регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 № Б24-ФЗ «О бесплатной юридической помощи

в Российской Федерации» определяет цели создания юридических клиник на базе ВУЗов.

Так юридические клиники в вузе создаются для:

создания условий реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно;

формирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи;

создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.

На региональном уровне вопросы создания и регламентации деятельности юридических клиник регулируются различными законами субъектов Российской Федерации. Так, например, с 2012 года действует Закон Санкт-Петербурга от 11.10.2012 № 474-80 «О бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге», который регулирует отношения, связанные с оказанием бесплатной квалифицированной юридической помощи в Санкт-Петербурге (далее - бесплатная юридическая помощь) в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, а также устанавливает дополнительные гарантии реализации права граждан

на получение бесплатной юридической помощи.

II Так, согласно законодательству Российской Федерации и ее субъектов следует, что оказание бесплатной юридической помощи может осуществляться:

физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи;

физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Из вышеуказанного следует, что юридические клиники могут быть созданы как физическими, так и юридическими лицами, в частности, высшими учебными заведениями, которые являются участниками государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

В системе государственного управления Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным орган исполнительной власти России, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Следовательно, приказы Минобрнауки будут являться приоритетными для высших учебных заведе- ний-участников системы бесплатной юридической помощи.

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» термин «юридическая клиника» употребляется как:

инновационная технология обучения, развивающая навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества;

место прохождения студентами учебной и производственной практик, которые могут включать в себя научно-исследовательскую, педагогическую практики, юридическое консультирование.

Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи регламентируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012 г. № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи». Согласно указанного нормативно-правового акта, к оказанию бесплатной юридической помощи допускаются на добровольных началах студенты (слушатели), проявившие личную заинтересованность в осуществлении указанной деятельности и обладающие необходимым уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения соответствующих образовательных программ. Уровень профессиональных компетенций студентов (слушателей), необходимых для

оказания бесплатной юридической помощи, определяется образовательным учреждением самостоятельно.

Лица, ответственные за деятельность юридической клиники, при проведении юридической клиникой мероприятий в рамках оказания бесплатной юридической помощи обеспечивают соблюдение норм законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», норм профессиональной этики и качество оказания бесплатной юридической помощи. Юридическая клиника может создаваться либо в виде структурного подразделения образовательного учреждения либо в виде самостоятельного юридического лица. Юридическая клиника в качестве юридического лица может быть создана в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, и осуществлять свою деятельность в соответствии с уставом.

Таким образом, на наш взгляд, на сегодняшний день создана законодательная база по созданию и регламентированию деятельности юридических клиник на базе высших учебных заведений, где будущие специалисты юриспруденции могут оттачивать свои знания и приобретать новые

навыки работы по специальности путем принятия участия в разрешении II реальных юридических дел, а также оказании практической помощи заинтересованным и нуждающимся категориям граждан.

В ходе деятельности в качестве сотрудников юридических клиник на базе вузов, студенты приобретают знания и навыки по составлению исковых заявлений, договоров, ходатайств, прошений и иных процессуальных документов, кроме того, предоставляют устные и письменные правовые консультации, что способствует приобретению практических навыков делового общения. Наиболее важной чертой функционирования юридической клиники в вузе и участия в ней студента является то, что студенты клиники вправе обратиться за консультацией по конкретному делу своего клиента к любому преподавателю юридического института, таким образом, это улучшает качество образования и способствует формированию доверительных профессиональных отношений между преподавателями и студентами.

Также необходимо отметить, что на сегодняшний день создана функционирующая схема деятельности юридической клиники, которая уже доказала свою работоспособность. Юридическая клиника формируется

в составе небольших групп студентов под руководством куратора из числа преподавателей высшего учебного заведения, которые осуществляют консультации граждан по правовым вопросам. Цикл оказания юридической помощи по каждому отдельному случаю часто разбит на два или три этапа. На первом этапе студенты подробно знакомятся с проблемой посетителя, его документами и назначают повторную консультацию, в ходе которой либо дается ответ на искомый гражданином вопрос, либо составляется тот или иной процессуальный документ.

Также необходимо отметить, что в ходе функционирования юридической клиники, ее сотрудники используют различные формы юридической помощи:

Личное консультирование, при котором посетитель приходит в определенное время на прием по предварительной записи или в порядке живой очереди (в зависимости от правил внутреннего распорядка клиники). Во время приема консультант проводит опрос посетителя, знакомится с документами, делает копии при необходимости. В ходе консультации может быть дано устный/письменный ответ на вопрос, составлены процессуальные документы (иск, ходатайство, жалоба).

Дистанционное консультирование, под которым понимаются ответы на обращения граждан посредством электронной или обычной почты. • Обращение поступает в юридическую клинику, передается консультанту. И В течение определенного количества времени (1-2 недели) консультант готовит ответ, ответ проверяется куратором клиники и направляется гражданину.

Телефонные консультации, в ходе которых образуются так называемые «горячие линии», на которых дежурят студенты и отвечают на вопросы граждан по телефону. В основном такие консультации даются по не очень сложным правовым вопросам, или дается рекомендация записаться на личный прием.

Выездные консультации, где сотрудники юридической клиники организовывают выезды в социальные учреждения по предварительной договоренности и дают консультации людям, не имеющим возможности обратиться в клинику другим способом.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что будущее деятельности юридических клиник имеет большие возможности для их перспективного развития. Именно правильная организация работы юридической клиники на базе высшего учебного заведения обеспечивает уникальные возможности для улучшения качества юридического образования за счет увеличения доли практических занятий, что приводит к повышению ценности будущих специалистов юриспруденции, воспитывает

в студентах уважение к закону и праву в целом, формирует в них правильную социальную ориентацию и развивает правосознание.

Кроме того, перспектива развития юридических клиник обуславливается возможностью налаживания тесных связей с работодателями, учета запросов рынка к качеству и содержанию подготовки выпускников юридических вузов, содействия их трудоустройству.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ