СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Формирование правовой культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Иванова А.А.

студент юридического факультета Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия

Научный руководитель Квашенко Е.Н.

преподаватель кафедры гражданского права Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, администратор юридической клиники

В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства - человека культуры, обладающего высоким уровнем самосознания, готового к осуществлению социально полезных действий. Ядром правовой культуры является правосознание личности, включающее как системные Г научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву, правопорядку. Кроме того, правовая культура включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона. Достаточный уровень социально-правовых знаний позволяет обеспечить профилактику правонарушений.

Практика показывает, что правовые взгляды несовершеннолетних поверхностны, недостаточно осознанны. Оказываясь в различных жизненных ситуациях дети, нередко неверно оценивают правовые явления и факты, основываясь на неточных или ошибочных взглядах, что затрудняет разрешение спорных вопросов, порождает непонимание между людьми, приводит к накоплению опыта неконструктивного, насильственного разрешения конфликтных ситуаций, либо к опасным формам поведения (употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступлений).

Воспитание правовой культуры ребёнка является одной из главных составляющих в процессе формирования всесторонне развитой личности. Подростковый возраст можно назвать правозначимым. 12-13 летний ребёнок уже не удовлетворяется простым участием в социальной деятельности, у него развивается потребность в общественном признании,

происходит усвоение не только своих обязанностей, но, главное, своих прав. Часто ребёнок произносит: «Я тоже имею право». Параллельно начинает формироваться стремление к взрослости «Я могу», «Я должен». Обостряется потребность в самоопределении, самореализации, социальной приобщённости. Формируется новый, более высокий уровень осознания своего участия в общественной жизни с позиции ответственного человека, выполняющего серьёзную социальную роль. Вступая во взрослую жизнь, подростки зачастую не в состоянии защитить свои права, понять уровень свободы и её грани. Конфликтные ситуации с законом происходят по причине незнания закона.

Исходя из вышеизложенного, остро встаёт проблема правового просвещения детей. Раннее предупреждение негативного поведения детей и оказание помощи детям, испытывающим трудности в социальной адаптации является важным направлением деятельности юридических клиник, как участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Задача юридических клиник заключается в том, чтобы не только найти информацию о правах и обязанностях, но и донести эту информацию до каждого ребёнка наиболее эффективным способом, внести положительные изменения в его понимание о личном правовом статусе. Решением указанной проблемы является разработка и реализация • программ формирования правовой культуры детей.

Ожидаемые резуль- И таты реализации программ:

развитие навыков самозащиты, коммуникабельности, толерантности;

воспитание гражданской позиции;

воспитание самоуважения, умения уважать права и свободы других;

профилактика правонарушений.

Приняв и ратифицировав Конвенцию о правах ребенка 1989 года (далее - Конвенция) и другие международные стандарты защиты прав детей, Россия взяла на себя обязательства по пропаганде и обеспечению их прав. Статья 42 Конвенции прямо определяет, что государства - участники Конвенции обязуются использовать надлежащие действенные средства широкого информирования о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.

Предоставление прав человека детям не создает специально «привилегированную» группу. Напротив, это является необходимым условием повышения их статуса в обществе до уровня, на котором они могут защищать свои интересы наравне со взрослыми.

Согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № Б24-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ «О бесплатной юридической помощи в РФ») правовое просвещение населения может осуществляться юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования.

С 2013 года студенты - участники юридической клиники ФГБОУ ВПО Северо-Западного филиала «Российского государственного университета правосудия» принимают участие в организации тематических встреч по правовому просвещению воспитанников Центра для детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что организация и проведение мероприятий по правовому просвещению среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свои особенности в силу специального правового статуса участников. Юридической клиникой ФГБОУ ВПО Северо-Западного филиала «Российского государственного университета правосудия» накоплен небольшой опыт проведения такой работы.

Встречи проводятся примерно раз в месяц для двух групп детей: среднего (10-14 лет) и старшего (15-18 лет) возрастов. Тематика встреч определяется студентами самостоятельно и согласовывается с руководи

телем клиники. Затем проводится работа по подготовке плана меропри- II ятия, собирается материал, обговаривается способ подачи информации. На наш взгляд, это один из основных и самых сложных вопросов, возникающих при подготовке, так как именно на этом этапе необходимо учесть интересы детей, возрастную группу и оценить доступность материала. Стоит отметить, что при разработке программ правового просвещения студенты активно используют опыт общественных организаций, государственных органов, юридических клиник по проведению так называемых уроков «живого права», которым они имеют возможность обмениваться на различных конференциях и форумах.

Реализация таких программ осуществляется за счёт активного использования тренинговых технологий - мозговых штурмов, мини-лекций, коммуникативных игр, дискуссий, ролевых игр. Содержание программы выстроено таким образом, что в процессе тренингов дети сближаются, у них появляется «общее социальное пространство», совершенно не связанное с учебным процессом, личным временем. Формируется понимание «малых социальных групп», как групп взаимодоверия и поддержки. Это важный показатель развития коммуникативных навыков, умения преодолевать сложные жизненные ситуации обращаясь за помощью

к единомышленникам. Наглядные пособия, раздаточный, демонстрационный материал, видео, фотоматериалы, мультимедийные презентации позволяют более красочно и доступно донести теоретическую базу.

Использование комплексного подхода в правовом просвещении и привитии социально-правовых навыков способствует коррекции межличностных взаимоотношений и является ресурсом в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Вот лишь несколько примеров проводимой нами работы.

Первая встреча была посвящена Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) и приурочена к ее двадцатилетию. Главной целью этой встречи студенты обозначили именно знакомство с Конституцией РФ как с Основным законом Российской Федерации, в особенности с разделом, посвященным основным правам и свободам человека и гражданина. Планы встреч для двух возрастных групп несколько отличались, однако всем детям изначально было предложено познакомиться с содержанием второго раздела и обсудить его.

Для средней возрастной группы был подготовлен адаптированный информационный материал о правах и обязанностях человека и гражданина, а затем для повторения детям предлагалось поучаствовать в интерактивной игре. Таким образом, все дети имели возможность поучаство- • вать в игре, систематизировать и обсудить услышанную информацию. И

Для старшей возрастной группы план встречи был выстроен немного иным образом: участникам предлагалось прочитать вслух ту или иную статью Конституции РФ, закрепляющую права и свободы человека и гражданина, после чего это право обсуждалось совместно с ведущими, которые задавали дополнительные вопросы, иллюстрировали реализацию права на конкретных примерах. Вся беседа сопровождалась презентацией, подготовленной студентами, для определения порядка рассматриваемых вопросов и ассоциативной иллюстрации исследуемых вопросов.

Следующие встречи были посвящены вопросам юридической ответственности, основам трудового законодательства. В основном встречи проводятся в интерактивном формате в сочетании с представлением основной информации по выдвинутой теме. Для этого студенты готовят презентации с иллюстрациями, подбирают примеры, образцы документов (так, например, при рассмотрении основ трудового законодательства участникам предлагалось ознакомиться с трудовой книжкой студента, порядком внесения записей в нее). Для средневозрастной группы студенты предлагают проведение различных игр. Но основным блоком в любой

встрече является вопросно-ответная форма дискуссии. При этом вопросы задаются как участникам, так и ведущим.

Иногда студенты выбирают для встреч не конкретно правовые темы, а тесно связанные с уяснением правовых основ. Например, для детей средней возрастной группы была предложена ролевая игра по правилам поведения в общественных местах. В данном случае не возникла необходимость проведения лекции для освещения теоретического материала, так как всем детям были знакомы и ясны правила поведения в общественных местах, более того, дети сами охотно подавали идеи для обсуждения поведения в той или иной ситуации. Так были разыграны ситуации, возникающие в автобусе, театре, магазине, библиотеке, мы обсудили кто, мужчина или женщина должны войти на движущийся вверх эскалатор, должен ли мужчина снимать шляпу в лифте, как следует обогнать впереди идущих людей и многие другие вопросы.

Для старшей возрастной группы была подготовлена мини-лекция о символике нашей страны, в которой главными темами звучали история и значения герба, флага, гимна Российской Федерации. В конце встречи участникам было предложено придумать свои символы и изобразить их. Ребята с энтузиазмом отнеслись к такому заданию, было выдвинуто не

сколько предложений по поводу изменения герба, цветовой гаммы флаИ га нашей страны. Самым ярким и запоминающимся было предложение изменить двуглавого орла на трёхглавого, который бы символизировал равноправие законодательной, судебной и исполнительной власти.

Считаем, такой опыт проведения мероприятий по правовому просвещению достаточно результативным, так как при подготовке мероприятий стараемся выбирать наиболее актуальные темы (исходя из опыта юридической клиники в области оказания бесплатной юридической помощи), использовать различные подходы при проведении встреч с разными возрастными группами, пытаемся вовлекать детей в процесс обсуждения для наиболее лучшего усвоения предложенной информации. В свою очередь участники проявляют интерес к подобным мероприятиям, делятся собственным опытом и знаниями с другими участниками.

В этом учебном году юридическая клиника намерена продолжать проводить подобные встречи. Уже определена тематика и дата ближайшей встречи. 20 ноября во Всемирный день ребёнка мы поговорим об основах семейного законодательства и о роли семьи, как ячейке общества.

Процесс становления личности, гражданина правового государства зависит от множества факторов. Но на наш взгляд, основополагающим является правильное формирование правовой культуры. Воспитывать гражданскую позицию, социальную ответственность, развивать навыки

участия в процессе выработки и принятия решений в социально-правовых ситуациях необходимо с самого раннего возраста. Следует отметить, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей особо нуждаются в правовой защите и помощи. Представляется, что юридические клиники с помощью программ формирования правовой культуры детей могут в полной мере обогатить их определёнными знаниями, навыками в области права и безопасности жизнедеятельности, оказать необходимую поддержку и повысить их уровень правовой компетентности.

Подвести итог хотелось бы словами выдающегося польского педагога, детского врача Януша Корчака: «.Сто детей, сто личностей, которые являются людьми, не людьми в будущем, а людьми сейчас, прямо сейчас - сегодня.».








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ