студент юридического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
Научный руководитель Мухтарова А.Р.
доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
к.ю.н.
Несомненно, что вступление Российской Федерации в Болонский процесс обусловливает усложнение задачи подготовки современного юриста. Вместе с тем, кардинально меняется и понимание сущности образования. На смену парадигме, учитывающей синтез воспитания и обучения, приходит новая формула: образование - это процесс подготовки ц практикующего юриста. Поиск золотой середины между преподаванием. чистой теории и чистых практических казусов продолжается. Таким образом, в новой парадигме многоуровневый процесс подготовки практикующего юриста - это процесс гармонизации теоретической и практической подготовки.
Юридическая клиника рассматривается многими отечественными учеными (Е.В. Кондратьева, Е.В. Слепченко) как инновационный способ обучения будущих юристов практической деятельности. Справедливости ради стоит указать, что этот способ обучения студентов юридических факультетов не является столь новым для России. В данном случае уместно применить поговорку, что все новое - это хорошо забытое старое.
История возникновения и развития юридических клиник в нашей стране имеет глубокие корни, уходящие в дореволюционный период.
В дореволюционной России университетское образование, в том числе и юридическое, также как и в наше время, не раз упрекали в оторванности от жизни. Здесь следует заметить, что практические занятия наукой права
были предусмотрены первым университетским уставом 1804 года. Однако данное положение было прописано в нем весьма неясно и неопределенно.
Весьма интересна и показательна в этом плане работа отечественного кодификатора М.М. Сперанского, который в 1828 г. с целью приготовления преподавателей, кандидатов на эту должность обязывал ежедневно являться во II Отделение собственной его величества канцелярии не только для слушания у помощников реформатора частного и публичного права, но и усвоения сенатской практики, и изучения делопроизводства, а также для участия в работах по составлению Полного собрания законов и Свода законов. По его мысли, таким образом, избранные ученики войдут в тесное соприкосновение с законами, с их источниками и займутся юридической практикой. Это впоследствии отразилось и на университетском преподавании, которое на юридических факультетах постепенно стало клониться к изучению источников права.
«Юридическая клиника», первоначально называвшаяся «юридической консультацией», появилась в Казанском университете в 1861 году благодаря профессору Д.И. Мейеру, считавшему, что юристов, как и медиков, необходимо обучать практической деятельности на «живых» примерах, разрешая реальные ситуации. Однако с наступлением двадцатого
века идея юридических клиник в России незаслуженно сошла на «нет»,
и лишь к концу столетия к ней снова было обращено внимание.
В современной России вопрос открытия «правовых клиник» и их деятельности впервые был урегулирован приказом Министерства образования от 5 октября 1999 года № 433 «О правовых консультациях («правовые клиники») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров».
В настоящее время деятельность юридических клиник регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 № 324-ФЭ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Под юридической клиникой понимается форма организации образовательного процесса студентов-юристов, заключающаяся в получении ими практических навыков и закреплении теоретических знаний в профессиональной сфере путем оказания безвозмездной, специализированной, профессиональной юридической помощи нуждающимся лицам.
Итак, в чем же состоит важность юридических клиник в обучении будущих юристов?
В систему отечественного образования посредством юридических клиник внедрятся демократический стиль общения между студентами преподавателем (в противовес авторитарному, характерному для системы образования в целом); защита прав человека как составляющая профессиональной деятельности юриста, компонент обучения практическим навыкам, органично дополняющий в вузе теоретические знания; профессиональная адаптация, происходящая в процессе учебы в ВУЗе. Как отмечают Мочалов А.Н., Коровина И.А., Дуров А.И., юридические клиники способствуют более глубокому усвоению студентами юридических вузов получаемых ими знаний. Это достигается за счет того, что решая реальную проблему, студенты понимают социальную значимость юридической профессии. Интересны данные опроса студентов юридического факультета Белгородского университета, проводимого с целью узнать у самих учащихся, как юридическая деятельность влияет на их обучение, формирование практических навыков.
Вот что ответили студенты:
основной мотивацией участия в клинике являются применение на практике теоретических знаний, приобретенных за годы обучения
в вузе, а также возможность ведения приема и «живого» консультирова- • ния клиентов; II
две трети студентов отмечают, что участие в юридической клинике стимулирует их на занятие научной деятельностью;
все респонденты отмечают, что в отличие от производственной практики в рамках традиционного образования юридическая клиника позволяет взглянуть на юридическую практику с другой стороны - с точки зрения правозащитника;
основная роль юридической клиники в становлении юриста в процессе обучения - получение практических навыков, в том числе навыков интервьюирования, консультирования клиентов.
Необходимо отметить тот факт, что юридическими клиниками решается не только задача обучения, но в процессе участия студентов в их деятельности происходит воспитание и развитие обучающихся. Воспитание заключается, в первую очередь, в формировании профессионального правового сознания, правовой культуры самих студентов, уважительного отношения к клиентам (и людям в целом), умения поддержать клиентов морально, взять на себя ответственность, доводить начатое
дело до конца. В тоже время, происходит развитие таких необходимых личностных и профессиональных качеств как внимательность, самостоятельность, аккуратность, совершенствуются коммуникативные навыки.
Юридическая клиника позволяет студентам за счет общения с клиентами, решения встречаемых юридических задач из реальной жизни, преодолеть страх и неуверенность в себе.
Таким образом, появление юридических клиник при вузах, обучающих студентов юридической профессии, является важным способом формирования так необходимых в настоящее время личностно развитых, самостоятельных, подготовленных к практической деятельности юристов.
Программа обучения в юридической клинике дополняет стандартное юридическое образование, давая неоценимый практический опыт студентам. Студенты, которые являются консультантами юридической клиники, работают не просто «как юристы», они работают именно юристами - самостоятельно консультируют граждан и составляют юридические документы. Это не теоретическое обсуждение чужого опыта, как на традиционных занятиях; не наблюдение за работой профессионалов, как в ходе ознакомительной практики; не помощь в работе, как на производственной практике. Это полноценная самостоятельная работа, про
исходящая под руководством кураторов, то есть преподавателей ВУЗа, И которые являются практикующими юристами. При решении конкретной правовой проблемы студент использует имеющиеся у него знания действующего законодательства, изучает и обобщает имеющуюся судебную практику, используя справочно-правовые системы, учебную литературу.
Юридическая клиника предоставляет уникальную возможность узнать: как правильно опросить клиента; как квалифицированно проконсультировать его; как полно и четко составить исковое заявление и другие юридические документы; как разрешить сложные проблемы профессиональной этики юриста и многое другое. При этом у студента повышается чувство профессиональной ответственности перед обществом, развиваются личностные качества: понимание, уважение людей, желание прийти на помощь - он в полном объеме осознает роль юриста в современном обществе. Все это в будущем поможет свести к минимуму выражение практиков «забудьте все, чему вас учили в ВУЗе».
Общеизвестно, что на рынке труда существует переизбыток юристов. Для того чтобы получить престижную работу с достойной заработной платой необходимо иметь не просто диплом о получении высшего юридического образования, но и обязательно опыт работы. Выпускаясь из ВУЗа, студент сталкивается с трудноразрешимой проблемой - отсутствием практических навыков, потому как юридическое образование
чаще всего нацелено на получение навыков теоретических. Возникает вопрос: куда податься вчерашнему студенту, если всем работодателям требуются опытные специалисты?
Выпускники юридических ВУЗов зачастую чувствуют себя не готовыми к практической работе: они не умеют составлять процессуальные и иные документы и не владеют навыками делового общения. Таким образом, организация оказания бесплатной юридической помощи на базе ВУЗа, не только помогает нуждающимся гражданам, не только поднимает авторитет, рейтинг ВУЗа, но и, безусловно, предоставляет студентам возможность получения практических навыков без отрыва от учебного процесса, а впоследствии и возможность более успешного трудоустройства. Кроме того, участие в деятельности юридической клиники засчитывается студенту в качестве прохождения практики. В данном случае некоторые студенты, желая освободить летнее время, становятся стажерами студенческой юридической помощи. Деятельность таких студентов в рамках проведения правовых консультаций можно назвать весьма успешной, поскольку, ставя перед собой цель - получение производственной практики, а значит и получение определенных практических навыков, они активно относятся как к консультационной деятельности, так и к общественным мероприятиям, проводимыми в рамках клиники. •
В совокупности вся деятельность юридических клиник направлена И на формирование студентов как профессиональных юристов, которые с легкостью могут проанализировать, исследовать и разрешить правовые проблемы; без труда составить процессуальные и иные документы, с достоинством представлять интересы граждан в судах различных инстанций. Именно такими навыками должны обладать выпускники ВУЗа.
Вопрос развития, повышения качества высшего образования всегда является актуальным. Юридическое образование в этом смысле является той сферой, которая наиболее быстро реагирует на изменения в обществе. Развитие и преобразование рынка оказания юридических услуг предъявляют новые требования к уровню подготовки юристов. Поэтому адаптация к условиям практической деятельности будущих юристов является одной из главных задач существования юридических клиник при высших учебных заведениях.
С момента введения в действие нового государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению юриспруденция (квалификация (степень) бакалавр, магистр), юридические клиники получили официальное закрепление как средство практической подготовки студентов. Также законодатель ввел минимальный перечень материально технического обеспечения. Данный перечень
включает в себя «помещение для студенческой правовой консультации (юридической клиники), кроме вузов, в которых обучение сочетается со службой в правоохранительных органах и военной службой», однако, только для магистерского образовательного стандарта (п. 7.20). Обязательное наличие юридической клиники, в аналогичном п. 7.20 образовательного стандарта (степени бакалавр) отсутствует. Хотя клиника подразумевается одним из мест прохождения ознакомительной и производственной практики. Таким образом, считаем целесообразным включение пункта «о наличии юридической клиники» в образовательный стандарт для бакалавров.
Именно юридические клиники способны адаптировать начинающего юриста к современным реалиям. Работа в клиниках подразумевает собой не только анализ фактов, законодательства, письмо, что тоже очень важно, но и непосредственный контакт с клиентом. Умение наладить контакт, интерпретировать полученную от клиента информацию, направлять ее в нужное русло - это как раз те навыки юриста, без которых вряд ли его можно назвать профессионалом своего дела. Безусловно, условием продуктивной, работы юриста является хорошее знание права, но умение правильно применять свои знания на благо клиента отличает его
от успешного, востребованного юриста-профессионала. К сожалению,
в Российской Федерации образовательные программы по специальности юриспруденция не включают в себя предметы (спецкурсы) такие как: академическое или юридическое письмо, юридическая техника. В некоторых странах, к примеру, в Германии в Университете Ганновера юридическая клиника включена в образовательный процесс в форме учебно-практического курса, состоящего из теоретического и практического элементов.
В связи с этим у начинающих юристов отсутствуют навыки юридического письма, что специалисты называют «совершенно ненормальным». Поэтому в данный момент такие навыки представляется возможным получить только в юридических клиниках, где руководят процессом преподаватели, кураторы. Повысить качество юридического образования возможно через обязательное наличие юридической клиники при каждом
юридическом факультете. Иначе мы будем сталкиваться с проблемой некомпетентности выпускников, которые едва ли будут обладать базовыми практическими навыками и не будут отвечать требованиям практической деятельности юриста.
На данный момент развития высшего юридического образования, юридические клиники являются единственным качественным способом получения практических навыков работы с клиентами, юридического письма, подготовки процессуальных документов, основ юридической техники. В ходе работы над различными видами дел, студент может определиться со своей будущей профессиональной специализацией. Такая, в основном, добровольная форма сотрудничества юридической клиники и студента (в большинстве своем юридические клиники не влекут за собой порядок аттестации по результатам работы) может стать достойной основой для вхождения в профессию. Юридические клиники помогают воспитывать новое поколение юристов-профессионалов, ориентированными на социальную помощь.
Несмотря на возрастающую роль права в жизни российского общества, мало внимания уделяется правовому воспитанию граждан. В последнее время правовое сознание гражданина формируется на основании СМИ, высказываний на улице, реплик окружения. Чтобы Россия избави- • лась от правового нигилизма, недоверия к власти, нужно чтобы граждане И были грамотными и правильно воспринимали политические идеологии и занимали активную гражданскую позицию. Безусловно, каждый гражданин должен знать возможности своей страны и должен стремиться к расширению ее горизонтов.
Особую активность следует ожидать от правоведов. Кто как ни они должны исключить все коллизии в праве, чтобы граждане Российской Федерации были уверена, что их права защищены. Кто как ни они должны заниматься правовым воспитанием населения. Следовательно, образование, которое получают в юридических вузах, должно быть надлежащего качества. Подготовка профессионалов для работы в правовой сфере имеет важное значение для правовой системы общества в целом. Д. Медведев в период своего президентства (7 мая 2008-7 мая 2012) в 26 мая 2009 г. подписал Указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Его целью является прекращение выпуска неквалифицированных кадров, повышение правовой культуры всего населения в стране, противодействие коррупции.
Теория и практика при получении образования должны дополнять друг друга и не должны отделяться. Юридические клиники, которые организуются при высших учебных заведениях, с тем, чтобы предоставлять возможность студентам приобретать опыт консультирования, являются одним из важнейших основ в получении хорошего и качественного образования.
Именно в юридических клиниках студенты могут получить неоценимый опыт и сформировать правильное правовое сознание. «...В сфере права человек таков, какова его правовая деятельность.», - отмечает академик Сальников В.П. Правовая деятельность каждого из клиницистов должна быть непосредственно связана с правом и моралью. Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Право свои требования реализует через власть, а требования морали поддерживаются в индивиде совестью. Иммануил Кант, профессор философии Кенигсбергского университета (1724-1804), утверждал: «.Закон предписывает не только легальность, но и моральность.». Реализация права невозможно без моральных оценок. Именно в клинике впервые студенты сталкивается с тем, что законопослушный гражданин не обязательно является добродетельным и правовые закрепления какого-либо порядка
не оправдывают его с моральной стороны. Человек, которого признали И по закону виновным, не обязательно является виновным с моральной точки зрения. Студент начинает осознавать сближение права и морали, но он должен уяснить, что право не должно превращаться в саму мораль.
Юридическая клиника учит применять теоретические знания по конкретному делу. Основы, которые были приобретены по мере изучения дисциплины, применяются при консультировании. Студент с головой окунается в мир нормативно-правовых актов. Глубже осознает важность каждого слова в законе. При возникновении правовых вопросов студенты-юристы решают их под руководством преподавателей, практикующих юристов. Понимает привязанность к букве закона. Со временем находит коллизии и пробелы в праве. Углубленнее начинается изучение научной литературы. Происходит становление личности будущего юриста.
Важно рассмотрение изменений в сознании клинициста в момент встречи с правовыми нормами и реальными правовыми вопросами. В данном случае, преподаватель должен разъяснить и трактовать все, как следует, чтобы в дальнейшем исключить сложности в рассмотрении существующих правовых норм.
Кишиневский присяжный поверенный Иосиф Соломонович Ио- силевич в 1897 году сформулировал задачу юридической клиники. Он отметил: «.вместо отвлеченного рассуждения о теоретическом правиле, демонстрируйте пред читателем конкретное дело, откройте ему лабораторию юристов-практиков, разверните пред ним весь процесс борьбы, которая происходила между сторонами или между ними и судом, и это принесет, по моему мнению, двойную пользу. С одной стороны этим путем лучше усвояется самое теоретическое правило, а с другой, что еще важнее, знакомишься со способом применения правовых начал, со способом постановки диагноза дела и лечения его и, таким образом, приобретается знание и искусство вместе. Это будет своего рода юридическая клиника, которой, к сожалению, у нас нет.».
Слово клиника само по себе означает стационарное лечебное учреждение, при котором ведется научная и учебная работа. В юридической клинике тоже идет своего рода оздоровление граждан, только в правовом смысле этого слова.
Правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Большое значение имеет уровень правосознания, правовой культуры субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов. Именно в юридических клиниках идет процесс формирования правового сознания студентов-юристов, что играет не маловажную роль в жизни бу- • дущих правоведов. II
Правовое сознание формируется под действием общественных отношений и связей. Поэтому если работа в юридической клинике будет основой, то без сомнения сформируется положительное правовое сознание. Правосознание играет основополагающую роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания целого общества. Важной целью должно быть воспитание положительного взгляда на право студентов. Ведь именно нынешним студентам придется завтра жить в России и управлять государством и формировать правовое сознание.
получение практический навык, образование юридический клиника, наличие юридический клиника, высокий юридический образование, деятельность юридический клиника, студент юридический факультет, юридический клиника студент, обязательный наличие юридический, теоретический знание профессиональный, высокий учебный заведение, бобковый филиал российский таможенный, процесс подготовка практиковать юрист, обязательный наличие юридический клиника, петербургский бобковый филиал российский, филиал российский таможенный академия, санкт петербургский бобковый филиал, клиника юридический факультет иначе, качество юридический образование возможно, повысить качество юридический образование, куратор повысить качество юридический,