СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Образовательные интерактивные технологии, используемые в юридической клинике


Дерягина Д.О.

студент юридического факультета Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

Научный руководитель Мухтарова А.Р.

доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,

к.ю.н.

С каждым годом поступающих абитуриентов на юридические факультеты в высшие учебные заведения становится все больше и больше. Открываются новые учебные заведения, дополнительные факультеты.

Но очень часто происходит так, что по окончании ВУЗа, выпускник не обладает достаточными навыками для практической юридической деятельности. Кроме того, растет конкуренция на рынке трудоустройства, требу- • ются юристы с опытом работы. II

В настоящее время, одним из способов решения данной проблемы является деятельность юридических клиник. В Российской Федерации федеральный государственный образовательный стандарт сделал наличие юридической клиники образовательным элементом в структуре ВУЗа, который осуществляет подготовку юристов.

Образование в рамках юридической клиники вписывается в концепцию модернизации высшего профессионального юридического образования, предполагающая такой подход к обучению и воспитанию, который понимается как формирование у студентов профессиональных качеств специалиста, например, культура системного профессионального мышления, коммуникативная культура, умение работать в команде, стремление к саморазвитию, ответственность, гибкость мышления, а что самое главное, приобретение студентами-клиницистами профессиональных навыков и умений. Под навыками понимаются действия, доведенные до автоматизма путем многократных упражнений. А умения можно обозначить владение практическими и теоретическими действиями на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков.

Для того чтобы студент мог получиться необходимые знания и умения, преподаватель клиники должен использовать целую гамму образовательных технологий, которым они учатся самостоятельно, изучая специализированную литературу. В данный момент актуален вопрос о том, как дополнить общепринятые методы обучения. Среди традиционных можно отметить семинары, практические занятия, изучение научной литературы, факультативные занятия, в рамках которых студенты получают теоретические знания, необходимые любому юристу.

Однако учебному процессу в юридических клиниках должна быть присуща практическая направленность в изучении юридической науки. Именно поэтому очень большое внимание уделяется так называемым интерактивным средствам обучения (его можно обозначить как совместное проблемное обучение через действие). В данный момент, разработано множество методик, ориентированных на самостоятельную работу студентов: мозговые штурмы, дебаты, конференции, дискуссии, ролевые и деловые игры, составление правовых документов, правовая агитация. Конечно, исчерпывающего перечня привести невозможно, так как каждый преподаватель, который творчески подходит к процессу обучения привносит что-то свое, дополняет и смешивает существующие методики.

Попытаемся рассмотреть каждую из наиболее распространенных интерактивных методик, правила их использования и применения.

. Мозговой штурм. Другое название - мозговая атака, имеет большую популярность, потому что дает возможность привлечь в обсуждение насущного вопроса каждого студента. Каждый имеет право на выражение своей точки зрения. Цель данной методики - разработать как можно больше вариантов ответов на один поставленный вопрос или предложенную ситуацию. При этом, вопрос должен быть проблемным, и вариантов правильных ответов должно быть также несколько (например, «какие умения необходимы студенту для работы в юридической клинике?», «на что должен обратить внимание эксперт, во время оценивания НПА?», «каковы правила поведения консультанта при разговоре с клиентом?» и так далее). Вопрос должен быть четко сформулирован, и не слишком сложным для восприятия. На начальной стадии ответы должны высказать каждый из присутствующих, при этом они не должны подвергаться критике, преподаватель также воздерживается от комментариев, лишь делает выводы об уровне знаний каждого из них в данной конкретной проблеме. Такой подход поможет построить следующую часть занятия - обсуждение высказанных предложений, классифицировать их, а также отразить наиболее перспективный список решения проблемы. Мозговой штурм может

быть проведен на любом этапе занятия, может изменить темп занятия, оживить аудиторию, активизировать мыслительную деятельность.

Следующая из методик - дискуссия. Она предполагает коллективную работу по обсуждению актуальных, противоречивых вопросов. Выявление множества граней проблемы, учет различных мнений и аргументов - цель данной методики. Ее можно рассматривать в качестве критического диалога, делового спора, также, дискуссия может быть продолжением мозговой атаки.

Преподаватель должен уметь поставить вопросы, которые наводили бы студенты на анализ (гипотетическими, спекулятивными, исследовательскими, разъясняющими). Итогом дискуссии является общее решение проблемы и рекомендации. Обязательно обсуждается эффективность и полезность проведенной деятельности. Существует примерный перечень критериев, по которым оцениваются команды и их участники: аргументированность, убедительность, информативность, убедительность, грамотность речи.

Существуют несколько форм дискуссий, к ним относятся: «круглый стол», симпозиум, форум, переговоры, дебаты. Рассмотрим каждую из них немного подробнее.

Круглый стол - свободная дискуссия, в которой принимает участие небольшая группа студентов, каждый из которых имеет равное право ц на обмен собственным мнением, как между собой, так и с остальной. аудиторией.

Симпозиум - носит более формализованный, нежели круглый стол характер, все участники данного вида дискуссии заранее подготавливают сообщения, которые представляют их точки зрения, а после их представления отвечают на возникшие у аудитории вопросы.

Форум - также особый вид обсуждения, в котором участвуют заранее подготовленные эксперты, которые выступают перед группой, обмениваясь своими особыми мнениями.

Дебаты - особый вид дискуссии, при которой несколько маленьких групп представляют аргументы, по вопросу с особой позиции, не обязательно соответствующей их собственному мнению.

Также, существует такой вид дискуссии как переговоры. Стороны - участники заранее получают роли, подготавливают точки зрения по противоположным мнениям. Возможно проведение аналогии с дебатами, однако желаемый результат данной методики обучения не победа одной из сторон, а урегулирование поставленного вопроса в той мере, в какой обе стороны смогли его принять.

Такая методика, как творческое задание, можно охарактеризовать, как требующее от студентов творческой деятельности для поиска способов решения, применения знаний в новых условиях, создание нечто

нового (по крайней мере, для самих студентов). Данный виды интерактивного обучения хороши тем, что требует от студентов не обычного воспроизведения теоретической информации, а творчества, поскольку носят проблемный характер, содержат условия неизвестности. К тому же, в них нет одного правильного решения, да и правильный ответ может быть неизвестен и преподавателю.

Широко используемой методикой преподавателей является так называемая ролевая игра. В ней каждому человеку предлагается сыграть другого человека (адвоката, свидетеля, судью, клиента, и так далее) либо разыграть определенную ситуацию (составить юридический документ, проконсультировать клиента, вынести решению по делу и так далее). Данная методика имеет множество других названий, например, имитация, моделирование, «деловая» игра. Игры могут быть различными: короткими (на пару минут) и масштабными (занимать все время занятия); с предварительной подготовкой студентов и без нее. Такая игра имеет своей целью проверить знания, умения и навыки студентов, их тренинги, указывание преподавателем на типичные ошибки.

Для того чтобы ролевая игра была эффективна, она обязана быть четко продуманной и узконаправленной. Подготовка ее определяет цель и ожидаемый учебный результат, разработку сценария игры, структуру

игры, подготовку раздаточных материалов.

. Ролевая игра, как и другие методики, завершается обсуждением, комментированием, подведением итогов, указанием на ошибки и высказыванием пожеланий. При подведении итогов важно похвалить студента, так как это придает им уверенность в себе, вдохновляет на получение новой информации и на совершенствование своих знаний и умений. Однако основной целью игр является помощь студентам в усвоении пройденного материала и новой информации, поэтому важно указать и на их слабые стороны в работе.

Каждая из вышеперечисленных методик помогают студентам приблизиться к профессиональной деятельности. Важно отметить, что творческий учебный процесс дает эмоциональный импульс и мотивирует к дальнейшему изучению дисциплины. Данные методики помогают стимулировать поиск информации, осмысление и комментирование найденного материала, кроме того, важно, что такая работа студентов проходит в заинтересованности общения между ними и преподавателем. В итоге, уместное и умелое применение интерактивных методов обучения всегда приносит огромный эффект, позволяет каждому студенту позиционировать себя в качестве юриста и демонстрировать приобретенные за время обучения знания и умения.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ