студент юридического факультета Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия
Научный руководитель Квашенко Е.Н.
преподаватель кафедры гражданского права Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, администратор юридической клиники
Любая профессиональная деятельность выдвигает свои определенные требования к личности. Такие особенности характера влияют на способность к выполнению работы и ее эффективность, способствуют развитию и становлению человека как профессионала своего дела. Изучение практической юридической деятельности, выработка навыков свободного общения с людьми и освоение юридической психологии являются при- оритетными направлениями работы юридической клиники.
Юридическая клиника, целенаправленно обучая студентов навыкам практической профессиональной деятельности, решает комплекс задач, основными из которых являются:
адаптация будущего юриста к условиям и требованиям практической деятельности;
воспитание осознанного применения норм профессиональной этики при возникновении различных конфликтных ситуаций;
повышение уровня профессиональных знаний в различных областях юриспруденции;
обучение студентов навыков роботы в команде, профессиональному этикету и субординации; умению отстаивать свою позицию, основываясь на действующем законодательстве;
выработка у студентов профессионального языка.
Роль юридической психологии в процессе обучения студентов в юридической клинике заключается в том, что она, изучая особенности деятельности человека, связанные с правом, в том числе работой сотрудников различных юридических служб, обеспечивает глубокое понимание юристами объекта своей деятельности - поведения человека, раскрывает особенности деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях.
Основной задачей общей юридической психологии в работе юридической клиники является формирование психологической готовности будущих юристов к самостоятельной профессиональной деятельности и развитие умений активно использовать собственный психологический и личностный потенциал.
Особым направлением в науке юридической психологии является изучение проблемы принятия решений, объединяющей различные функции сознания (память, восприятие, воображение, мышление) юристом. Специалисты в области психологии управления считают, что принятие решений, как и обмен информацией, является составной частью любой управленческой деятельности. По существу принятие решения - это выбор альтернативы, то есть определение того, как надо поступать в том или ином конкретном случае, каким способам поведения отдать предпочтение, чтобы достичь поставленной цели. На прием в юридическую клинику приходят люди различных категорий населения, с различными темпераментами, характерами и взглядом на свою ситуацию, с которой они обратились к юристу. Многие из них основывают изложение сути своей проблемы на ее эмоциональном восприятии, тогда как юристу необходимо разобраться с ситуацией, основываясь на фактических обстоятельствах дела. Знание и владение навыками юридической психологии позволяют выработать • не только индивидуальный подход к общению с клиентом, но и с государ- И ственными органами и должностными лицами, с которыми юрист сталкивается в связи с разрешением конкретной ситуации.
Кроме того, деятельность сотрудника юридической клиники предполагает высокий уровень ответственности, профессиональной адаптивности, личностной интеграции, социальной зрелости; развитого интеллекта, гибкого творческого мышления, уверенности в себе, способности брать на себя ответственность за принимаемые решения, настойчивости при поддержании высокого уровня самоконтроля. Юридическая психология, как основополагающая область знаний в данном контексте, дает теоретические способы их воспитания и освоения, а юридическая клиника позволяет реализовывать их на практике.
Любой юрист должен уметь на высоком профессиональном уровне выполнять определенные виды работ с документами, уметь контактировать с людьми и находить подход к каждому из них, развивать личное взаимодействие с организациями и органами, осуществляющими правовую деятельность, постоянно совершенствовать уровень своих знаний,
личную культуру письменного и устного общения, а также уметь осуществлять организацию и планирование своей работы. Основываясь на знаниях юридической психологии, сотрудники юридической клиники оказывают всестороннюю помощь гражданам, могут грамотно построить разговор с ними.
Также, реализуя такое направление деятельности юридической клиники как шефство над школами, детскими домами и детскими садами, студенты - сотрудники юридической клиники проводят занятия с ними, формируя тем самым у детей школьного и дошкольного возрастов психологию правопослушного поведения и уважение к праву. Процесс социализации и становления личности происходит под влиянием общества, именно поэтому так важно, начиная с дошкольного возраста, сформировать у ребенка правовое поведение как внутреннюю установку личности, объяснить ему о последствиях противоправного поступков. Таким образом, зная факторы, определяющие на законопослушное и отклоняющееся поведение, студенты работают с детьми с целью предотвращения совершения ими в будущем правонарушений и преступлений.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что юридическая психология играет значительную роль в работе юридической клиники. Без знаний в области психологии поведения человека, отсутствия ориентиров должного поведения при осуществлении профессиональной деятельности, внешних факторов, влияющих на поведение человека, юристу достаточно сложно осуществлять свою деятельность. А овладение и практическая реализация этих знаний - одно из направлений деятельности студентов в юридической клинике.
сотрудник юридический клиника, российский государственный университет, государственный университет правосудие, юридический психология являться, западный филиал российский, филиал российский государственный, северо западный филиал, студент юридический клиника, освоение юридический клиника, воспитание освоение юридический, филиал российский государственный университет, российский государственный университет правосудие, северо западный филиал российский, западный филиал российский государственный, воспитание освоение юридический клиника, освоение юридический клиника позволять, способ воспитание освоение юридический, данный контекст теоретический способ, юридический клиника позволять реализовывать, контекст теоретический способ воспитание,