СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Правовое просвещение и пропаганда правовых знаний: из опыта санкт-петербургского государственного университета


Волкова С.В.

доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета,

к.ю.н., доцент

Кадомцева А.Е.

доцент кафедры правовой охраны окружающей среды Санкт-Петербургского государственного университета,

к.ю.н., доцент

Пропаганда правовых знаний как дисциплина учебной практики представляет собой необходимый элемент высшего юридического образования и направлена на выработку профессиональных навыков юриста, который способен разъяснить (раскрыть), распространять правовые знания. Актуальность и прикладная значимость данной дисциплины несомненны, поскольку без правовых знаний формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан, а уж тем более молодежи • и школьников невозможно. II

Государство принимает активное участие в процессе развития право- * вой грамотности и правосознания граждан. Не так давно были приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В «Основах» четко обозначены цели и основные направления государственной политики в этом направлении.

Важнейшими целями государство признает формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма; повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомлённости и юридической грамотности; создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения; внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Основными направлениями государство считает правовое просвещение и правовое информирование граждан. Но ключевым моментом в этом документе, на наш взгляд, является указание на необходимость развития правового образования и воспитания подрастающего поколения

в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права. Не остается без внимания государства и совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права; преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан и т.д.

Конечной целью правового просвещения и пропаганды правовых знаний выступает формирование правовой культуры гражданина и формирование правовой культуры общества посредством повышения юридической грамотности граждан. Знание гражданами их прав и обязанностей достигается различными путями, в том числе, посредством пропаганды и толкования норм действующего законодательства. Таким образом, пропаганда правовых знаний выступает средством и гарантом правового просвещения, без которого нельзя построить и правовое государство.

Развитие правового государства, формирование гражданского обще

ства и укрепление национального согласия в России, указано в документе, И требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов.

В статье 28 ФЗ РФ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» говорится о том, что правовое информирование и правовое просвещение населения может осуществляться юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Таким образом, включение в программу клинического обучения такого направления как пропаганда правовых знаний (далее - ППЗ) позволяет практикантам, в первую очередь, приобретать и развивать профессиональные навыки воздействия на правовую культуру граждан, сформировать определенную профессиональную компетенцию: умение анализировать и толковать правовые нормы и доводить их до сведения целевой аудитории.

С внешней, социальной стороны, обучение и практика по направлению ППЗ позволит практикантам осуществить более эффективную подготовку молодежи и школьников к использованию полученных знаний для их применения в стандартных и нестандартных ситуациях.

Формирование навыков осуществляется в процессе последовательных интерактивных занятий. Итогом таких занятий становятся умение и навыки практикантов проводить анализ пропагандистской деятельности своих коллег, давать рекомендации по совершенствованию приобретения навыков и умений. У них формируются навыки организации коммуникативной деятельности пропаганды правовых знаний, навыки устанавливать деловые отношения в группе, отношения взаимопомощи и поддержки, то есть работа в команде.

С другой стороны, практиканты должны приобрести навыки общения (пропагандист - слушатели), позволяющие выявить запросы аудитории в сфере прав и обязанностей студентов и школьников, и как результат - сложившееся представление о правах, обязанностях и ответственности. Тренинг также позволяет раскрыть организаторские и управленческие способности практиканта. К таким способностям, несомненно, относится умение заинтересовать целевую аудиторию, используя интерактивные методы ведения занятия. Практикант должен вовлечь слушателей в пра- • вовую дискуссию и управлять процессом обсуждения. И

У студентов - практикантов должны сформироваться навыки распространения правовых знаний при помощи методов организации дискуссии, проведения опросов, подготовки резюме. Также у них должны сложиться навыки корректного изложения материала (с примерами), общения с аудиторией. Они должны уметь отвечать на поставленные вопросы, вести дискуссию, вызывать аудиторию на диалог, то есть приобрести навыки коммуникативного общения.

Тренинги должны способствовать формированию у практиканта определенных моделей пропагандирования правовых знаний. Такое «моделирование» позволит слушателю четко определить систему ценностей: уважительное отношение к закону, к соблюдению и охране основных прав и свобод человека и гражданина, то есть будет способствовать культивированию у слушателей правового поведения.

Пропаганда правовых знаний помогает всем участникам процесса сориентироваться в правом пространстве и сформировать уважительное отношение к закону. Речь идет не только о содержании, пределах осуществления, способов реализации и защиты, гарантированных законодательством Российской Федерации прав, но об отношении к закону

в принципе, как к связующей общество основе, обеспечивающей стабильность общества, в том числе.

Следовательно, группа пропаганды правовых знаний (далее - группа ППЗ) создается для осуществления работы по правовому просвещению особой категории населения. Группа ППЗ должна обеспечивать формирование у своих практикантов всего набора основных компетенций, предусмотренных программой клинической подготовки.

После предварительного аудиторного обучения в тренингах, моделирующих будущую деятельность практикантов в ходе клинической практики, студенты распределяются по различным функциональным группам студенческой консультации.

Что же касается процесса обучения в группе пропаганды правовых знаний, то оно также проводится в соответствии с программой учебной дисциплины «Учебная практика» в форме тренингов. Такие тренинги направлены на совершенствование профессиональных навыков разъяснения слушателям содержания, смысла и целевого назначения законодательства, правового информирования граждан из целевых адресных групп о правах и обязанностях и о порядке их реализации.

Адресными группами становятся студенты и школьники. В соответствии с этим в составе группы ППЗ осуществляется работа с этими адрес- 11ными группами.

Вместе с тем можно выделить два направления специализации студентов - пропагандистов. Первое направление - предметная тематика бесед со слушателями; второе направление - приобретаемые навыки самих пропагандистов.

Особое и весьма перспективное значение как для углубления знаний и навыков самих студентов, так и для работы по правовому просвещению данных адресных групп имеет разносторонность предлагаемой для общего обсуждения и рассмотрения тематики. Возможность самостоятельного обозначения существующих правовых проблем позволяет студентам наиболее эффективно и глубоко проанализировать возможные варианты и пути их решения.

Вместе с тем, по нашему мнению, необходима специфика в работе по правовому просвещению в зависимости от целевой группы. При правовом просвещении молодежи (студентов и школьников) особый акцент должен быть сделан на образовательном праве, так как большинство студентов уже обучаются, а школьники заинтересованы в последующем обучении. Распространяя правовые знания из области образовательного права, студенты - пропагандисты облегчают этим адресным группам доступ к получению образовательных услуг и предотвращают возникновение

конфликтов правового характера. На наш взгляд, знание основных положений и институтов образовательного права имеет важнейшее социальное значение.

В жизни иногда возникают недоразумения и конфликты. Именно поэтому в клинике слушатели имеют возможность разрешить возникшие конфликты и недоразумения, обратившись за консультацией к юристами из группы консультантов или к тем, кто ведет личный прием или проводит разъяснительную работу через виртуальную приемную Юридической клиники.

Таким образом, работа группы ППЗ осуществляется в тесном системном взаимодействии с группами консультантов и диспетчеров - как в содержательном, так и организационном смыслах. Это и делает группу основной в структуре клинической программы.

Студенты - пропагандисты, попав после предварительной учебы общего и базового характера в группу ППЗ, не перестают учиться. В ходе узкоспециализированных тренингов своего учебного модуля студенты данной группы учатся приобретать и развивать профессиональные навыки пропаганды правовых знаний как средства воздействия на правовую культуру молодежи.

Формирование навыков осуществляется в процессе последователь- • ных интерактивных занятий. II

Важнейшим тренингом может считаться учеба «с опорой на коллег и преподавателей». Данный тренинг позволяет: во-первых, сформировать необходимый набор профессиональных компетенций; и, во-вторых, обеспечить эффективное обучение слушателей навыкам юридически грамотного поведения в стандартных и нестандартных ситуациях.

В процессе последующих тренингов студенты группы ППЗ учатся анализировать деятельность своих коллег, давать рекомендации по совершенствованию приобретения навыков и умений.

Следовательно, каждое тренинговое занятие формирует определенные навыки организации коммуникативной деятельности, обеспечивающей успех пропаганды правовых знаний, установления деловых отношений в группе, отношений взаимопомощи и поддержки (работа в команде).

Каждое практическое занятие (это может быть и репетиционный, и ролевой тренинг), таким образом, направлено и на формирование навыков педагогической деятельности, развитие организаторских и управленческих способностей.

Здесь проигрываются следующие этапы приобретения педагогических навыков:

публичное выступление по плану проведения предстоящего занятия (оглашается план проведения занятия),

источники, использованные при подготовке материала,

излагается основное содержание занятия,

обращается внимание на особенности (специфику) материала,

акцентируется внимание на практическое применение полученных знаний (приводится практика, примеры),

проводится проверка знаний, полученных на занятии (готовятся проверочные работы).

При проведении данного тренинга студент - пропагандист (выступающий в роли учителя, преподавателя), как правило, использует в качестве наглядного материала презентацию (например, презентация по источникам конституционного права).

Следующий тренинг формирования навыков общения (пропагандист - слушатели) позволяет выявить запросы аудитории в сфере конституционных прав и обязанностей граждан РФ. В этом разделе изучаются вопросы, связанные с гражданством; избирательной системой и избирательным процессом; воинской обязанностью, альтернативной службой; правами и обязанностями налогоплательщиков.

Результатом такого тренинга являются сложившееся понимание и оценка статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Тренинг также позволяет раскрыть организаторские и управленческие споИ собности каждого из студентов группы пропаганды правовых знаний.

Весьма важным, на наш взгляд, является тренинг формирования навыков распространения правовых знаний при помощи методов организации дискуссии, проведения опросов, подготовки резюме в сфере административного права (виды административных наказаний). Данный тренинг позволит сформировать у слушателей представления о противоправных деяниях, за которые наступает административная ответственность, избегать выбора неправомерного поведения, избегать попадания в положение жертвы чужих правонарушений.

Тренинг по гражданскому и семейному праву учит студентов - пропагандистов корректно излагать материал (с примерами), общаться с аудиторией (отвечать на поставленные вопросы), вести дискуссии, вызывать аудиторию на диалог, то есть получать навыки коммуникативного общения. Здесь необходимо разъяснить, какие важнейшие институты существуют в гражданском праве. Необходимо обратиться к субъектам гражданского права; организационно-правовым формам и правовому режиму предпринимательской деятельности; имущественным правам; праву на интеллектуальную собственность; наследование; неимущественным правам (честь, достоинство, имя); способам защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок и условия заключения и расторжения

брака; правовое регулирование брачных отношений - семейное право. Тренинг направлен на формирование у слушателей прочных правовых традиций.

Кроме того, необходимо сформировать у студентов - практикантов определенные модели поведения, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях при разъяснении важнейших положений трудового права. Особое внимание требуется при анализе вопросов, касающихся времени труда и отдыха, заключения и расторжения трудового договора; правовых основ социальной защиты и социального обеспечения. Слушатели группы пропаганды правовых знаний в процессе обучения должны выработать определенную стратегию по защите своих прав при устройстве на работу и увольнении, а также рационально подходить к вопросу о режиме работы.

Четко определить систему ценностей (уважительное отношение к закону, к соблюдению и охране основных прав и свобод человека и гражданина), а также культивировать у слушателей группы пропаганды правовых знаний и правового поведения (знание об уголовном наказании, о целях и видах) помогают тренинги по уголовному праву. Студенты - практиканты вырабатывают определенные модели пропагандирования правовой культуры. •

Кроме отраслей материального права подлежат изучению и пропа- И гандированию знания и в сфере процессуального права: споры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского процесса; особенности административной юрисдикции; особенности уголовного процесса; конституционный процесс.

Вместе с тем студенты - практиканты имеют возможность эффективно совершенствовать навыки и сравнительного анализа международных актов по защите прав человека, представления о способах и возможностях защиты прав человека в международных организациях. Международной защите прав человека в условиях мирного и военного времени также отводится определенное время.

На наш взгляд, несомненна прикладная значимость такой пропаганды правовых знаний для целевой аудитории.

Как представляется, основная цель такой правовой пропаганды заключается в том, чтобы другая сторона - целевая адресная группа (студенты и школьники) была подготовлена к определенным способам деятельности, к которым можно отнести следующие.

Самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации. Анализ текстов нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя,

собственника, потребителя, работника, налогоплательщика. Формулирование и защита собственной точки зрения с использованием правовых норм. Применение полученных знаний, на наш взгляд, является необходимым для выбора правомерного способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Таким образом, и студенты, и школьники приобретают определенный опыт поиска и получения правовой информации; применения правовых норм в реальных жизненных ситуациях; формулирования норм в конкретных ситуациях, способов правомерного поведения, в том числе реализации и защиты прав потребителя, учащегося; обсуждения актуальных правовых проблем; оценки собственных действий и действий других с точки зрения соответствия их действующему законодательству.

Следовательно, пропаганда правовых знаний имеет определенный характер целеполагания.

Во-первых, школьники и студенты получают определенные знания в правовой сфере, осваивают эти знания, учатся применять эти знания на практике. Это, в свою очередь, влияет на развитие основ правовой культуры, на развитие самой личности, на воспитание гражданской ответственности, на приобретение основ правовой компетентности и способствует формированию основ познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей.

Во-вторых, такое обучение позволяет сформировать (накопить) определенную правовую базу для дальнейшего обучения в вузе (правда, это касается, в первую очередь, школьников).

Такая работа со школьниками и студентами, как представляется, оказывает несомненную помощь и самим студентам. Во-первых, позволяет им определить приоритеты при подготовке необходимого материала (например, правовое положение несовершеннолетнего в той или иной сфере). Во-вторых, упрочить навыки сбора информации (работа с кодексами, иными нормативными правовыми актами, учебниками, статьями в журналах). В-третьих, сформировать навыки работы в команде (коммуникативные навыки). В-четвертых, развить умение слушать и анализировать услышанное. В-пятых, приобрести основы правовой компетентности. В-шестых, «пробудить» в себе преподавателя.

Сформированная таким образом система пропаганды правовых знаний, на наш взгляд, позволяет активно использовать в образовательном процессе разные формы правовой работы с целевыми группами.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что при этом практиканты используют различные методы пропаганды правовых знаний: они проводят занятия для студентов и школьников, организуют правовые викторины, проводят дни «Защиты прав детей», организуют и проводят заседания ежегодного «Круглого стола - знатоков права». С другой стороны, у студентов развиваются навыки публичного выступления, углубление в самые разнообразные области приобретаемых профессиональных знаний, а также совершенствуется широчайший спектр практических компетенций, без которых деятельность современного юриста на любом поприще немыслима.

В важнейшем документе «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» подчеркивается, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов.

Можно подвести определенные итоги и сделать некоторые выводы. Таким образом, на наш взгляд, пропаганда правовых знаний позволяет сформировать в обществе устойчивое уважение к закону, преодолеть правовой нигилизм; повысить уровень правовой культуры граждан (сюда мы можем • включить и уровень осведомлённости и юридической грамотности); соз- И дать систему стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения; внедрить в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Студенты - практиканты в свою очередь приобретают профессиональный опыт пропаганды правовых знаний.

Таким образом, пропаганда правовых знаний выступает средством и гарантом правового просвещения.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ