СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Регулирование отношений аутсорсинга


Прыткова Е.Д.

студент юридического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

Научный руководитель Мухтаров Н.К.

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

Стремительная модернизация рыночных отношений оказывает значительное воздействие на развитие трудовых отношений, но и заставляет руководителей организаций серьезно задуматься о поиске рыночного инструмента, позволяющего существенно снизить издержки и в то же время обеспечить высокий уровень качества производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Одним из наиболее оптимальных вариантов является инструмент привлечения внештатных сотрудников аутсорсинг - способ оптимизации управления деятельностью компании.путем передачи сторонним специализированным организациям некоторых функций для выполнения их силами профессиональных работников этих организаций.

Передача процессов в аутсорсинг производится путем заключения соглашения между стороной-заказчиком и узкопрофильной организацией, о оказании услуг или выполнении работ для результативного поддержания процессов производства заказчика, штатными сотрудниками компании-аутсорсера. Не смотря на тот факт, что в российском законодательстве отсутствует понятие аутсорсинга, однако согласно п. 1 и п. 2 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), как для физических, так и для юридических лиц действует принцип свободы договора. Таким образом, для компаний нет никаких препятствий для заключения договора аутсорсинга.

Впервые в России интерес к механизму аутсорсинга появился в девяностые годы прошлого века, когда вследствие экономических реформ потребовался пересмотр стандартных подходов к организации деятельности предприятий. В настоящий период расходы компаний на покупку услуг аутсорсинга постоянно растут, а рынок этих услуг быстро

расширяется, заинтересовывая исследователей-экономистов, выявивших позитивные и негативные моменты применения данной формы привлечения трудовых ресурсов в компаниях. В силу ориентированности этого механизма на перераспределение трудовых ресурсов и налоговой обязанности аутсорсинг привлекает внимание учёных-юристов, занимающихся исследованием проблемных вопросов трудового и налогового права.

Аутсорсинг (outsourcing) - это способ организации деятельности компании за счет концентрации на главном, важнейшем направлении деятельности и делегировании некоторых, главным образом вспомогательных, функций внешним специализированным фирмам на основе до- говора. Из определения следует, что передача процессов в аутсорсинг осуществляется путем заключения договора между заказчиком и аутсорсером о выполнении работ или оказании услуг, необходимых для поддержания процессов производства заказчика, работниками, состоящими в штате компании-аутсорсера.

Относительно правовой природы заключаемого договора мнения ученых расходятся. Некоторые авторы полагают, что существует особенная категория гражданско-правовых договоров о предоставлении персонала.

К числу договоров этой категории относят и договор аутсорсинга. В подтверждение самостоятельности договора аутсорсинга, как правило, ука- • зывается на то, что данный вид договора не предусмотрен в гражданском И законодательстве, а также то, что штатные работники компании - аутсорсера обсуживают заказчика, выполняя трудовые функции, в месте его нахождения. Предполагают, что указанный вид договора предусмотрен пп. 19 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в котором предусмотрена возможность несения организациями расходов «на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией».

Другие ученые отмечают, что отношения аутсорсинга могут быть отражены при помощи правовой конструкции договора о возмездном оказании услуг или же договора подряда. Квалификация правоотношений аутсорсинга в качестве оказания услуг встречается в судебной практике. Так, соответствующая позиция высказана в Определении

Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 января 2008 г. № 199/08 по делу № А27-1206/2007-2.

Так или иначе, отношения аутсорсинга имеют свою специфику и выделяются как по составу субъектов, так и по содержанию. Отношения аутсорсинга включают три стороны: аутсорсер (компания, предоставляющая услуги по передаче работников в аренду); работник и организация - заказчик.

Фирма, нуждающаяся во временном персонале, заключает с компанией - аутсорсером гражданско-правовой договор. Аутсорсер подбирает персонал, с которым, в свою очередь, заключает от своего имени трудовые договоры. При этом организация - аутсорсер, обязуется лишь предоставить персонал соответствующей квалификации и не принимает на себя иных обязательств по оказанию каких-либо услуг.

Таким образом, отношения аутсорсинга - комплекс правоотношений между тремя сторонами, оформляемый двумя типами договоров:

гражданско-правовой договор между организацией - заказчиком и аутсорсером;

индивидуальные трудовые договоры компанией - аутсорсером и работниками.

Отношения между аутсорсером (в качестве исполнителя) и организацией - заказчиком оформляются обычным договором возмездного оказания услуг либо договором подряда. При этом заемный работник является одновременно и работником нанявшей его компании - аутсорсера, и фирмы, временно использующей его труд.

Предметом такого договора будет являться передача на выполнение аутсорсеру любых функций или процессов выполняемых собственными силами сотрудников компании. Для выявления в компании участков, передача которых в аутсорсинг возможна или же необходима достаточно рассмотреть структурные подразделения этой компании. Чаще всего в аутсорсинг передаются такие функции как создание и техническая поддержка информационных систем и сетей; постановка и ведение бухгалтерского учета и налогового обслуживания; правовое обслуживание; поиск и подбор персонала; PR и реклама; охрана и служба безопасности; социальные услуги (медицинское обслуживание, организация питания, отдыха и развлечений); организация транспортных перевозок и прочие услуги. Данный подход дает руководству организации возможность

сконцентрировать внимание и ресурсы на достижении целей по основным направлениям деятельности организации.

В то же время отношения, которые возникают между организацией- заказчиком и работником, не могут рассматриваться как обычные трудовые правоотношения, поскольку они имеют не самостоятельную природу, а производную от ранее заключенного основного трудового договора между работником и компанией - аутсорсером.

Так, в соответствии со статьей 15 ТК РФ «трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором».

Аутсорсинг все же предусматривает заключение трудового договора между компанией - аутсорсером в качестве работодателя и работником. • При этом функции работодателя выполняются только частично и, как И правило, ограничиваются выплатой заработной платы и исполнением обязанностей налогового агента.

Соответствующий договор в качестве необходимых условий должен включать некоторые положения из области трудового права, такие как нормы о делегировании компании - заказчику некоторого круга прав и обязанностей работодателя.

Дело в том, что фактически широкий круг обязанностей возлагается на организацию-заказчика: по обеспечению безопасных условий труда, по обеспечению гарантий и компенсаций при опасных и вредных условиях труда; по контролю за соблюдением работником дисциплины, правил внутреннего распорядка и должностных инструкций. Поэтому при заключении договора между аутсорсерами и организациями - заказчиками, а также при исполнении данного договора возникает проблема определения и разграничения сфер и полномочий по обеспечению переданного персонала надлежащими условиями труда и степени ответственности за неисполнение этой обязанности. Совершенно очевидно, что

агентство не в состоянии отслеживать трудовой и производственный процесс на территории организации-заказчика. В связи с этим агентство передает заказчику часть своих полномочий и ответственности как работодателя. Заказчик же принимая на себя эти полномочия и ответственность, юридически и фактически не становится для заемных работников работодателем.

В практическом аспекте при заключении договоров особое внимание следует уделить вопросу законности включения в договор ряда специфических инициативных условий. Очевидно, что услуги или работы, предусмотренные договором, как правило, выполняются силами работников аутсорсера на территории организации-заказчика, поэтому в литературе можно встретить мнение о необходимости согласования сторонами договора условий относительно труда работников.К таким условиям относят: права и обязанности заказчика в отношении направленных к нему работников; трудовые функции направляемых работников; требования к их квалификации; режим рабочего времени и место работы; условия об охране труда и прочие. Вышеперечисленные условия обеспечивают выполнение работниками трудовой функции, составляют содержание соглашений, трудовых договоров, и локальных нормативных правовых актов,

принятых согласно трудовому законодательству. Они могут связывать И работника и работодателя, но не его контрагентов. Включение указанных условий в гражданско-правовой договор может повлечь переквалификацию отношений. Так, подобные споры передаются налоговыми органами на рассмотрение судов, поскольку предполагается, что специалисты, привлеченные к работе, становятся работниками заказчика вследствие фактического допуска к выполнению соответствующих функций (например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.04.2004 № А56-20964/03).

Отсюда ясно, что включения в договор гражданско-правового характера подобных условий следует избегать. При грамотной проработке положений договора можно избежать раскрытия трудовой функции направляемых работников и в то же время перечислить условия о характере услуги, работы, требованиях к их качеству и срокам выполнения, правах и обязанностях сторон обязательства. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) содержит ряд норм, позволяющих перечислить в договоре большую часть этих условий без риска признания договора, скрывающим трудовые отношения. К таким нормам можно отнести п. 3 ст. 703 ГК РФ, согласно которому выполнение работы может осуществляться способами, определяемыми подрядчиком, или же способами, предусмотренными соглашением сторон; п. 1 ст. 708 ГК РФ, дающий

право определения промежуточных сроков, то есть сроков завершения отдельных этапов выполнения работ; п. 1 ст. 715 ГК РФ, дающий заказчику право проверки хода и качества работы, выполняемой подрядчиком без непосредственного вмешательства в его деятельность; п. 1 ст. 718 ГК РФ, обязывающий заказчика содействовать подрядчику в выполнении работы в случаях и объеме, определённых договором подряда.

Приведенные выше нормы законодательства, регулирующие отношения подряда, могут применяться к договорам возмездного оказания согласно ст. 783 ГК РФ. Также необходимо отметить, что в полной мере соответствуют законодательству условия договоров подряда и возмездного оказания услуг, конкретизирующие права и обязанности сторон по перечисленным аспектам.

Внедрение аутсорсинга в российскую практику - явление неоднозначное. Предприниматели и менеджмент предприятий считают его весьма эффективным инструментом управления, позволяющим снизить издержки производства и повысить качество услуг. Однако имеется и иная точка зрения, когда исследователи смотрят на социально-экономические реалии шире и видят в них не только бизнес - процедуры, но и весь спектр последствий. Внедрение аутсорсинга практически всегда приводит к сокращению численности персонала в организации - заказчике, ухудшается • положение работников и снижается уровень социально - трудовых стандартов производства.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ