студент юридического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
Научный руководитель Мухтаров Н.К.
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
Стремительная модернизация рыночных отношений оказывает значительное воздействие на развитие трудовых отношений, но и заставляет руководителей организаций серьезно задуматься о поиске рыночного инструмента, позволяющего существенно снизить издержки и в то же время обеспечить высокий уровень качества производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Одним из наиболее оптимальных вариантов является инструмент привлечения внештатных сотрудников аутсорсинг - способ оптимизации управления деятельностью компании.путем передачи сторонним специализированным организациям некоторых функций для выполнения их силами профессиональных работников этих организаций.
Передача процессов в аутсорсинг производится путем заключения соглашения между стороной-заказчиком и узкопрофильной организацией, о оказании услуг или выполнении работ для результативного поддержания процессов производства заказчика, штатными сотрудниками компании-аутсорсера. Не смотря на тот факт, что в российском законодательстве отсутствует понятие аутсорсинга, однако согласно п. 1 и п. 2 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), как для физических, так и для юридических лиц действует принцип свободы договора. Таким образом, для компаний нет никаких препятствий для заключения договора аутсорсинга.
Впервые в России интерес к механизму аутсорсинга появился в девяностые годы прошлого века, когда вследствие экономических реформ потребовался пересмотр стандартных подходов к организации деятельности предприятий. В настоящий период расходы компаний на покупку услуг аутсорсинга постоянно растут, а рынок этих услуг быстро
расширяется, заинтересовывая исследователей-экономистов, выявивших позитивные и негативные моменты применения данной формы привлечения трудовых ресурсов в компаниях. В силу ориентированности этого механизма на перераспределение трудовых ресурсов и налоговой обязанности аутсорсинг привлекает внимание учёных-юристов, занимающихся исследованием проблемных вопросов трудового и налогового права.
Аутсорсинг (outsourcing) - это способ организации деятельности компании за счет концентрации на главном, важнейшем направлении деятельности и делегировании некоторых, главным образом вспомогательных, функций внешним специализированным фирмам на основе до- говора. Из определения следует, что передача процессов в аутсорсинг осуществляется путем заключения договора между заказчиком и аутсорсером о выполнении работ или оказании услуг, необходимых для поддержания процессов производства заказчика, работниками, состоящими в штате компании-аутсорсера.
Относительно правовой природы заключаемого договора мнения ученых расходятся. Некоторые авторы полагают, что существует особенная категория гражданско-правовых договоров о предоставлении персонала.
К числу договоров этой категории относят и договор аутсорсинга. В подтверждение самостоятельности договора аутсорсинга, как правило, ука- • зывается на то, что данный вид договора не предусмотрен в гражданском И законодательстве, а также то, что штатные работники компании - аутсорсера обсуживают заказчика, выполняя трудовые функции, в месте его нахождения. Предполагают, что указанный вид договора предусмотрен пп. 19 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в котором предусмотрена возможность несения организациями расходов «на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией».
Другие ученые отмечают, что отношения аутсорсинга могут быть отражены при помощи правовой конструкции договора о возмездном оказании услуг или же договора подряда. Квалификация правоотношений аутсорсинга в качестве оказания услуг встречается в судебной практике. Так, соответствующая позиция высказана в Определении
Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 января 2008 г. № 199/08 по делу № А27-1206/2007-2.
Так или иначе, отношения аутсорсинга имеют свою специфику и выделяются как по составу субъектов, так и по содержанию. Отношения аутсорсинга включают три стороны: аутсорсер (компания, предоставляющая услуги по передаче работников в аренду); работник и организация - заказчик.
Фирма, нуждающаяся во временном персонале, заключает с компанией - аутсорсером гражданско-правовой договор. Аутсорсер подбирает персонал, с которым, в свою очередь, заключает от своего имени трудовые договоры. При этом организация - аутсорсер, обязуется лишь предоставить персонал соответствующей квалификации и не принимает на себя иных обязательств по оказанию каких-либо услуг.
Таким образом, отношения аутсорсинга - комплекс правоотношений между тремя сторонами, оформляемый двумя типами договоров:
гражданско-правовой договор между организацией - заказчиком и аутсорсером;
индивидуальные трудовые договоры компанией - аутсорсером и работниками.
Отношения между аутсорсером (в качестве исполнителя) и организацией - заказчиком оформляются обычным договором возмездного оказания услуг либо договором подряда. При этом заемный работник является одновременно и работником нанявшей его компании - аутсорсера, и фирмы, временно использующей его труд.
Предметом такого договора будет являться передача на выполнение аутсорсеру любых функций или процессов выполняемых собственными силами сотрудников компании. Для выявления в компании участков, передача которых в аутсорсинг возможна или же необходима достаточно рассмотреть структурные подразделения этой компании. Чаще всего в аутсорсинг передаются такие функции как создание и техническая поддержка информационных систем и сетей; постановка и ведение бухгалтерского учета и налогового обслуживания; правовое обслуживание; поиск и подбор персонала; PR и реклама; охрана и служба безопасности; социальные услуги (медицинское обслуживание, организация питания, отдыха и развлечений); организация транспортных перевозок и прочие услуги. Данный подход дает руководству организации возможность
сконцентрировать внимание и ресурсы на достижении целей по основным направлениям деятельности организации.
В то же время отношения, которые возникают между организацией- заказчиком и работником, не могут рассматриваться как обычные трудовые правоотношения, поскольку они имеют не самостоятельную природу, а производную от ранее заключенного основного трудового договора между работником и компанией - аутсорсером.
Так, в соответствии со статьей 15 ТК РФ «трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором».
Аутсорсинг все же предусматривает заключение трудового договора между компанией - аутсорсером в качестве работодателя и работником. • При этом функции работодателя выполняются только частично и, как И правило, ограничиваются выплатой заработной платы и исполнением обязанностей налогового агента.
Соответствующий договор в качестве необходимых условий должен включать некоторые положения из области трудового права, такие как нормы о делегировании компании - заказчику некоторого круга прав и обязанностей работодателя.
Дело в том, что фактически широкий круг обязанностей возлагается на организацию-заказчика: по обеспечению безопасных условий труда, по обеспечению гарантий и компенсаций при опасных и вредных условиях труда; по контролю за соблюдением работником дисциплины, правил внутреннего распорядка и должностных инструкций. Поэтому при заключении договора между аутсорсерами и организациями - заказчиками, а также при исполнении данного договора возникает проблема определения и разграничения сфер и полномочий по обеспечению переданного персонала надлежащими условиями труда и степени ответственности за неисполнение этой обязанности. Совершенно очевидно, что
агентство не в состоянии отслеживать трудовой и производственный процесс на территории организации-заказчика. В связи с этим агентство передает заказчику часть своих полномочий и ответственности как работодателя. Заказчик же принимая на себя эти полномочия и ответственность, юридически и фактически не становится для заемных работников работодателем.
В практическом аспекте при заключении договоров особое внимание следует уделить вопросу законности включения в договор ряда специфических инициативных условий. Очевидно, что услуги или работы, предусмотренные договором, как правило, выполняются силами работников аутсорсера на территории организации-заказчика, поэтому в литературе можно встретить мнение о необходимости согласования сторонами договора условий относительно труда работников.К таким условиям относят: права и обязанности заказчика в отношении направленных к нему работников; трудовые функции направляемых работников; требования к их квалификации; режим рабочего времени и место работы; условия об охране труда и прочие. Вышеперечисленные условия обеспечивают выполнение работниками трудовой функции, составляют содержание соглашений, трудовых договоров, и локальных нормативных правовых актов,
принятых согласно трудовому законодательству. Они могут связывать И работника и работодателя, но не его контрагентов. Включение указанных условий в гражданско-правовой договор может повлечь переквалификацию отношений. Так, подобные споры передаются налоговыми органами на рассмотрение судов, поскольку предполагается, что специалисты, привлеченные к работе, становятся работниками заказчика вследствие фактического допуска к выполнению соответствующих функций (например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.04.2004 № А56-20964/03).
Отсюда ясно, что включения в договор гражданско-правового характера подобных условий следует избегать. При грамотной проработке положений договора можно избежать раскрытия трудовой функции направляемых работников и в то же время перечислить условия о характере услуги, работы, требованиях к их качеству и срокам выполнения, правах и обязанностях сторон обязательства. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) содержит ряд норм, позволяющих перечислить в договоре большую часть этих условий без риска признания договора, скрывающим трудовые отношения. К таким нормам можно отнести п. 3 ст. 703 ГК РФ, согласно которому выполнение работы может осуществляться способами, определяемыми подрядчиком, или же способами, предусмотренными соглашением сторон; п. 1 ст. 708 ГК РФ, дающий
право определения промежуточных сроков, то есть сроков завершения отдельных этапов выполнения работ; п. 1 ст. 715 ГК РФ, дающий заказчику право проверки хода и качества работы, выполняемой подрядчиком без непосредственного вмешательства в его деятельность; п. 1 ст. 718 ГК РФ, обязывающий заказчика содействовать подрядчику в выполнении работы в случаях и объеме, определённых договором подряда.
Приведенные выше нормы законодательства, регулирующие отношения подряда, могут применяться к договорам возмездного оказания согласно ст. 783 ГК РФ. Также необходимо отметить, что в полной мере соответствуют законодательству условия договоров подряда и возмездного оказания услуг, конкретизирующие права и обязанности сторон по перечисленным аспектам.
Внедрение аутсорсинга в российскую практику - явление неоднозначное. Предприниматели и менеджмент предприятий считают его весьма эффективным инструментом управления, позволяющим снизить издержки производства и повысить качество услуг. Однако имеется и иная точка зрения, когда исследователи смотрят на социально-экономические реалии шире и видят в них не только бизнес - процедуры, но и весь спектр последствий. Внедрение аутсорсинга практически всегда приводит к сокращению численности персонала в организации - заказчике, ухудшается • положение работников и снижается уровень социально - трудовых стандартов производства.
гражданско правовой договор, возмездный оказание услуга, договор возмездный оказание, российский федерация далее, кодекс российский федерация, поддержание процесс производство, процесс производство заказчик, гражданский кодекс российский, функция направлять работник, вид договор предусмотренный, кодекс российский федерация далее, филиал российский таможенный академия, оказание услуга договор подряд, гражданский кодекс российский федерация, бобковый филиал российский таможенный, поддержание процесс производство заказчик, трудовой функция направлять работник, петербургский бобковый филиал российский, договор возмездный оказание услуга, возмездный оказание услуга договор,