старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
Одной из важнейших частей экономической системы государства является рынок труда. От состояния рынка труда зависит в целом социально-экономическое благополучие всей страны.
Понятие рынка труда можно определить как систему социально-экономических отношений между работниками и работодателями, формирующуюся вокруг спроса и предложения на рабочую силу.
В настоящее время существует целый ряд проблем, которые крайне негативно сказываются на положении дел на российском рынке труда. Среди них такие проблемы, как нелегальная трудовая миграция, неравномерное распределение трудовых ресурсов в различных регионах страны, теневая занятость, проблемы оплаты труда и обеспечения социальных
гарантий работникам, непропорциональное распределение кадров по от.раслям, проблемы трудоустройства молодежи и, конечно, безработица.
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не имеет работы. Уровень безработицы является одним из основных факторов, отражающих положение дел на рынке труда и социально-экономическую ситуацию в стране.
Безработица влечет множество негативных последствий, как для экономики государства, так и для населения.
К негативным последствиям в экономике можно отнести сокращение производства валового внутреннего продукта и, как следствие, спад экономики страны в целом.
Среди отрицательных социальных последствий безработицы: затруднение материального положения граждан, моральный упадок, потеря квалификации работников - для отдельно взятых личностей; значительный рост социального напряжения и увеличение числа правонарушений и уровня преступности - для общества в целом.
Конституция Российской Федерации провозгласила свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности. Согласно Конституции Российской
Федерации (далее - Конституция РФ) принудительный труд в Российской Федерации запрещен.
В то же время Конституция РФ гарантирует каждому право на защиту от безработицы.
Безусловно, вопросы безработицы также регулируются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»), Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно вышеуказанному Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации»: «.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.».
Таким образом, законодательно определены условия, при которых граждане могут быть признаны безработными: наличие трудоспособности, отсутствие работы и заработка, поиск работы и готовность к ней приступить, а также необходимость регистрации в органах службы занятости.
Тем не менее, не все граждане, обладающие вышеперечисленными признаками, могут претендовать на статус безработного. Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определены условия, при ц которых граждане не могут быть признаны безработными: не достигшие. 16-летнего возраста; получающие в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные
сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
В настоящий момент имеется еще одна категория граждан, которые могут признаваться безработными это инвалиды.
Для такой категории граждан сложно найти работу, а тем более встать на учет в качестве безработного. Особенностью постановки инвалидов в качестве безработного служит дополнительная программа реабилитации инвалида, содержащие рекомендации и условия труда. Данная программа всегда сопровождается заключением медико-социальной экспертизой гражданина исходя из комплексной оценки ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
Однако при постановке на учет в качестве безработного инвалид имеет возможность и право в качестве приоритета пройти профессиональное обучение или получить профессиональное образование. Работник-инвалид может трудоустроиться, исходя из установленной квоты. На законодательном уровне такие работники всегда находится в особом положении.
Работодатель обязан представлять сведения в орган занятости населения о наличие свободных рабочих мест и вакантных должностей, соз- . данных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, обязательно включая информацию о локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнению квоты для приема на работу инвалидов.
Особо отметим, что пособия по безработице в соответствии с Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 № 1382 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год» составляет минимальная величина пособия 850 рублей, максимальная 4900 рублей. Величина пособия не измена с 2009 г по настоящее время. К большому сожалению, законодатель не учитывает при выплате пособия размер прожиточного минимума.
По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) по сравнению с июлем 2015 г. численность занятого населения в августе 2015 г. увеличилась на 240 тыс. человек, или на 0,3 %, численность безработных - осталась почти на том же уровне. По сравнению с августом 2014 г. численность занятого населения (без Республики Крым и г. Севастополя) уменьшилась на 150 тыс. человек, или на 0,2 %, численность безработных - увеличилась на 326 тыс. человек, или на 8,9 %. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями Международной организацией труда, в 4,3 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения.В конце августа 2015 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 956 тыс. человек, что на 1,9 % меньше по сравнению с июлем 2015 г. и на 13,5 % больше по сравнению с августом 2014 г. (без Республики Крым и г. Севастополя).
Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, в августе 2015 г. 73 % безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2015 г. составила 26,1 %, среди безработных женщин - 28,6 %. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в августе 2015 г. его использовали 66,1 % безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали 49,4 % безработных.
По данным Росстата количество трудоустроенных граждан на квотируемые рабочие места за период с 2012 по 2014 года составило: в 2012 год всего - 6286 человек, в том числе категория инвалиды - 3708 человек; ц в 2013 году всего - 6149 человек, в том числе категория инвалиды - 4271; . в 2014 году всего - 5938, в том числе категорию инвалиды - 3887 человек.
Как видно из статистики динамика безработицы среди наседания постоянно увеличивается или находится в статике.
Безработица по-прежнему остается одной из наиболее актуальных проблем российского рынка труда. Государству необходимо продолжать работу в сфере защиты населения от безработицы, разрабатывать и принимать новые меры, направленные на сокращение числа безработных, а также на поддержку граждан, не имеющих работы. В рамках решения проблем, связанных с безработицей, необходимо также проведение мероприятий, направленных на оптимизацию рынка труда, создание новых рабочих мест, координацию системы образования с потребностями рынка труда, поддержку испытывающих наибольшие проблемы безработицы регионов России, стимулирование работодателей к приему на работу лиц, не имеющих трудового опыта.
орган служба занятость, занятость население российский, население российский федерация, закон занятость население, число категория инвалид, учет качество безработный, российский федерация далее, гражданин признать безработный, условие гражданин признать, негативный последствие экономика, занятость население российский федерация, закон занятость население российский, инвалид число категория инвалид, число категория инвалид число, государственный учреждение служба занятость, определить условие гражданин признать, условие гражданин признать безработный, учреждение служба занятость население, регистрация орган служба занятость, категория инвалид число категория,