СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Правовое регулирование занятости и безработицы в россии


Мухтаров Н.К.

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

Одной из важнейших частей экономической системы государства является рынок труда. От состояния рынка труда зависит в целом социально-экономическое благополучие всей страны.

Понятие рынка труда можно определить как систему социально-экономических отношений между работниками и работодателями, формирующуюся вокруг спроса и предложения на рабочую силу.

В настоящее время существует целый ряд проблем, которые крайне негативно сказываются на положении дел на российском рынке труда. Среди них такие проблемы, как нелегальная трудовая миграция, неравномерное распределение трудовых ресурсов в различных регионах страны, теневая занятость, проблемы оплаты труда и обеспечения социальных

гарантий работникам, непропорциональное распределение кадров по от.раслям, проблемы трудоустройства молодежи и, конечно, безработица.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не имеет работы. Уровень безработицы является одним из основных факторов, отражающих положение дел на рынке труда и социально-экономическую ситуацию в стране.

Безработица влечет множество негативных последствий, как для экономики государства, так и для населения.

К негативным последствиям в экономике можно отнести сокращение производства валового внутреннего продукта и, как следствие, спад экономики страны в целом.

Среди отрицательных социальных последствий безработицы: затруднение материального положения граждан, моральный упадок, потеря квалификации работников - для отдельно взятых личностей; значительный рост социального напряжения и увеличение числа правонарушений и уровня преступности - для общества в целом.

Конституция Российской Федерации провозгласила свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности. Согласно Конституции Российской

Федерации (далее - Конституция РФ) принудительный труд в Российской Федерации запрещен.

В то же время Конституция РФ гарантирует каждому право на защиту от безработицы.

Безусловно, вопросы безработицы также регулируются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»), Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Согласно вышеуказанному Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации»: «.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.».

Таким образом, законодательно определены условия, при которых граждане могут быть признаны безработными: наличие трудоспособности, отсутствие работы и заработка, поиск работы и готовность к ней приступить, а также необходимость регистрации в органах службы занятости.

Тем не менее, не все граждане, обладающие вышеперечисленными признаками, могут претендовать на статус безработного. Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определены условия, при ц которых граждане не могут быть признаны безработными: не достигшие. 16-летнего возраста; получающие в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные

сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

В настоящий момент имеется еще одна категория граждан, которые могут признаваться безработными это инвалиды.

Для такой категории граждан сложно найти работу, а тем более встать на учет в качестве безработного. Особенностью постановки инвалидов в качестве безработного служит дополнительная программа реабилитации инвалида, содержащие рекомендации и условия труда. Данная программа всегда сопровождается заключением медико-социальной экспертизой гражданина исходя из комплексной оценки ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

Однако при постановке на учет в качестве безработного инвалид имеет возможность и право в качестве приоритета пройти профессиональное обучение или получить профессиональное образование. Работник-инвалид может трудоустроиться, исходя из установленной квоты. На законодательном уровне такие работники всегда находится в особом положении.

Работодатель обязан представлять сведения в орган занятости населения о наличие свободных рабочих мест и вакантных должностей, соз- . данных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, обязательно включая информацию о локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнению квоты для приема на работу инвалидов.

Особо отметим, что пособия по безработице в соответствии с Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 № 1382 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год» составляет минимальная величина пособия 850 рублей, максимальная 4900 рублей. Величина пособия не измена с 2009 г по настоящее время. К большому сожалению, законодатель не учитывает при выплате пособия размер прожиточного минимума.

По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) по сравнению с июлем 2015 г. численность занятого населения в августе 2015 г. увеличилась на 240 тыс. человек, или на 0,3 %, численность безработных - осталась почти на том же уровне. По сравнению с августом 2014 г. численность занятого населения (без Республики Крым и г. Севастополя) уменьшилась на 150 тыс. человек, или на 0,2 %, численность безработных - увеличилась на 326 тыс. человек, или на 8,9 %. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями Международной организацией труда, в 4,3 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения.В конце августа 2015 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 956 тыс. человек, что на 1,9 % меньше по сравнению с июлем 2015 г. и на 13,5 % больше по сравнению с августом 2014 г. (без Республики Крым и г. Севастополя).

Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, в августе 2015 г. 73 % безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2015 г. составила 26,1 %, среди безработных женщин - 28,6 %. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в августе 2015 г. его использовали 66,1 % безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали 49,4 % безработных.

По данным Росстата количество трудоустроенных граждан на квотируемые рабочие места за период с 2012 по 2014 года составило: в 2012 год всего - 6286 человек, в том числе категория инвалиды - 3708 человек; ц в 2013 году всего - 6149 человек, в том числе категория инвалиды - 4271; . в 2014 году всего - 5938, в том числе категорию инвалиды - 3887 человек.

Как видно из статистики динамика безработицы среди наседания постоянно увеличивается или находится в статике.

Безработица по-прежнему остается одной из наиболее актуальных проблем российского рынка труда. Государству необходимо продолжать работу в сфере защиты населения от безработицы, разрабатывать и принимать новые меры, направленные на сокращение числа безработных, а также на поддержку граждан, не имеющих работы. В рамках решения проблем, связанных с безработицей, необходимо также проведение мероприятий, направленных на оптимизацию рынка труда, создание новых рабочих мест, координацию системы образования с потребностями рынка труда, поддержку испытывающих наибольшие проблемы безработицы регионов России, стимулирование работодателей к приему на работу лиц, не имеющих трудового опыта.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ