СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Этические и психологические аспекты индивидуальных трудовых споров


Грошева И.М.

студент юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель Доброхотова Е.Н.

доцент кафедры трудового права и охраны труда, директор Юридической клиники Санкт-Петербургского государственного университета,

к.ю.н., доцент

Целесообразно привлечь внимание научного сообщества и общественности к этическим и психологическим аспектам, препятствующим работникам эффективно и своевременно защищать права и законные интересы.

Статистические данные показывают, что за последние четыре года органы прокуратуры выявили свыше трех миллионов нарушений закона только в сфере оплаты труда, в то время, как граждане обращались в ор- tганы прокуратуры по вопросам надзора за нарушением трудового зако- нодательства чуть более восемьсот тысяч раз. Таким образом, работники • в 3,7 раз реже инициируют проверку всех незаконных действий работодателя, чем органы прокуратуры выявляют нарушений только в сфере оплаты труда. Мы видим, что граждане неохотно обращаются за защитой своих прав и законных интересов.

Рассмотрим юридико-экономические аспекты, препятствующие работникам эффективно защищать свои права. Благоразумный работодатель стремится минимизировать свои издержки, чтобы обеспечить своей организации стабильное экономическое положение, возможность содержать штатный персонал и поощрять работников за трудовые заслуги. Поскольку работодатели являются хозяйствующими субъектами в трудовых отношениях, они обладают дискреционными, нормотворческими, экономическими и управленческими полномочиями. В связи с этим, недобросовестные работодатели используют свое доминирующее положение по отношению к работникам для получения максимальной экономической выгоды, навязывают им крайне невыгодные условия работы. В частности, работодатели не нормируют труд, не обеспечивают соблюдение

норм рабочего времени, допускают переработку, устанавливают такие условия оплаты труда, что позволяют им выплачивать работникам заработную плату «в конвертах» или путем перечисления денежных сумм «премий» и «процентов вдоходов» с личных банковских карт руководителей на банковские карты работников, не предоставляют гарантии и льготы. Работники, осознают свое зависимое положение от названных видов власти работодателя, оценивают свои личные возможности повлиять на ситуацию в «свою пользу» как ничтожно малые.

Следствием названного юридико-экономического аспекта является следующий этический аспект. Наемные работники остерегаются негативных последствий отстаивания своих прав и законных интересов, поэтому понимая, что их права нарушаются, они не предпринимают никаких действий для их защиты, соглашаются на те условия работы, которые им предложил работодатель. По данным доклада Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки только за 2014 год за выдачу «серых» заработных плат было дисквалифицировано 640 должностных лиц, то есть в 640 организациях работники соглашались на высокорискованные условия труда, ущемляющие их права и законные интересы, не принимали мер для их защиты.

Названный аспект - не единственный этический аспект, препятствуII ющий работникам отстаивать свои интересы. В основном, свидетелями по трудовым спорам являются коллеги работника-Истца, которые подчиняются работодателю-Ответчику. В связи с тем, что работники-Свидетели не желают ухудшать взаимоотношения с работодателем и предпочитают проявлять лояльность по отношению к нему, они отказываются давать показания и поддерживать позицию работника-Истца. Из-за этого работник, чьи права были нарушены, испытывает трудности в доказывании своей позиции, и как следствие, может получить отказ в удовлетворении исковых требований.

К психологическим аспектам, препятствующим работникам эффективно защищать свои права и законные интересы можно, отнести нерешительность работников. Они не отстаивают свои права и законные ин- тересы: либо потому что не уверены в своей победе, либо потому что уверены, что в случае победы они рискуют карьерой. За 2014 год почти 360 тысяч исков о выплате задолженности по заработной плате было

предъявлено в суд в интересах работников органами прокуратуры, таким образом, 360 тысяч работников мирились с тем, что им не выплачивают заработную плату в полном объеме.

Зачастую страх перед последствиями защиты своих прав приводит к тому, что работники пропускают сроки на обращения в суд за защитой своих прав. Так, Зейский районный суд Амурской области, рассматривая дело № 2-1730/2012 от 29 ноября 2012 года, отказал истцу в удовлетворении требований о взыскании заработной платы с работодателя в связи с тем, что Истец пропустил срок для обращения в суд без уважительных причин. Суд посчитал, что боязнь последствий обращения в суд (в данном случае Истец заявлял о боязни применения к нему мер дисциплинарного взыскания) не является уважительной причиной для пропуска установленного срока, поскольку данная причина является лишь предполагаемой и не подтверждается фактами. Вывод Зейского районного суда подтверждается позицией Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2, согласно которой страх перед увольнением не является уважительной причиной для пропуска срока, установленного для защиты своего права.

Еще один сдерживающий психологический аспект - реакция работодателя на защиту работником своих прав и законных интересов. Работодатели рассматривают обращение работников в суд «как нежелательное • и ненормальное явление». Работодатели зачастую не идут на компромисс И и не стремятся мирно урегулировать конфликт, не желают исправлять допущенные нарушения. По данным органов прокуратуры лишь около половины требований прокурора удовлетворяются добровольно. Проанализировав судебную практику, воспользовавшись методом случайной выборки, можно прийти к выводу, что лишь одно из десяти судебных разбирательств заканчивается заключением мирового соглашения.

В целях минимизации отрицательного влияния выявленных аспектов, законодатель принял следующие меры:

Наделил органы Прокуратуры и органы Федеральной службы по труду и занятости контрольно-надзорными полномочиями для выявления и предотвращения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для защиты прав и законных интересов работников;

Обеспечил работникам право на образование Комиссии по трудовым спорам совместно с работодателями для решения индивидуальных трудовых споров. Решение конфликта через обращение в Комиссию по трудовым спорам позволяет работнику проявить лояльность по отношению к работодателю и избежать негативных последствий, как для работника, так и для работодателя;

Предоставил работникам право на защиту трудовых прав и законных интересов профессиональными союзами. Объединив усилия, работники активнее защищают свои права и законные интересы, а скоординированные действия позволяют достигнуть больших результатов.

Несмотря на то, что были приведены далеко не все меры, принимаемые законодателем для того, чтобы работники защищали и отстаивали

свои права и законные интересы, выявленные проблемы свидетельству- 11ют о том, что применяемые меры являются недостаточными и нуждаются в совершенствовании.

Одним из способов преодоления работниками этических и психологических препятствий к эффективной и своевременной защите прав и законных интересов может быть возможность анонимной подачи жалобы на действия работодателя. Таким образом, работник сможет пресечь незаконные действия работодателя, не опасаясь негативных последствий для себя лично.

Необходимо развивать институт медиации в Российской Федерации, применять медиацию для урегулирования трудовых споров. Решение индивидуального трудового спора в судебном порядке занимает много времени, приводит к принятию решения судом в пользу только одной стороны. В то время как медиация позволяет выработать взаимовыгодное решение конфликта, учесть интересы обоих сторон в короткие сроки. Кроме того, в ряде конфликтных ситуаций, возникших между работником и его работодателем, как это справедливо указывалось в научной литературе: «.медиация может оказаться единственно возможным способом защиты трудовых прав и законных интересов работников и работодателей.». Например, при следующих обстоятельствах: КТС в организации не создана, укороченные сроки обращения за судебной защитой истекли и при нет причин, по которым суд мог бы восстановить пропущенный срок. «Если стороны проявляют заинтересованность в урегулировании фактически неизжитого конфликта, утратившего правовые возможности к его урегулированию в рамках юридической процедуры, - пишет Е.Н. Доброхотова, - если нет уважительных причин для восстановления судом пропущенного срока и КТС в организации нет, стороны могут обратиться к медиации».

Для того чтобы работники отстаивали свои интересы, следует развивать систему бесплатных юридических консультаций, информировать граждан о возможности получения бесплатной юридической помощи. Развитие системы бесплатных юридических консультаций, позволит ликвидировать существующее неравенство в трудовой сфере, вселит в работников уверенность в том, что с помощью юриста можно получить защиту от незаконный действий работодателя.

Подводя итог, отметим, что для преодоления этических и психологических аспектов, препятствующих работникам защищать права и законные интересы следует дать им возможность анонимно подавать жалобу на работодателя, сделать медиацию одним из способов решения индиви- • дуальных трудовых споров, а также развить систему бесплатной юриди- И ческой помощи. Данные меры позволят работникам эффективно и своевременно защищать свои права и законные интересы.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ