СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Взаимосвязь некоторых принципов земельного права с другими отраслями права, проблемы их реализации


Василевич А.А.

студент юридического факультета Российской таможенной академии

Научный руководитель Румянцева М.О.

доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, к.ю.н., доцент

Любая отрасль права подчиняется определенным принципам, и земельное право не является исключением. Принципы права это основные положения, которые определяют содержание и направление правового регулирования.

Итак, статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закрепляет 11 основных принципов земельного законодательства.

Формулировка второго принципа земельного права устанавливает • приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей сре- II ды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве * перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.Данный принцип определяет преимущество земли как естественного ресурса перед ее использованием как объекта недвижимости и имеет важное значение при определении мер правового регулирования прав на землю, оборота земель и взаимодействия гражданско-правовых норм и норм земельного права.

Стоит сказать, что данный принцип находит свое отражение в ч.

ст. 36 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) и в ч. 3. ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Указанные правовые нормы устанавливают, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами

осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Необходимо отметить, что данный принцип распространяется не только при реализации права собственности на землю, но и иных прав, устанавливаемых законом, в том числе права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения.

Но, к сожалению, данный принцип не всегда соблюдается на практике, поскольку есть множество примеров нарушения данного положения. Так, например, в сентябре 2014 года жители Московской области Наро- Фоминского района обратились в Общероссийский Народный Фронт с жалобой на то, что рядом с их садоводствами на огромном участке, площадью 16 гектар, ведется незаконная вырубка смешанного леса. Эти земли ранее относились к лесному хозяйству, однако теперь, согласно публичной кадастровой карте, принадлежат к категории земель сельскохозяйственного назначения, что разрешает использовать их для дачного строительства. ОНФ обратился за помощью к губернатору Московской области Андрею Воробьеву с просьбой проверить данный факт. В результате проведенной проверки был подтвержден факт незаконной вырубки леса, что нанесло ущерб более трех миллионов рублей. Для дальнейшего

расследования материалы по этому делу направлены в УВД по Наро-Фо- II минскому муниципальному району.

Также, в Смоленской области выявлен ряд правонарушений, в результате совершения которых более 1200 гектаров лесов были переведены в зоны населенных пунктов. Аналогичные правонарушения были совершены и в Гагаринском районе, вследствие чего из лесного фонда были исключены шесть тысяч гектаров леса с запасом древесины более миллиона кубометров, стоимость которых составила более пятидесяти миллионов рублей.

Третий принцип закрепляет приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат. Данное положение тесно связано с нормой ст. 41 Конституции РФ, которая устанавливает, что каждый человек имеет право на охрану здоровья. Если проанализировать практику, то мы сможем увидеть, что данный

принцип также не всегда реализуется, несмотря на то, что берет свое начало из Конституции РФ. Проблема состоит в том, что на Дальнем Востоке китайцы контрабандным путем малыми партиями завозят ядохимикаты и используют их при производстве сельскохозяйственной продукции, что наносит существенный вред как земле, так и здоровью человека. Согласно данным проведенной проверки из ста изъятых экземпляров удобрений более 20 запрещены к применению на территории Российской Федерации, но местную власть не интересует ни состояние земли, ни та деятельность, которую осуществляют на этой земле, им интересно только то, сколько заплатит арендатор. Соответственно мы видим, что предпочтение местная власть отдает корысти, а не конституционным нормам и принципам земельного права.

Четвертый принцип, регулирует участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной • деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в поряд- И ке и в формах, которые установлены законодательством. Это положение отражается не только в статьях ЗК РФ, например, 23, 31, 34, но и в документах экологического законодательства. Так, например, статья 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2007 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ РФ «Об охране окружающей среды») определяет права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, ст. 68 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» дает право общественным объединениям и иным некоммерческим организациям общественный контроль в области охраны окружающей среды. Но на примере Химкинского леса все убедились, что данный принцип не соблюдается, как и многие другие. Споры вокруг данного объекта природы продолжались с 2004 года по 2011. Суть данного спора состоит в том, что Министерство транспорта России приняло решение проложить трассу Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес, при этом общественность была против данной инициативы, и всячески защищали данный лес. Но, к сожалению, в обход данного принципа Правительственная

комиссия приняла решение строить данную автотрассу, вследствие чего было вырублено сто гектаров леса.

Очередной принцип устанавливает единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Это означает, что все прочно связанные с земельным участком объекты недвижимости следуют судьбе земельного участка. Также данный принцип соблюдается при возведении и использовании зданий, строений, сооружений на участке, так судьба участка, а именно его целевое назначение определяет и судьбу недвижимого имущества. Необходимо сказать, что изменение характера использования зданий, строений, сооружений возможно только при изменении категории земельного участка. Стоит обратить внимание и на то, что ряд норм гражданского законодательства отражают данный принцип, например, ч.1 ст.552 закрепляет, что при продаже здания, сооружения или другой недвижимости покупателю по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой

недвижимостью и необходимый для ее использования. Те же правила И устанавливаются и при сдаче здания, строения или сооружения в аренду (ст. 652 ГК РФ). Но опять же при оценке результатов применения рассматриваемого принципа мы видим, что имеются и нарушения в данной области. Ярким примером может послужить конфликт, произошедший при строительстве объектов для проведения XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. При строительстве данного объекта получилось так, что земля находилась в собственности одних лиц, в основном в муниципальной собственности, а непосредственно недвижимость в собственности физических лиц, в чем и состояло нарушение данного принципа. В результате этого нарушения граждане фактически остались без собственности, поскольку местные власти отдавали свою землю под застройку объектами Олимпиады, а гражданам выплачивалась минимальная выкупная цена недвижимости, на которую невозможно было приобрести другое жилье. Также муниципальной властью нарушались и другие принципы земельного права: участок земли, площадью 75 гектаров и имеющий статус национального парка перевели в категорию земель населенных пунктов без соблюдения всех необходимых правил, устанавливаемых законом.

В положениях шестого принципа закрепляется приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель

сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий. Данный принцип указывает на то, что особо ценные земли являются общественным достоянием и подлежат усиленной охране. Также устанавливается положение о том, что ни владелец земли, ни органы государственной власти не могут изменить категорию земель иначе, как по особым правилам, отличающихся от изменения категорий других земельных участков. Указанные правила закрепляются только федеральным законом и не могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации и подзаконными актами. Однако, данный принцип соблюдается не всегда, например, вокруг поселка Медовое в Агалатовском сельском поселении Всеволожского района Ленобласти, земли, которые имеет статус рекреационного назначения были переданы в собственность под малоэтажное строительство. Так же, можно увидеть нарушение закона и в действиях представителя органа власти, так, например, семья прокурора Рязанской области владе- • ет двумя земельными участками, площадь которых составляет 50 соток И на берегу реки Оки, в зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея-заповедника С.А. Есенина. Также, нарушение закона заметили жители города Орла: в заповедной зоне местные власти начали строить многоэтажное здание, данное правонарушение отметила и прокуратура города.

Таких примеров нарушения принципов земельного права можно привести очень и очень много, но уже из проанализированных правонарушений можно сделать вывод, что не всегда и не все принципы земельного законодательства соблюдаются, а порой нарушаются и конституционные права граждан. Но от этого роль данных положений не уменьшается, а наоборот повышается необходимость совершенствования законодательства и приведения его в соответствии с обозначенными принципами, поскольку им подчиняется все дальнейшее законотворчество. Именно поэтому, мы считаем, что необходимо ввести ответственность за нарушение данных принципов не только для должностных лиц, но и для граждан. Так,

например, для должностных лиц предусмотрена ответственность уголовным кодексом за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений. Предлагаем ввести уголовную ответственность и для граждан за приобретение земли в зонах особо охраняемых территорий, при этом назначать исправительные работы и возмещение причиненного ущерба.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ