СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы реализации принципа свободного доступа к правосудию и квалифицированной юридической помощи


Шпилева А.А.

студент юридического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

Научный руководитель Колесникова М.М.

доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,

к.ю.н.

Существующая сегодня проблема свободного доступа граждан к правосудию, несомненно, является одной из базовых в условиях современных государственных систем, которые основаны на идее правового государства, разделения властей и существования неотъемлемых прав

человека. Американский юрист Л.Г. Форера писал - «.доступ всех граж- . дан к правосудию не может быть сопоставим с правом на обеспечение работой, образованием, жильем, медицинским обслуживанием, как бы важны они ни были.». В своем высказывании автор подчеркнул, что именно справедливое правосудие является основой нашей политической системы. Не согласиться с этим невозможно, так как только беспристрастный и независимый суд в случае нарушения прав и свобод человека может выступить гарантом соблюдения закона. Стоит отметить, что основу современной концепции справедливого и должного правосудия составляет принцип свободного доступа к правосудию и принцип независимости судебной власти.

Многие государства предприняли попытки приблизить правосудие к искомому идеалу его независимости. Однако для достижения поставленной цели обязательна и необходима модернизация всей системы судебной власти. Важно, что необходимость законодательного регулирования доступности правосудия как на государственном, так и на

международном уровне, также свидетельствует об актуальности и обострении данной проблемы.

Проблема доступности правосудия в теории и практике рассматриваются в различных аспектах. Например, в литературе, в частности, выделяют следующие факторы, определяющие доступ к правосудию: продолжительность судебных процессов, удорожание всей юридической инфраструктуры, включая сферу представительства, изменение экономических условий деятельности адвокатуры и нотариата, услаждение организации судебной системы и правил судебного процесса, неразвитость общественных институтов, обеспечивающих юридическую защиту различных групп населения.

Бесспорным остается тот факт, что на доступность правосудия и возможность граждан обратиться в суд для защиты своих нарушенных прав и законных интересов прямо влияет совокупность всех связанных с этим расходов. Когда судебные расходы являются не по силам для большинства граждан, ситуацию с доступностью правосудию нельзя назвать нормальной.

Частым препятствием вышеуказанной проблемы является, в первую очередь, размер государственной пошлины, которую граждане обязаны уплатить при обращении в суд. Кажется, что чем меньше размер госпош- • лины, тем доступнее правосудие. Но в действительности это не совсем И так. Размер госпошлины должен быть достаточным, чтобы обеспечить эффективное правосудие.

Расходы, которые граждане несут в связи с обращением в суд, не должны являться препятствием для защиты своих прав и законных интересов. При разрешении данного вопроса стоит учитывать различный уровень доходов граждан и в то же время помнить о том, что Конституция Российской Федерации гарантирует право на доступ к правосудию каждому.

Вопросы качества и оптимизации работы российских судов, доступности правосудия для населения - неразрывно связаны с дальнейшим развитием судебной системы. На это обратил внимание и Президент Российской Федерации В.В. Путин. Для решения этой проблемы он предложил конкретные шаги: сделать правосудие доступным для граждан, создать единую, открытую, доступную базу всех судебных решений в судах общей юрисдикции, предоставить возможность интернет-трансляции судебных заседаний и публикации стенографических отчетов, возродить судебную журналистику.

Немаловажную роль в решении рассматриваемой проблемы должно играть именно развитие системы электронного обеспечения правосудия. Данная система существенно облегчит гражданам доступ к правосудию, а также повысить эффективность работы всей судебной системы.

Обеспечение доступности правосудия - это одно из приоритетных направлений российской правовой политики. Гарантии доступности правосудия реализуются и в судоустройственной сфере, и судопроизводственной сфере. Исследование проблем доступности правосудия позволило ученым интерпретировать само понятие «доступность правосудия», а также раскрыть его сущность. Доступность правосудия трактуется как судопроизводственный и судоустройственный принцип гражданского и арбитражного процесса, как самостоятельное правовое явление, как задача судопроизводства в судах.

С принципом доступности правосудия для каждого тесно связан принцип обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь.

Важнейшей задачей любого общества является обеспечение доступности и досягаемости юридической помощи. Решение данной задачи видится в установлении бесплатной юридической помощи.

Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение

о том, что каждый имеет право на получение юридической помощи, явля- II ется важной гарантией обеспечения и реализации доступности правосудия. Именно в этом состоит связь двух этих принципов. На сегодняшний день понятие юридической помощи как конституционной обязанности государства перед человеком и обществом расширяется. Во-первых, она выражается в раскрытии собственно содержания юридической помощи, которое включает в себя правовое просвещение населения, защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, правовое информирование и консультирование населения, а также профессиональную юридическую защиту, оказываемую адвокатами и государственными юридическими бюро. Юридическая помощь признается не только правовой услугой, но и выступает в качестве разновидности социальной помощи.

В соответствии с Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации») оказание бесплатной юридической помощи осуществляется в рамках государственной системы бесплатной юридической

помощи, субъектами, оказания которой являются: государственные юридические бюро и адвокаты, и в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи, субъектами оказания которой являются юридические, создаваемые на базе учреждений высшего профессионального образования как практико-ориентированные подразделения, а также негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Стоит отметить, что названные конституционные принципы представляют собой кардинально измененный базис для организации и совершенствования адвокатской деятельности, так как у граждан и организаций возникает объективная необходимость обращения за квалифицированной юридической помощью, которую оказывают адвокаты.

Каждый человек для защиты и отстаивания его прав имеет право обратиться к любому юристу за помощью. Государство должно обеспечить эффективные процедуры и гибкие механизмы равного доступа к юристам для всех лиц, находящихся на его территории и подпадающих под юрисдикцию, без какого-либо различия. Особое внимание следует уделять оказанию помощи бедным и другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении, им в обязательном порядке должен быть обеспечен доступ к юридической помощи.

В завершении хотелось бы отметить, что, несмотря на вступление • с 15 января 2012 года в законную силу ФЗ РФ «О бесплатной юридической И помощи в Российской Федерации» должная эффективность и доступность бесплатной юридической помощи могут быть достигнуты только путём должного регулирования механизмов взаимодействия участников государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи. Важно, чтобы уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, координировал их деятельность. С помощью внедрения на всей территории нашего государства единых принципов и подходов оказания бесплатной юридической помощи, осуществления общего мониторинга данной деятельности послужит именно практическому, а не теоретическому, обеспечению реализации малоимущими гражданами права на доступ к правосудию, преодолению правового нигилизма, повышению уровня правовой культуры населения.

Таким образом, проблема доступности правосудия является весьма актуальной для российской судебной системы на современном этапе. Она включает в себя множество разнообразных аспектов, среди которых можно выделить и уменьшение размера судебных расходов, и упрощение

процедур обращения в суд, и расширение сфера деятельности общественных организаций, призванных оказывать гражданам правовую помощь и защиту из прав и интересов, и оптимизация нагрузки судей, а также развитие электронного обеспечения правосудия. Для повышения доступности правосудия необходим и важен комплексный подход к проблеме с ее тщательно проработкой на законодательном уровне.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ