студент юридического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
Научный руководитель Колесникова М.М.
доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
Принятие Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) ознаменовало новый этап в развитии института подведомственности. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется право на судебную защиту. Это важнейшее конституционное положение привело к расширению сферы судебной компетенции. После принятия Конституции РФ любой правовой спор, даже если его рассмотрение прямо законом не было отнесено к подведомственности суда, мог быть пере
дан на рассмотрение и разрешение в суд.
Правовое понятие «подведомственность» происходит от глагола «ведать» (буквально - знать, а также заведывать или править, управлять, распоряжаться по праву) и в российском процессуальном праве означает предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других государственных или негосударственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопро-сы; относимость споров о праве или иных дел к ведению различных государственных либо негосударственных органов, полномочных разрешать эти споры и дела. В рамках данного понятия определяются возможные правовые пути разрешения конфликтов или защиты юридических интересов, дается ответ на вопрос: «Какая ветвь судебной власти или иные органы государственной власти либо негосударственные учреждения могут
рассмотреть соответствующее дело и принять по нему решение, подлежащее принудительному исполнению?».
В настоящее время в связи с развитием гражданского оборота, развитием сферы услуг наступает новый этап в развитии института подведомственности, который ознаменован необходимостью разработки внесудебных способов разрешения гражданских дел, сохраняя при этом возможность использования процедуры судебной защиты.
Упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ и связанное с этим реформирование судебной системы, порождает целый ряд сопутствующих проблем, касающихся распределения компетенции судов в сфере гражданской юрисдикции и внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации по вопросам подведомственности дел арбитражным судам.
В условиях, когда правосудие, наряду с судами общей юрисдикции, в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации и федеральные арбитражные суды, понятие подведомственности употребляется и в качестве механизма разграничения компетенции между различными ветвями судебной системы. В частности, для определения подведомственности дел для судов общей юрисдикции или арбитражных судов определяющее значение имеет характер спорного • правоотношения. И
Правила подведомственности позволяют разграничивать компетенцию между различными юрисдикционными органами государства, в том числе и между судами, относящимися к разным ветвям судебной системы. Соответственно своей роли подведомственность дел арбитражным судам определяется как круг споров о праве и иных материально-правовых вопросов, разрешение которых отнесено к ведению арбитражных судов. Согласно ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Экономические споры и другие дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов, суды общей юрисдикции не рассматривают (ст. 22 ГПК РФ).
В действующем законодательстве определение термина «экономический спор» отсутствует, что вызывает сложность в его применении на практике. На это обстоятельство в литературе неоднократно обращалось внимание как на законодательный пробел. Безусловно, законодательство нуждается в уяснении.
Согласно поправкам к главе 7 ст. 126 Конституции РФ, внесенным законом Российской Федерации от 4 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, (ст. 126), Верховный Суд Российской Федерации становится высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам. В связи с этим возникает вопрос о разграничении компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами в новых условиях реформированной судебной системы.
Проблема определения компетенции арбитражных судов в новых условиях касается не только круга дел, которые должны будут ими разрешаться, но и самого процессуального механизма разграничения компетенции судов в сфере гражданской юрисдикции. С учетом положений действующего процессуального законодательства в пределах общего понятия компетенции можно выделить такие ее виды, как подведомствен
ность и подсудность. Хотя для разграничения компетенции судов общей
юрисдикции и арбитражных судов законодательство продолжает оперировать термином «подведомственность», в условиях реформированной судебной системы более уместным было бы использование термина «подсудность». Несмотря на тесную связь институтов подведомственности и подсудности, позволяющую их рассматривать как смежные правовые явления, между ними есть принципиальные различия. Именно по правилам подсудности, а не подведомственности, гражданские дела распределяются между судами того или иного уровня одной ветви судебной системы, либо между конкретными судами. В условиях, когда Верховный Суд РФ становится высшей судебной инстанцией одновременно по гражданским делам и по экономическим спорам, неизбежно будет сформирована единая ветвь судебной системы, включающая как уже существующие суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды в качестве специализированных судов наряду с военными судами.
Законодательное решение вопроса о подсудности экономических споров в будущем может быть аналогичным решению вопроса о подсудности
гражданских дел военным судам. Согласно статье 7 ФКЗ РФ от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Родовая подсудность военным судам гражданских дел отражена также в статье 25 ГПК РФ: в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными или иными специализированными судами. При этом ни в ФКЗ РФ «О военных судах Российской Федерации», ни в ГПК РФ для обозначения компетенции военных судов категория «подведомственность» не употребляется.
Подобное решение вопроса потребует внесения соответствующих изменений в ГПК РФ в части норм о подведомственности и подсудности дел, АПК РФ (глава 4) и в другие законодательные акты, содержащие положения о компетенции арбитражных судов в сфере гражданской юрисдикции.
В связи с тем, что в новой редакции статьи 126 Конституции РФ по- • нятия «гражданские дела» и «экономические споры» разделяются, крите- И рий экономического характера спорного правоотношения и сам термин «экономический спор» приобретают новое значение. На основе данного критерия, как можно ожидать, и будет в дальнейшем определяться родовая подсудность дел арбитражным судам. Какие-либо признаки того, что законодатель намерен отказаться от использования понятия «экономический спор», на наш взгляд, отсутствуют. Не только Конституция РФ с учетом поправок к статье 126 и многочисленные законодательные акты оперируют данным понятием. Указанный термин употребляется также в тексте внесенного Президентом РФ 5 марта 2014 года в Государственную Думу ФС РФ законопроекта, направленного на исключение из подведомственности арбитражных судов некоторых категорий дел. Поэтому
проблема определения сущности экономического спора в новых условиях организации судебной деятельности сохраняет свою актуальность.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что согласно поправкам к главе 7 Конституции РФ, внесенным Законом Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, упраздняется Высший Арбитражный Суд РФ, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации. Верховный Суд РФ становится высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом.
К федеральным судам в результате указанной реформы судебной системы относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации;
верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, ар
битражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Очевидно, что при наличии единой высшей судебной инстанции одновременно по гражданским делам и по экономическим спорам - Верховного Суда РФ - со временем неизбежно будет сформирована единая ветвь судебной системы, включающая как существующие суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды в качестве специализированных судов наряду с военными судами. В такой ситуации возникает небезразличный для юридического сообщества, особенно той его части, которой не чужда научная деятельность, вопрос о перспективах дальнейшего существования отрасли арбитражного процессуального права, а также одноименной юридической науки.
Однако, поскольку вопрос о реформировании судебной системы можно считать решенным, создание качественной процессуальной основы деятельности судов в новых условиях, без излишней торопливости, сохраняя то лучшее, что было достигнуто арбитражными судами, должно стать объектом усилий ученых и практических работников.
суд общий юрисдикция, суд российский федерация, общий юрисдикция арбитражный, юрисдикция арбитражный суд, ветвь судебный система, арбитражный суд условие, федеральный конституционный закон, верховный суд российский, сфера гражданский юрисдикция, разграничение компетенция суд, общий юрисдикция арбитражный суд, суд общий юрисдикция арбитражный, суд сфера гражданский юрисдикция, верховный суд российский федерация, российский федерация верховный суд, суд российский федерация верховный, разграничение компетенция суд общий, юрисдикция арбитражный суд качество, специализировать суд наряду военный, качество специализировать суд наряду,