СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Краткий обзор регулирования деятельности по возмездному оказанию услуг


Михасёв А.С.

студент юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель Новиков А.А.

доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета,

к.ю.н.

Общая характеристика правового регулирования деятельности по возмездному оказанию услуг.

Понятие услуги раскрывается в ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и указывает нам, что под услугой понимается совершение определенных действий и осуществление определенной деятельности. Систематический взгляд на законодательство позволяет считать, что под услугой понимаются действия (действие), составляющие содержание и смысл обязательства. Следует исключить. случаи, когда совершение действий осуществляется попутно исполнению основного обязательства и не составляют существа отношения, напри- * мер, таким действием является действия продавца по передачи товара на основании договора купли-продажи, они составляют необходимый элемент договора, однако их совершение, в отличие от перехода права собственности не являются целью заключения договора купли-продажи.

В то время как, именно совершение определенных действий, оговоренных контрагентами - есть цель заключения договора об оказании услуг.

Часть 2 ст. 779 ГК РФ указывает нам примерный охват регулирования правил главы 39 ГК РФ. В предмет регулирования входят: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и иные услуги. Выведены из регулирования отношения по договору подряда, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, хранения, поручения, комиссии и доверительного управления имуществом, а также отношения касающиеся расчетов (глава 46 ГК РФ). Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите

прав потребителей» (далее - Закон РФ № 2300-1) распространяет свое действие и свои гарантии на договор возмездного оказания услуг, заключенный с потребительской целью физическим лицом и организацией.

Пленум ВС РФ в постановлении от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указал, что под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем призаключении возмездного договора. Закон РФ № 2300-1 также распространяет свое действие на отношения по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, услуг связи, ветеринарных услуг. Пункт 2 вышеупомянутого постановления указывает: «.Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор

энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, И Закон РФ № 2300-1применяется в части, не урегулированной специальными законами.».

На мой взгляд, термин «услуги» в Закон РФ № 2300-1 имеет более широкий, нежели в главе 39 ГК РФ охват. Так договор банковского вклада заключенный с потребительской целью подпадает под регулирование Закона о защите прав потребителей, о чем и упоминает Верховный Суд. Однако, договор банковского вклада, является иной договорной конструкцией, нежели договор возмездного оказания услуг по смыслу главы 39 ГК РФ и в соответствии с ч. 2 ст. 779 ГК РФ выведен из под ее регулирования.

Услуга - является конституционным институтом, ее повышенная паровая защита гарантирована ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 74 Конституции Российской Федерации.

Гарантия свободного перемещения услуг может быть ограничена федеральным законом для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Стоит разобраться, о каких услугах говорит наш основной закон.

На мой взгляд, законодатель в конституции устанавливает базовые принципы рыночной экономики и понятие услуг, используемое в Конституции РФ, следует толковать шире, чем регулируемое нормами главы 39 ГК РФ. Подобное толкование понятия «услуги» как деятельности определенного вида прослеживается и в Генеральном соглашении по торговле услугами.

Характеристика и содержание договора возмездного оказания услуг.

Определение: по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуг.

Из определения данного договора следует, что он является:

консенсуальным, то есть, признаётся заключенным с момента согласования существенных условий сторонами;

возмездным, то есть предполагает встречное возмещение другой стороной;

взаимным, то есть, включает в себя наличие у каждой из сторон, как прав, так и обязанностей.

Стороны договора именуются исполнителем и заказчиком, либо ус-лугодателем и услугополучателем. Основной обязанностью исполнителя • является оказание предусмотренных договором услуг. Исполнитель обя- И зан оказать эти услуги лично, в случае, если иное не предусмотрено договором. Основной обязанностью заказчика является оплата оказанных услуг в сроки и порядке, установленные договором.

Предметом договора являются собственные, определенные соглашением сторон нематериальные действия исполнителя, а не действия третьих лиц, в том числе в отношения с которыми исполнитель вступал по поручению заказчика. Договор возмездного оказания услуг не охватывает достижение необходимого для заказчика результата, и риск его не достижения лежит на заказчике. Исполнитель имеет право требовать вознаграждения независимо от того, достигнут требуемый для заказчика результат, или нет.

Существенными условиями договора возмездного оказания услуг по общему правилу является предмет, а также иные условия, названные в законодательстве для отдельных договоров данного вида. Цена и срок не определены законодательными актами и определятся по соглашению сторон, по общему правилу, не являясь существенными условиями договора. Стоит заметить, что перечень существенных условий может быть

расширен специальными законодательными актами. Так в ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» устанавливает весьма широкий перечень существенных условий договора об оказании туристических услуг, таких как полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора общая цена туристского продукта в рублях; права, обязанности и ответственность сторон, условия изменения и расторжения договора.

В соответствии с правилами ст. 782 ГК РФ возможен односторонний отказ от исполнения договора любой из сторон. При этом исполнитель должен полностью возместить заказчику убытки, а заказчик должен полностью возместить исполнителю фактически понесенные расходы. Односторонний отказ следует отличать от невозможности исполнения, которая может возникнуть по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, либо вследствие виновных действий заказчика.

Государственное регулирование и контроль деятельности по возмездному оказанию услуг.

В целях обеспечения стабильности оборота, защиты прав и интересов граждан, государственное регулирование в различных сферах оказания услуг весьма интенсивно.

II Основными средствами государственного регулирования предпринимательской деятельности по возмездному оказанию услуг являются:

Лицензирование отдельных видов деятельности;

Государственная аккредитация определенных исполнителей;

Стандартизация деятельности по возмездному оказанию услуг.

Государственное регулирование и контроль деятельности по возмездному оказанию услуг в зависимости от вида услуги осуществляются различными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.Например, функции по выработке государственной политике и правовому регулированию в сфере электросвязи и почтовой связи осуществляются Министерством Связи России, контрольные функции - Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, функции по оказанию государственных услуг - Федеральным агентством связи.

Лицензирование - является наиболее часто используемым средством государственного регулирования предпринимательской деятельности

по возмездному оказанию услуг. Лицензирование - это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования. В перечне ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержится указание, что лицензированию подлежат такие разновидности деятельности по возмездному оказанию услуг как, например, образовательная деятельность, телевизионное вещание, радиовещание, аудиторская деятельность, медицинская деятельность и другие виды деятельности. Указание на необходимость получения лицензий также может содержаться и в специальных законах, например ФЗ РФ «О связи» и ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Аккредитация является формой государственного контроля. Процедура аккредитации означает подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия индивидуального предпринимателя или • юридического лица критериям аккредитации. Аккредитация является И официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. Самый близкий пример аккредитации - это аккредитация образовательного учреждения с целью предоставления образовательному учреждению права выдавать выпускникам документы государственного образца.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Примером стандартизации служат стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов, установленные в ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2008 № 307- ФЗ «Об аудиторской деятельности».








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ