СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Искусственные космические объекты как объекты гражданского права


Киченина В.С.

доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,

к.ю.н.

Согласно гражданскому законодательству, к объектам гражданских прав отнесены вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), а также нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).

Стоит также отметить, что под вещами понимаются созданные как человеком, так и природой объекты материального мира, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. В свою очередь, искус11 ственные космические объекты также являются объектами гражданского

права, но обладают определенной спецификой.

Основным источником правовых норм, регулирующих деятельность, связанную с искусственными космическими объектами, является международное космическое право. Данные нормы распространяются на подобные объекты с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве, либо на небесных телах. В сферу действия национального права входит вся деятельность по сооружению и запуску космических объектов. ООН выполняет основную функцию, связанную с регистрацией запущенных космических объектов.

Обязательный порядок регистрации космических объектов предусмотрен Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. Согласно данному нормативному акту право собственности распространяется как на сам космический объект, так и на его составные части, таким образом, он представляет собой условную территорию государства регистрации. Государство сохраняет свою юрисдикцию над искусственным космическим объектом во время нахождения его в космическом пространстве. Объекты должны заноситься в национальный реестр и реестр ООН.

В свою очередь Договор о космосе 1967 г., закрепляет то, что право собственности на космические объекты остается незатронутым как во время их нахождения в космическом пространстве, так и после возвращения на Землю. Космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и возвращения на Землю принадлежат тем же государствам, организациям, физическим и юридическим лицам, которым принадлежали до запуска.

Стоит отметить, что во всех нормативных актах, как международных, так и национальных фигурирует понятие космический объект, хотя необходимо разделять искусственные и естественные космические объекты и придерживаться таких формулировок при разработке нормативных документов в области международного космического права.

Само правовое понятие искусственный космический объект отсутствует. Руководствуясь нормами Закона РФ от 20 августа 1993 г. № 5563-1 «О космической деятельности», можно сделать вывод, что искусственный космический объект - это летательный аппарат, созданный человеком и предназначенный для запуска в Космос.

Следует также различать космические объекты и объекты космической инфраструктуры, к которым относятся сооружения и техника, используемые для обеспечения или осуществления космической деятельно- • сти, например, космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, И центры и оборудование для подготовки космонавтов. К объектам космической инфраструктуры относят также районы падения отделяющихся частей космических объектов (п. 1 ст. 18 Закона РФ «О космической деятельности»). Исчерпывающее и наиболее верное понятие «Искусственный космический объект» дает в своем исследовании Д.В. Чеканов. По его мнению, это сконструированный, изготовленный и предназначенный для выполнения работ и оказания услуг в космическом пространстве и зарегистрированный в качестве такового в специальном государственном реестре (регистре) аппарат, технические возможности которого позволяют ему длительное время автономно находиться как в космическом пространстве, так и, используя свои аэродинамические свойства на этапах запуска и (или) возвращения из космоса, пересекать воздушное пространство (многоразовые аэрокосмические объекты и средства доставки).

Ранее, согласно российскому гражданскому праву искусственные космические объекты относились к недвижимому имуществу. Эта норма основывалась на том, что в теории гражданского права объекты недвижимости принято делить на недвижимость по природе и недвижимость по закону. И искусственные космические объекты являлись недвижимостью по закону, поскольку они по своей природе предназначены для перемещения. Это объяснялось тем, что данные объекты имеют большое значение для государства и оно заинтересовано в контроле над ними также, как и над недвижимостью по природе.

В своем исследовании Д.В. Чеканов указывал, что возможно, отнесение таких общественно значимых вещей к недвижимости не является единственно верным решением данного вопроса. Вполне допустимым было бы установление отдельного правового режима для таких объектов.

В настоящее время в связи с принятием последних изменений в ГК РФ, космические объекты больше не являются объектами недвижимого имущества. В ст. 3 ФЗ РФ от 13.07.2015 № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи принятием федерального закона «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» указано, что в абзаце втором пункта

1 статьи 130 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации II (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 2005, № 1, ст. 39; 2006, № 23, ст. 2380; № 50, ст. 5279) слова, «космические объекты» исключить. Однако в ст. 130 ГК РФ содержится формулировка, что законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Еще ранее, в п. 3.3 разд. 2 Концепции развития гражданского законодательства содержалось предложение, которое нельзя не признать верным: «...Из перечня объектов недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 ГК РФ) необходимо исключить воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Также необходимо исключить положение о том, что законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество, кроме перечисленного в абзаце первом п. 1 ст. 130 ГК РФ.». Таким образом, на сегодняшний день данные предложения были частично реализованы.

В настоящее время такие искусственные космические объекты слабо втянуты в гражданский оборот и принадлежат на праве собственности преимущественно Российской Федерации.

Действующее гражданское законодательство не содержит запрета на отчуждение и переход от одного лица к другому искусственных космических объектов, лишь некоторые из них ограничены в обороте (например, ракетно-космических комплексов, систем связи и управления военного назначения, свободная реализация которых запрещена Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»). Однако это не означает, что заниматься деятельностью по созданию, распоряжению такими объектами может каждый. Космическая деятельность в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О космической деятельности» подлежит обязательному лицензированию. Лицензирующим органом является Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»; порядок процедуры лицензирования детально регламентирован соответствующим Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012. № 160 «О лицензировании космической деятельности». Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые используют космические объекты для возмездного оказания услуг связи, • необходимо также получить лицензию на осуществление деятельности И в области оказания услуг связи (п. 1 ст. 29 ФЗ РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).

Таким образом, в настоящее время отсутствует необходимость в государственной регистрации права собственности на искусственные космические объекты. Согласно нормам международного и российского права такие объекты подлежат обязательной государственной регистрации и должны иметь маркировку Российской Федерации. В настоящее время действует Административный регламент Федерального космического агентства по исполнению государственной функции по ведению Регистра космических объектов, запускаемых Российской Федерацией в космическое пространство. Государственную функцию по ведению Регистра Ро-скосмос осуществляет через свое структурное подразделение - Сводное управление организации космической деятельности.

Согласно главе III данного Регламента процедура регистрации космического объекта предусматривает получение, проверку, накопление и использование информации о запущенных в космическое пространство космических объектах, внесение необходимых изменений и уточнений

в записи по результатам взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, лицами, осуществляющими эксплуатацию космического объекта, международными организациями и иностранными государствами в соответствии с требованиями законодательства и международными обязательствами Российской Федерации.

Исполнение государственной функции по ведению Регистра включает в себя следующие административные процедуры:

предварительное рассмотрение и внесение в план запусков на очередной год космических объектов, планируемых к запуску;

получение Роскосмосом заявки на регистрацию космического объекта, запущенного в космическое пространство;

проверка полноты и достоверности полученной информации о запуске космического объекта в космическое пространство;

присвоение космическому объекту регистрационного номера, внесение записи о его запуске в Регистр;

получение Роскосмосом информации о космических объектах, которые, будучи выведенными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите;

подготовка информации о космических объектах, занесенных в Ре

гистр, и передача этой информации в МИД России для представления И Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций;

получение Роскосмосом информации о международном регистрационном номере космического объекта и внесение его в Регистр;

выдача выписок из Регистра.

Помимо этого в настоящее время существует также проект Закона «О государственной регистрации космических объектов и сделок с ними». Рассматривая данный законопроект, хотелось бы отметить следующее. В нем нормативно закрепляются основные понятия, связанные с регистрацией прав на космические объекты, дается определение государственной регистрации прав на космические объекты и сделок с ними. Раскрывается перечень лиц, которые могут быть участниками правоотношений, при государственной регистрации прав на такие объекты, в частности указываются, что помимо государственных и международных организаций, ими могут являться физические и юридические лица. Также раскрывается порядок регистрации, и органы, которые должны проводить такую процедуру. Отдельно указывается на то, что договоры аренды,

доверительного управления и ипотеки космических объектов также подлежат процедуре государственной регистрации. Но в связи с последними изменениями в законодательстве открытым остается вопрос о том, как в дальнейшем будет определяться правовое положение искусственных космических объектов. Будут они и в дальнейшем относиться к движимому имуществу, либо вышеуказанный законопроект будет доработан, и в нем будет содержаться нома об отнесении искусственных космических объектов к недвижимому имуществу, что на сегодняшний день допускает ГК РФ.

В последнее время появилось ряд работ, исследующих правовую проблематику данного вопроса. Так, в своем диссертационном исследовании Д.В. Чеканов, помимо предложения о нормативном закреплении понятия искусственный космический объект, выдвигает предложение о классификации всех видов и разновидностей искусственных космических объектов как объектов гражданских правоотношений. В частности, впервые предлагается выделять пилотируемые и непилотируемые искусственные космические объекты, предоставляемые во владение и пользование, то есть с передачей права управления и контроля с Земли, или только в пользование - без передачи прав по управлению и контролю.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что искусственные кос- • мические объекты являются оборотноспособными объектами граждан- И ского права, хотя такая деятельность контролируется и регламентируется государством. Расширению оборота в данной сфере способствовало принятие единого нормативного акта, регулирующего правовой режим искусственных космических объектов, определяющих порядок обращения данных объектов в сфере рыночных отношений.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ