доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
к.ю.н.
Согласно гражданскому законодательству, к объектам гражданских прав отнесены вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), а также нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).
Стоит также отметить, что под вещами понимаются созданные как человеком, так и природой объекты материального мира, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. В свою очередь, искус11 ственные космические объекты также являются объектами гражданского
права, но обладают определенной спецификой.
Основным источником правовых норм, регулирующих деятельность, связанную с искусственными космическими объектами, является международное космическое право. Данные нормы распространяются на подобные объекты с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве, либо на небесных телах. В сферу действия национального права входит вся деятельность по сооружению и запуску космических объектов. ООН выполняет основную функцию, связанную с регистрацией запущенных космических объектов.
Обязательный порядок регистрации космических объектов предусмотрен Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. Согласно данному нормативному акту право собственности распространяется как на сам космический объект, так и на его составные части, таким образом, он представляет собой условную территорию государства регистрации. Государство сохраняет свою юрисдикцию над искусственным космическим объектом во время нахождения его в космическом пространстве. Объекты должны заноситься в национальный реестр и реестр ООН.
В свою очередь Договор о космосе 1967 г., закрепляет то, что право собственности на космические объекты остается незатронутым как во время их нахождения в космическом пространстве, так и после возвращения на Землю. Космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и возвращения на Землю принадлежат тем же государствам, организациям, физическим и юридическим лицам, которым принадлежали до запуска.
Стоит отметить, что во всех нормативных актах, как международных, так и национальных фигурирует понятие космический объект, хотя необходимо разделять искусственные и естественные космические объекты и придерживаться таких формулировок при разработке нормативных документов в области международного космического права.
Само правовое понятие искусственный космический объект отсутствует. Руководствуясь нормами Закона РФ от 20 августа 1993 г. № 5563-1 «О космической деятельности», можно сделать вывод, что искусственный космический объект - это летательный аппарат, созданный человеком и предназначенный для запуска в Космос.
Следует также различать космические объекты и объекты космической инфраструктуры, к которым относятся сооружения и техника, используемые для обеспечения или осуществления космической деятельно- • сти, например, космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, И центры и оборудование для подготовки космонавтов. К объектам космической инфраструктуры относят также районы падения отделяющихся частей космических объектов (п. 1 ст. 18 Закона РФ «О космической деятельности»). Исчерпывающее и наиболее верное понятие «Искусственный космический объект» дает в своем исследовании Д.В. Чеканов. По его мнению, это сконструированный, изготовленный и предназначенный для выполнения работ и оказания услуг в космическом пространстве и зарегистрированный в качестве такового в специальном государственном реестре (регистре) аппарат, технические возможности которого позволяют ему длительное время автономно находиться как в космическом пространстве, так и, используя свои аэродинамические свойства на этапах запуска и (или) возвращения из космоса, пересекать воздушное пространство (многоразовые аэрокосмические объекты и средства доставки).
Ранее, согласно российскому гражданскому праву искусственные космические объекты относились к недвижимому имуществу. Эта норма основывалась на том, что в теории гражданского права объекты недвижимости принято делить на недвижимость по природе и недвижимость по закону. И искусственные космические объекты являлись недвижимостью по закону, поскольку они по своей природе предназначены для перемещения. Это объяснялось тем, что данные объекты имеют большое значение для государства и оно заинтересовано в контроле над ними также, как и над недвижимостью по природе.
В своем исследовании Д.В. Чеканов указывал, что возможно, отнесение таких общественно значимых вещей к недвижимости не является единственно верным решением данного вопроса. Вполне допустимым было бы установление отдельного правового режима для таких объектов.
В настоящее время в связи с принятием последних изменений в ГК РФ, космические объекты больше не являются объектами недвижимого имущества. В ст. 3 ФЗ РФ от 13.07.2015 № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи принятием федерального закона «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» указано, что в абзаце втором пункта
1 статьи 130 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации II (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 2005, № 1, ст. 39; 2006, № 23, ст. 2380; № 50, ст. 5279) слова, «космические объекты» исключить. Однако в ст. 130 ГК РФ содержится формулировка, что законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Еще ранее, в п. 3.3 разд. 2 Концепции развития гражданского законодательства содержалось предложение, которое нельзя не признать верным: «...Из перечня объектов недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 ГК РФ) необходимо исключить воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Также необходимо исключить положение о том, что законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество, кроме перечисленного в абзаце первом п. 1 ст. 130 ГК РФ.». Таким образом, на сегодняшний день данные предложения были частично реализованы.
В настоящее время такие искусственные космические объекты слабо втянуты в гражданский оборот и принадлежат на праве собственности преимущественно Российской Федерации.
Действующее гражданское законодательство не содержит запрета на отчуждение и переход от одного лица к другому искусственных космических объектов, лишь некоторые из них ограничены в обороте (например, ракетно-космических комплексов, систем связи и управления военного назначения, свободная реализация которых запрещена Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»). Однако это не означает, что заниматься деятельностью по созданию, распоряжению такими объектами может каждый. Космическая деятельность в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О космической деятельности» подлежит обязательному лицензированию. Лицензирующим органом является Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»; порядок процедуры лицензирования детально регламентирован соответствующим Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012. № 160 «О лицензировании космической деятельности». Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые используют космические объекты для возмездного оказания услуг связи, • необходимо также получить лицензию на осуществление деятельности И в области оказания услуг связи (п. 1 ст. 29 ФЗ РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).
Таким образом, в настоящее время отсутствует необходимость в государственной регистрации права собственности на искусственные космические объекты. Согласно нормам международного и российского права такие объекты подлежат обязательной государственной регистрации и должны иметь маркировку Российской Федерации. В настоящее время действует Административный регламент Федерального космического агентства по исполнению государственной функции по ведению Регистра космических объектов, запускаемых Российской Федерацией в космическое пространство. Государственную функцию по ведению Регистра Ро-скосмос осуществляет через свое структурное подразделение - Сводное управление организации космической деятельности.
Согласно главе III данного Регламента процедура регистрации космического объекта предусматривает получение, проверку, накопление и использование информации о запущенных в космическое пространство космических объектах, внесение необходимых изменений и уточнений
в записи по результатам взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, лицами, осуществляющими эксплуатацию космического объекта, международными организациями и иностранными государствами в соответствии с требованиями законодательства и международными обязательствами Российской Федерации.
Исполнение государственной функции по ведению Регистра включает в себя следующие административные процедуры:
предварительное рассмотрение и внесение в план запусков на очередной год космических объектов, планируемых к запуску;
получение Роскосмосом заявки на регистрацию космического объекта, запущенного в космическое пространство;
проверка полноты и достоверности полученной информации о запуске космического объекта в космическое пространство;
присвоение космическому объекту регистрационного номера, внесение записи о его запуске в Регистр;
получение Роскосмосом информации о космических объектах, которые, будучи выведенными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите;
подготовка информации о космических объектах, занесенных в Ре
гистр, и передача этой информации в МИД России для представления И Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций;
получение Роскосмосом информации о международном регистрационном номере космического объекта и внесение его в Регистр;
выдача выписок из Регистра.
Помимо этого в настоящее время существует также проект Закона «О государственной регистрации космических объектов и сделок с ними». Рассматривая данный законопроект, хотелось бы отметить следующее. В нем нормативно закрепляются основные понятия, связанные с регистрацией прав на космические объекты, дается определение государственной регистрации прав на космические объекты и сделок с ними. Раскрывается перечень лиц, которые могут быть участниками правоотношений, при государственной регистрации прав на такие объекты, в частности указываются, что помимо государственных и международных организаций, ими могут являться физические и юридические лица. Также раскрывается порядок регистрации, и органы, которые должны проводить такую процедуру. Отдельно указывается на то, что договоры аренды,
доверительного управления и ипотеки космических объектов также подлежат процедуре государственной регистрации. Но в связи с последними изменениями в законодательстве открытым остается вопрос о том, как в дальнейшем будет определяться правовое положение искусственных космических объектов. Будут они и в дальнейшем относиться к движимому имуществу, либо вышеуказанный законопроект будет доработан, и в нем будет содержаться нома об отнесении искусственных космических объектов к недвижимому имуществу, что на сегодняшний день допускает ГК РФ.
В последнее время появилось ряд работ, исследующих правовую проблематику данного вопроса. Так, в своем диссертационном исследовании Д.В. Чеканов, помимо предложения о нормативном закреплении понятия искусственный космический объект, выдвигает предложение о классификации всех видов и разновидностей искусственных космических объектов как объектов гражданских правоотношений. В частности, впервые предлагается выделять пилотируемые и непилотируемые искусственные космические объекты, предоставляемые во владение и пользование, то есть с передачей права управления и контроля с Земли, или только в пользование - без передачи прав по управлению и контролю.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что искусственные кос- • мические объекты являются оборотноспособными объектами граждан- И ского права, хотя такая деятельность контролируется и регламентируется государством. Расширению оборота в данной сфере способствовало принятие единого нормативного акта, регулирующего правовой режим искусственных космических объектов, определяющих порядок обращения данных объектов в сфере рыночных отношений.
искусственный космический объект, искусственный космический объектовый, регистрация космический объект, государственный функция ведение, функция ведение регистр, космический объект являться, понятие искусственный космический, корпорация космический деятельность, государственный корпорация космический, космический деятельность роскосмос, государственный функция ведение регистр, понятие искусственный космический объект, недвижимый вещь отнести имущество, пользование передача управление контроль, искусственный космический объект являться, закон недвижимый вещь отнести, государственный корпорация космический деятельность, исполнение государственный функция ведение, космический объект составной частить, корпорация космический деятельность роскосмос,