СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Понятие и сущность некоммерческих организаций


Важенин Л.В.

доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, к.ф.н., доцент

Перечень указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации некоммерческих организаций не является исчерпывающим.

Рассмотрим юридические лица, которые относятся к некоммерческим организациям (далее - НКО):

Религиозные, общественные организации и объединения. Осуществляют деятельность в соответствии с целями, для которых они созданы. Участники не отвечают по обязательствам организаций, а те в свою очередь по обязательствам членов.

Некоммерческие партнерства - учрежденные гражданами либо юридическими лицами и основанные на принципе членства некоммерческие организации, для содействия членам организации в осуществлении

деятельности, которая направлена на достижения поставленных целей.

II 3. Формой некоммерческой организации является также учреждение - это организация, финансируемая собственником, которая создана для осуществления управленческих и других функций некоммерческого характера. При недостаточности имущества учреждения собственник несет по обязательствам субсидиарную ответственность.

Автономные некоммерческие организации. Они создаются для предоставления услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта, иных услуг на основе имущественных взносов.

К некоммерческим организациям относятся разного рода фонды. Фонд - это организация, которая не имеет членства, преследующая благотворительные, социальные, культурные цели и созданная на основе имущественных взносов. Она вправе заниматься для достижения целей создания предпринимательской деятельностью.

Ассоциации и союзы. Они создаются коммерческими организациями в целях координации предпринимательской деятельности и защиты имущественных интересов.

К некоммерческим организациям относятся еще потребительские кооперативы - объединения (добровольные) граждан и юридических

лиц, созданные для удовлетворения материальных и других потребностей на основе объединения паевых имущественных взносов.

Каждая из форм некоммерческой организации имеет свои особенности, отвечающие целям ее создания.

Правовое регулирование деятельности конкретных некоммерческих организаций осуществляется отдельными федеральными законами, в которых утверждены правила создания НКО, сфера их деятельности, источники доходов и прочее.

Отметим, что в 2010 г. Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ) введено новое понятие «социально ориентированные некоммерческие организации», к которым могут относиться большинство некоммерческих организаций, при условии, если они будут осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества.

В ФЗ РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ определены виды деятельности, по которым предусмотрена возможность поддержки таких организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. Так, в ст. 31.1 ФЗ РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ приведен перечень 12 видов деятельности. Кроме того, законами субъектов Федерации и решениями • представительных органов муниципальных образований могут допол- И няться виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Напомним, что некоммерческими организациями являются те организации, которые в процессе своей деятельности не преследуют цели извлечения прибыли и ее получения. В том случае, если коммерческая прибыль все же получена, то она не распределяется среди участников организации. Юридическое лицо, являющееся какой-либо некоммерческой организацией, может осуществлять какой-либо вид предпринимательской деятельности лишь тогда, когда это будет служить достижению тех целей, для которых она, собственно, создана и, которым она соответствует. Созданные подобные организации могут быть в той или иной форме, которые предусматриваются законодательством. Например, это может быть потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительный фонд либо государственное или муниципальное унитарное предприятие. Организации некоммерческого типа, осуществляющие подобную деятельность, служат

для оказания следующих услуг: различные социальные услуги; услуги управленческого характера; оборонная деятельность страны; правоохранительные услуги, в том числе охрана порядка общественного.

Финансы некоммерческих организаций являются материальным носителем тех разнообразных финансовых отношений, в которые эти организации вступают в процессе своей деятельности. Финансовые отношения возникают с коллективом трудящихся самой организации, с какими-либо другими лицами или организациями, а также с государственными учреждениями по поводу уплаты налогов и обязательных отчислений в бюджет. Финансы некоммерческих организаций - это деньги, которые мобилизуются из различных источников, как на осуществление деятельности предприятия, так и на его расширение. Источниками формирования этого финансового ресурса служат услуги, предоставляемые предприятием, которые в свою очередь напрямую зависят от того, какого вида и характера услуга будет оказываться (платно, бесплатно, смешано). Полная самоокупаемость либо финансирование на основе утвержденной сметы, таковы способы мобилизации и использования тех денежных ресурсов, которые составляют финансы некоммерческих организаций. Тот или иной способ применяется в зависимости от методов хозяйствования

предприятия. Сметное финансирование - это использование организа- II цией бюджетных средств различных уровней для того, чтобы она могла покрыть свои расходы, руководствуясь утвержденной сметой. При подобном способе финансирования организации свои услуги потребителям она оказывает бесплатно. Те бюджетные средства, которые предусматриваются в расходно-доходной смете, и будут являться основной частью финансового обеспечения, формирующего финансы некоммерческих организаций. Финансирование на основе утвержденной сметы применяется в социально-культурной сфере. По большей части это учреждения бюджетные, которые оказывают населению образовательные услуги, услуги в области здравоохранения и услуги социального характера. Подобным образом ведется финансирование организаций, обеспечивающих правопорядок и оборону, а также органов госбезопасности и различных органов, как государственной власти, так и местного самоуправления. Хотя основной источник финансового обеспечения некоммерческих организаций состоит из бюджетных средств, тем не менее, имеет место ряд причин, вынуждающих подобные организации заниматься поиском дополнительного внебюджетного источника финансирования. Это происходит из-за снижения качественного уровня жизни населения, нарастания проблем социального характера, увеличения потребительского

уровня как социальных, так и материальных благ, роста бюджетного дефицита и тому подобных явлений. Исходя из этого, можно заключить, что особенности финансов некоммерческих организаций могут быть определены специфической направленностью их деятельности. Помимо бюджетных средств источниками финансового обеспечения некоммерческих организаций дополнительно могут выступать взносы участников предприятия и пожертвования. В том случае, если некоммерческой организацией получена прибыль в результате какой-либо предпринимательской деятельности, по закону, она должна послужить для целевых расходов самой организации. Однако использовать этот доход в соответствии с целями организации можно лишь после уплаты налога на прибыль.

Социально ориентированные организации могут рассчитывать на поддержку государственных и муниципальных властей в различных формах: финансовой; имущественной; консультационной; в виде налоговых льгот и др.

В ст. 31.2 ФЗ РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные • реестры социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки. Названное дополнение ФЗ РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ также может служить основанием для формирования нескольких групп социально ориентированных НКО.

Отметим, что в европейских государствах имеется аналог российским социально ориентированным НКО - «организации общественной пользы». Данный статус присваивается либо налоговым органом, либо органом юстиции, дается этот статус на определенный срок (3-5 лет). Таким «организациям общественной пользы» в Европе предоставляются, в основном, налоговые льготы (косвенная поддержка) и некоторая прямая поддержка - денежными средствами.

Критерии классификации НКО могут быть различными, их выбор зависит от цели классификации. Известны разные подходы и критерии классификации НКО в других государствах. Например, классификация НКО в системе национальных счетов 1993 г. предлагается по двум основаниям: по виду экономической деятельности; по их функциям и целям (она ориентирована на НКО, которые должны оказывать помощь домашним хозяйствам).

В российском законодательстве в настоящее время понятие «домашнее хозяйство» отсутствует. Кроме того, если применять в России классификацию по видам экономической деятельности, то есть в соответствии с ОКВЭД, могут возникнуть проблемы отнесения НКО к определенной группе в том случае, если организация имеет ряд шифров в связи с широким спектром деятельности, то есть оказывает большое количество видов услуг. Это может потребовать раздельного учета доходов и расходов по шифрам ОКВЭД, что, по мнению автора, нельзя признать реальным и целесообразным.

Известно также, что в США на основании критерия «область или сфера деятельности НКО» НКО делятся на четыре отдельные группы: организации здравоохранения; образовательные учреждения; благотворительные организации; прочие НКО (кладбища, братства, профсоюзы, музеи, библиотеки, общественные союзы).

Важно отметить, что для каждой из указанных выше групп разработаны свои учетные стандарты.

В российских публикациях высказывается мнение о целесообразности группировки НКО по таким критериям, как: целевая аудитория (молодежь, школьники, женщины, пенсионеры); предметно-тематическая

направленность (экологические, правозащитные, социальные); организа- II ционно-правовая форма.

Например, Ю.О. Вербицкая считает, что необходимость классификации НКО - это путь к совершенствованию гражданского законодательства, приводит возможные группировки НКО по критериям имущественных, обязательственных, вещных прав, по отношению к собственности.

К первой группе НКО, в отношении которых у учредителей не возникают имущественные права, отнесены 32 вида НКО. Вторая группа НКО, в отношении имущества которых их учредители (участники) имеют обязательственные права, включает 18 видов организаций. Третью группу представляют НКО, на имущество которых участники сохраняют право собственности или иное вещное право. В данную группу входят учреждения всех видов, общественные учреждения, Российская академия наук и отраслевые академии наук. К частным НКО отнесены 48 видов учреждений.

По мнению автора, классификация НКО по критерию отнесения их к собственности обоснована и имеет практическое значение.

М.В.

Батурина предлагает группировать НКО по условиям финансово-хозяйственной деятельности следующим образом:

государственные и муниципальные НКО;

негосударственные НКО, которые производят частные блага;

негосударственные НКО, которые производят смешанные блага;

негосударственные НКО, занимающиеся производством только общественных благ, не осуществляют предпринимательскую (коммерческую) деятельность.

Деление НКО по критерию собственности оправданно, по мнению М.В. Батуриной, но по видам благ оно нереально и сложно. В этой же работе М.В. Батурина указывает на тенденцию распространения в других странах модели «эндаумента», которая применяется в США, Великобритании и ряде других государств. Суть модели состоит в том, что НКО получает различные источники (пожертвования, целевые взносы), накапливает их, размещает эндаумент в финансовых институтах, за счет полученных доходов (процентов) от размещения средств организация осуществляет свои текущие расходы, не затрагивая ранее поступившие целевые суммы. М.В. Батурина отмечает, что доходы, полученные с эндаумента, не подлежат налогообложению, а взносы организаций и физических лиц в счет формирования эндаумента также уменьшают налогооблагаемую сумму. • Далее М.В. Батурина указывает на наличие точки зрения, что коммерче- И ские и некоммерческие организации не имеют существенных различий, поскольку используют одинаковые экономические ресурсы (землю, трудовые ресурсы, результаты научно-технического прогресса). Однако же общепризнанное различие коммерческих и некоммерческих организаций выражается в цели их деятельности, поэтому совершенно оправданно выделение некоммерческих организаций в самостоятельную группу.

К государственным некоммерческим организациям относятся те организационно-правовые формы, которые учреждены на основе федеральных или региональных законов, а именно: государственная корпорация; государственная компания; государственные учреждения; бюджетное учреждение; казенные учреждения; автономная некоммерческая организация (если она создана путем преобразования государственного юридического лица другой организационно-правовой формы).

К муниципальным некоммерческим организациям относятся: муниципальные учреждения; бюджетные учреждения, финансируемые из муниципальных бюджетов.

В состав государственных и муниципальных некоммерческих организаций входят казенные учреждения, создание которых может осуществляться путем изменения типа бюджетных учреждений. Порядок изменения типа бюджетных учреждений определяется Правительством РФ по федеральным бюджетным учреждениям, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации и местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных. Важно заметить, что казенные учреждения могут опять изменить тип путем создания бюджетных учреждений соответствующего уровня.

К негосударственным некоммерческим организациям относится достаточно много видов: общественные и религиозные организации (объединения); общины коренных малочисленных народов Российской Федерации; казачьи общества; фонды; некоммерческие партнерства; частные учреждения.

Негосударственные некоммерческие организации в России, основу И которых составляли первоначально общественные организации и объединения, стали появляться в последнее десятилетие прошлого века.

В настоящее время идет процесс увеличения числа государственных, муниципальных и негосударственных некоммерческих организаций в форме автономных учреждений. В автономную некоммерческую организацию могут быть преобразованы некоммерческое партнерство и частное учреждение. Сама автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд. Преобразование бюджетных учреждений в автономные нацелено на их коммерциализацию.

Обязательно следует выделить в отдельную группу НКО, выполняющие функции иностранного агента. Признаки иностранного агента даны в ст. 6 ФЗ РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Российские организации признаются иностранными агентами, если они получают денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, и которые участвуют, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Вместе с тем действие ст. 6 ФЗ РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ не распространяется на государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения, на религиозные организации, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном порядке, то есть они не могут выполнять функции иностранного агента.

Иностранная некоммерческая неправительственная организация может осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства, которые признаются формой некоммерческой организации и подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Они, по нашему мнению, также должны представлять самостоятельную группу НКО для целей мониторинга и контроля.

Важно показать очевидную необходимость выработки четких критериев их группировки, которая необходима как для анализа организации бухгалтерского учета, так и для анализа налогообложения.

Деятельность многих некоммерческих организаций в России в настоящее время контролируется государством, Федеральным казначейством, а также аудиторами и аудиторскими организациями, которые осущест- • вляют финансовый контроль. В связи с этим важно иметь достоверную И бухгалтерскую отчетность и правильное отражение операций по учету источников финансирования расходов, самих расходов и запасов.

Таким образом, некоммерческие организации создаются физическими и юридическими лицами. Некоммерческие организации не ставят цели извлечения прибыли. Они имеют право на осуществление предпринимательской деятельности, но прибыль нельзя распределять между участниками, она расходуется в соответствии с целями, для которых организация создавалась. В ходе создания некоммерческой организации должен быть обязательно сформирован банковский счет, смета и личный баланс.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ