СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Взаимодействие следователя с органами дознания


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ

Для розыска и привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, важно обеспечение эффективного взаимодействия служб, обеспечивающих расследование, что особенно важно на первоначальном этапе. Целью данной работы является исследование взаимодействия следователя с органами дознания. В криминалистике под взаимодействием понимается одна из форм организации расследования преступлений, базирующаяся на УПК РФ и ФЗ об ОРД. Под взаимодействием следователя с органами дознания понимается основанная на законах и ведомственных нормативных актах совместная согласованная деятельность по разрешению задач уголовного судопроизводства, обеспечивающая достижение качественно более высокого уровня по сравнению с простым суммированием индивидуальных возможностей участников.

Задачами взаимодействия при расследовании являются: обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; раскрытие преступлений; своевременное изобличение лиц и привлечение их к уголовной ответственности; совместная деятельность по розыску преступников; пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению. Основной формой является создание следственно-оперативных рабочих групп. Их задачей является разработка как долгосрочных рабочих планов, так и планирование отдельных следственнооперативных мероприятий. Деятельность группы предполагает использование процессуальных и непроцессуальных форм взаимодействия и соответствующих методов расследования, поэтому подобные группы являются наиболее оптимальным и продуктивным объединением. Важнейшим при взаимодействии является правильное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мер и четкое разграничение функций.

Производство отдельных мероприятий или следственных действий регламентировано ч. 4 ст. 38 УПК РФ: следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения. Согласно ст. 164 УПК РФ следователь вправе привлечь к следственным действиям лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

К непроцессуальным формам взаимодействия относят формы взаимодействия, которые прямо не предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Они устанавливаются федеральными законами Российской Федерации, ведомственными нормативными актами. Эти формы вырабатываются в процессе деятельности и не противоречат нормативно-правовым актам. Данная форма взаимодействия может возникнуть на любом этапе (совместный выезд на место происшествия, совместное планирование работы, взаимный обмен информацией, использование результатов оперативно-розыскной деятельности).

Высокий уровень организации и взаимодействия обеспечивается взаимной информированностью. Наиболее эффективной формой обмена информацией является непосредственное ознакомление следователя с оперативными данными, однако это ограничено ведомственными нормативно-правовыми актами, запрещающими разглашать источники информации. Чаще всего следователи получают краткие справки о добытых сведениях. Для повышения полноты передаваемой следствию информации необходимы четкие указания следователя на задачи, которые он собирается решать, что позволит максимально точно выделить информацию, которая необходима следствию.

Таким образом, для эффективного взаимодействия служб, обеспечивающих проведение расследования, необходимо применение адекватных методов и форм организации расследования преступлений, а также четкие и точные указания следователя на задачи, которые он собирается решать при помощи оперативной информации.


П.А. Потекаев, студент ЮИ ТГУ Научный руководитель - канд. юрид. наук, доцент Н.С. Дергач





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ