СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Правовой статус российской прокуратуры после внесения 5 февраля 2014 г. поправки в конституцию российской федерации


ПРАВОВОЙ СТАТУС РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ ПОСЛЕ ВНЕСЕНИЯ 5 ФЕВРАЛЯ 2014 Г. ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 февраля 2014 г. Президентом РФ был подписан Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о поправке).

Изменения в Конституции РФ относительно прокуратуры были следующие: изменилось название гл. 7 Конституции РФ на «Судебная власть и прокуратура»; исключено закрепление прокуратуры как единой централизованной системы органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; расширились полномочия Президента РФ в отношении назначения на должность и освобождения от должности прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним, а также Президент РФ теперь вносит представления о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Генерального прокурора РФ.

Изменение названия гл. 7 касается вопроса места прокуратуры в системе органов

государственной власти, построенных по принципу разделения властей. Имеют место споры о том, к какой из трех основных ветвей власти относится прокуратура, нужно ли выделять для прокуратуры иную ветвь власти. Распространенным является мнение о том, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти и выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов» . Наиболее приближенным к реальной действительности является мнение Ю.И. Скуратова, который считает, что прокуратура является правовым механизмом реализации полномочий Президента РФ . Можно ли на сегодняшний день согласиться с мнением Ю.И. Скуратова? Отвечая на данный вопрос, нужно обратить внимание на то, сохраняются ли принципы прокурорского надзора в действующей редакции ст. 129 Конституции РФ. Принцип единства прокурорского надзора сохраняется, находя свое отражение в ст. 1 Федерального закона от 17.02.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В журнале «Российская законность» поднимался вопрос о принципе независимости органов прокуратуры, в частности, А. Мыцыков и И. Ткачев считают, что Президент РФ не воздействует в какой-либо форме на прокурора с целью повлиять на его решение или воспрепятствовать в какой-либо форме его деятельности, поэтому указанный принцип не нарушается. Важно обратить внимание на то, что новыми полномочиями, указанными в ст. 129 Конституции РФ, Президент РФ сосредоточивает в своих руках больше власти и ограничивает в полномочиях Генерального прокурора РФ.

В 1722 г. прокуратура учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система органов на основе принципа централизации. Прокуроры осуществляли надзор преимущественно за законностью в деятельности государственных органов, должностных лиц и издаваемых ими правовых актов. На протяжении практически трехсот лет прокуратура изменялась, начиная с преобразования в орган уголовного преследования вплоть до ликвидации, но она всегда была «оком государевым», поскольку всегда была подотчетна главе государства.

Таким образом, сегодня прокуратура как орган государства претерпевает возврат к своему прежнему назначению, которое было заложено еще при Петре I. Новые полномочия Президента РФ в отношении заместителей Г енерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ создают отношения подотчетности указанных лиц от Президента РФ, что усиливает контроль Президента РФ над деятельностью прокуратуры. Однако заместители Генерального прокурора РФ, прокуроры субъектов и приравненные к ним продолжают действовать на основе подчинения Генеральному прокурору РФ.


Я.Р. Суворова, студентка ЮИ ТГУ Научный руководитель - канд. юрид. наук, доцент С.Л. Лонь





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ