СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Возвращение прокурорского следствия: плюсы и минусы


ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО СЛЕДСТВИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Вопрос возвращения следствия прокуратуре РФ является одним из самых дискуссионных за последние три года. Так, в 2007 г. в УПК РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» были внесены поправки, в соответствии с которыми следователи прокуратуры были выделены в самостоятельный орган - Следственный комитет при прокуратуре РФ. Но уже в 2011 г. данный орган перестал существовать по причине создания нового - Следственного комитета РФ (далее - СК РФ). Необходимость создания единого СК РФ объясняли тем, что прокуроры, занятые многими другими важными делами, не могли уделять следственной работе должного внимания. Представляется, что в ходе реформы была утрачена одна из важнейших гарантий правосудия - эффективный надзор за предварительным следствием.

Предварительное следствие в стране находится на недопустимо низком уровне независимо от ведомственной принадлежности следственного аппарата (МВД, ФСКН, ФСБ). Примеров много: при расследовании допускаются грубейшие нарушения прав

обвиняемых и потерпевших, установленных законом правил производства следственных действии.

Не все, однако, согласны с необходимостью возвращения следствия в лоно прокуратуры. Так, например, на расширенном заседании коллегии СК РФ А.И. Бастрыкин заявил, что в настоящее время следователь искусственно включен в число участников стороны обвинения и фактически этим в своей деятельности связан, зачастую в ущерб истине. Делая вывод из этого заявления, можно прийти к заключению, что нет серьезных оснований против изменения в уголовном процессе места и роли прокурора, нежели следователя. Законодатель сделал к этому первый шаг - формально прокурор стал независим от результата расследования. Формально - в силу того, что применительно к прокуратуре Следственный комитет был ее структурной частью.

Сделан и второй, более значимый шаг, который, по сути, сделал прокурора независимым субъектом уголовно-процессуальной деятельности, - принят ФЗ от 28 декабря 2010 г. «О Следственном комитете Российской Федерации». Начались подвижки в сторону расширения полномочий прокурора по надзору за предварительным следствием. Так, ФЗ от 28 декабря 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» предоставил прокурору право напрямую отменять постановления об отказе в возбуждении уголовного дела - теперь он может отменять и постановление о приостановлении предварительного следствия.

Как считал А.С. Барабаш, в настоящее время нет никаких препятствий для возвращения прокурору активных надзорных полномочий, которые были переданы судье, причем в той форме, в какой они там реализуются, и надзорных полномочий руководителей следственных подразделений. Следует обратить внимание на один важный момент, хотя он и находится за пределами уголовнопроцессуального регулирования: структура уже существует, не нужно ничего создавать, прокуроры еще не забыли суть надзорной деятельности, а приданная им настоящая независимость позволяет надеяться на ожидаемую обществом отдачу. Не стоит забывать и то, что таким решением будут экономиться и деньги налогоплательщиков, отпадут основания для введения института следственных судей. Что касается финансовой составляющей, то разделенные СК РФ и прокуратура РФ недешево обходятся государству - количество штатных единиц в органах большое, но сама эффективность работы не оправдывает надежды государства, а затраты из бюджета, мягко говоря, являются значительными.

В ближайшей перспективе планируется создание объединенного следственного комитета (ОСК РФ), куда войдут следственные аппараты МВД РФ, ФСКН РФ и сам СК РФ. Думается, что создание ОСК РФ будет служить альтернативой возврата следователей прокуратуре, так как, во-первых, данная реформа позволит собрать в кулак сразу три органа следствия, что непременно позитивно скажется на раскрываемости преступлений и их превенции, и, во-вторых, будет осуществляться единый прокурорский надзор за их деятельностью.


Е.Е. Карпенко, студент РЭУ им. Г.В. Плеханова Научный руководитель - канд. юрид. наук, доцент Н.А. Быданцев





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ